Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных, немедленно покиньте сайт.

Опера в 4-х действиях «Кармен»

ГАУК РБ "Бурятский государственный академический театр оперы и балета им. н. а. СССР Г. Цыдынжапова"

Опера в 4-х действиях «Кармен»

О спектакле

опера в 4-х действиях на французском языке

Дирижёр-постановщик – Леонид Корчмар/ Санкт-Петербург

Режиссёр-постановщик – Юрий Лаптев/ Санкт-Петербург

Хореограф-постановщик – Владимир Романовский/ Санкт-Петербург

Премьера – 23-24 мая 2016 г.

Продолжительность спектакля 3 часа 15 минут


ОПЕРА, СТАВШАЯ ПОПУЛЯРНОЙ НА ВСЕ ВРЕМЕНА И У ВСЕХ НАРОДОВ

Жорж Бизе начал работать над «Кармен» в 1874 году, взяв сюжет из одноимённой новеллы французского писателя Проспера Мериме. Вместе с либреттистами Мельяком и Галеви сумел создать сценическое произведение, наполненное яркими и живыми образами. Будь то Хозе, показанный «простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным». Или мужественный тореадор Эскамильо, или невеста Хозе – нежная и ласковая Микаэла. Или главная героиня Кармен, воплощение не только женской красоты, свободолюбия, но и обаяния.

Одним из первых музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский. «Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими.

Бурятские зрители впервые услышали «Кармен» в 1949 году в постановке Гомбо Цыдынжапова. История гениальной оперы, не раз ставившейся в нашем театре, знает немало замечательных имён исполнителей заглавных партий. Одно из них – народный артист СССР Дугаржап Дашиев, блиставший в партии Хозе вместе с заслуженной артисткой России, лауреатом Всесоюзного конкурса имени М. Глинки Ольгой Аюровой-Кармен не один сезон.


Содержание

Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 году. Сюжет ее заимствован из одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме (1803—1870), написанной в 1845 году. Опытные литераторы А. Мельяк (1831—1897) и Л. Галеви (1834—1908) существенно изменили содержание новеллы

Хозе, изображенный писателем как мрачный, гордый и суровый разбойник, в опере – крестьянский парень, ставший драгуном, простой, честный, но вспыльчивый и слабохарактерный человек. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо, едва намеченный в новелле, получил в опере яркую и сочную характеристику. Еще более развит по сравнению с литературным прототипом образ невесты Хозе Микаэлы — нежной и ласковой девушки, облик которой оттеняет необузданный и пылкий характер цыганки. Существенно изменен и образ главной героини. Кармен в опере — воплощение женской красоты и обаяния, страстного свободолюбия и смелости. Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков.

И, наконец, авторы оперы ввели в действие колоритные народные сцены. Это придало иное освещение, другой колорит новелле Мериме, более того, иную идейную направленность: мрачная по краскам драма приобрела характер оптимистической трагедии. Жизнь темпераментной, пестрой толпы под жгучим солнцем юга, романтические фигуры цыган и контрабандистов, приподнятая атмосфера боя быков с особой остротой и яркостью подчеркивают в опере самобытные характеры Кармен, Хозе, Микаэлы и Эскамильо, драматизм их судеб. Эти сцены придали трагическому сюжету оптимистическое звучание.

Силой жизнелюбия, излучаемой народными сценами, пронизан и образ героини. В прославлении открытых, простых и сильных чувств, непосредственного, импульсивного отношения к жизни основная особенность оперы Бизе, ее высокая этическая ценность. «„Кармен», — писал Ромен Роллан,— вся во вне, вся жизнь, вся свет без теней, без недосказанности».

Концентрируя действие, сжимая его, освобождая от побочных интриг, но одновременно расширяя для усиления роли народного начала, авторы оперы насытили драматургию жизненно достоверными контрастами, придали ее развитию энергию и динамику. В противовес Хозе тореадор Эскамильо приобрел волевую, героическую, хотя и несколько внешнюю характеристику, а антитезой к Кармен явилась ласковая и нежная Микаэла — образ, созданный либреттистами на основе вскользь брошенной писателем фразы о «девушке в голубой юбке и с светлыми косами».

В конкретном контексте оперы данная антитеза помогала разностороннее показать душевную драму Хозе, его мучительные поиски счастья.

Премьера «Кармен» состоялась в Париже 3 марта 1875 года и успеха не имела. Автора обвинили в безнравственности: свободное проявление чувств героев — простых людей из народа — претило ханжеской буржуазной морали.

Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П. И. Чайковский. «Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. Если в 1876 году «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, то за рубежом — в Вене (1875), Петербурге (1878) и многих других городах Европы ее успех был поистине триумфальным. В Париже постановка «Кармен» была возобновлена в 1883 году в редакции Э. Гиро (1837—1892), который заменил разговорные диалоги речитативами и добавил балетные сцены в финале оперы, взяв музыку из других произведений Бизе.

«Кармен» — один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» — в неразрывной внутренней связи героев и народа.

Одно из самых выдающихся произведений мировой оперной классики.

Русская премьера состоялась в 1885 (Мариинский театр, дирижер Направник, в партии Кармен Славина). «Кармен» имеет беспрецедентную популярность вот уже более 100 лет. Её зажигательные мелодии: хабанера «L’amour est oiseau rebelle», куплеты тореадора «Votre toast», проникновенные лирические эпизоды (ария Хозе «с цветком» из 2 д. и др.) на слуху также, как самые популярные народные и эстрадные песни.

В 1967 Г. Караян осуществил постановку фильма-оперы «Кармен» с участием Грейс Бамбри, Джона Викерса, Миреллы Френи. Новую версию оперы снял в 1983 Ф. Рози (дир. Маазель, солисты Хулия Михенес-Джонсон, Пласидо Доминго и др.). Среди постановок последних лет отметим спектакли 1996 в Метрополитен-опере (Денис Грейвз в заглавной партии) и в Мариинском театре (дир. Валерий Гергиев).


Роли

Кармен: Юлия Маточкина
Хозе: Михаил Пирогов
Эскамильо: Мунхзул Намхай


17 сентября 18.30

О спектакле

опера в 4-х действиях на французском языке

Дирижёр-постановщик – Леонид Корчмар/ Санкт-Петербург

Режиссёр-постановщик – Юрий Лаптев/ Санкт-Петербург

Хореограф-постановщик – Владимир Романовский/ Санкт-Петербург

Премьера – 23-24 мая 2016 г.

Продолжительность спектакля 3 часа 15 минут


ОПЕРА, СТАВШАЯ ПОПУЛЯРНОЙ НА ВСЕ ВРЕМЕНА И У ВСЕХ НАРОДОВ

Жорж Бизе начал работать над «Кармен» в 1874 году, взяв сюжет из одноимённой новеллы французского писателя Проспера Мериме. Вместе с либреттистами Мельяком и Галеви сумел создать сценическое произведение, наполненное яркими и живыми образами. Будь то Хозе, показанный «простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным». Или мужественный тореадор Эскамильо, или невеста Хозе – нежная и ласковая Микаэла. Или главная героиня Кармен, воплощение не только женской красоты, свободолюбия, но и обаяния.

Одним из первых музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский. «Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими.

Бурятские зрители впервые услышали «Кармен» в 1949 году в постановке Гомбо Цыдынжапова. История гениальной оперы, не раз ставившейся в нашем театре, знает немало замечательных имён исполнителей заглавных партий. Одно из них – народный артист СССР Дугаржап Дашиев, блиставший в партии Хозе вместе с заслуженной артисткой России, лауреатом Всесоюзного конкурса имени М. Глинки Ольгой Аюровой-Кармен не один сезон.


Содержание

Бизе начал работать над оперой «Кармен» в 1874 году. Сюжет ее заимствован из одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме (1803—1870), написанной в 1845 году. Опытные литераторы А. Мельяк (1831—1897) и Л. Галеви (1834—1908) существенно изменили содержание новеллы

Хозе, изображенный писателем как мрачный, гордый и суровый разбойник, в опере – крестьянский парень, ставший драгуном, простой, честный, но вспыльчивый и слабохарактерный человек. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо, едва намеченный в новелле, получил в опере яркую и сочную характеристику. Еще более развит по сравнению с литературным прототипом образ невесты Хозе Микаэлы — нежной и ласковой девушки, облик которой оттеняет необузданный и пылкий характер цыганки. Существенно изменен и образ главной героини. Кармен в опере — воплощение женской красоты и обаяния, страстного свободолюбия и смелости. Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков.

И, наконец, авторы оперы ввели в действие колоритные народные сцены. Это придало иное освещение, другой колорит новелле Мериме, более того, иную идейную направленность: мрачная по краскам драма приобрела характер оптимистической трагедии. Жизнь темпераментной, пестрой толпы под жгучим солнцем юга, романтические фигуры цыган и контрабандистов, приподнятая атмосфера боя быков с особой остротой и яркостью подчеркивают в опере самобытные характеры Кармен, Хозе, Микаэлы и Эскамильо, драматизм их судеб. Эти сцены придали трагическому сюжету оптимистическое звучание.

Силой жизнелюбия, излучаемой народными сценами, пронизан и образ героини. В прославлении открытых, простых и сильных чувств, непосредственного, импульсивного отношения к жизни основная особенность оперы Бизе, ее высокая этическая ценность. «„Кармен», — писал Ромен Роллан,— вся во вне, вся жизнь, вся свет без теней, без недосказанности».

Концентрируя действие, сжимая его, освобождая от побочных интриг, но одновременно расширяя для усиления роли народного начала, авторы оперы насытили драматургию жизненно достоверными контрастами, придали ее развитию энергию и динамику. В противовес Хозе тореадор Эскамильо приобрел волевую, героическую, хотя и несколько внешнюю характеристику, а антитезой к Кармен явилась ласковая и нежная Микаэла — образ, созданный либреттистами на основе вскользь брошенной писателем фразы о «девушке в голубой юбке и с светлыми косами».

В конкретном контексте оперы данная антитеза помогала разностороннее показать душевную драму Хозе, его мучительные поиски счастья.

Премьера «Кармен» состоялась в Париже 3 марта 1875 года и успеха не имела. Автора обвинили в безнравственности: свободное проявление чувств героев — простых людей из народа — претило ханжеской буржуазной морали.

Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П. И. Чайковский. «Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. Если в 1876 году «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, то за рубежом — в Вене (1875), Петербурге (1878) и многих других городах Европы ее успех был поистине триумфальным. В Париже постановка «Кармен» была возобновлена в 1883 году в редакции Э. Гиро (1837—1892), который заменил разговорные диалоги речитативами и добавил балетные сцены в финале оперы, взяв музыку из других произведений Бизе.

«Кармен» — один из шедевров оперного искусства. Музыка, полная жизни и света, ярко утверждает свободу человеческой личности. Глубоко правдив драматизм столкновений и конфликтов. Герои оперы обрисованы сочно, темпераментно, во всей психологической сложности характеров. С большим мастерством воссоздан национальный испанский колорит и обстановка действия драмы. Сила оптимизма «Кармен» — в неразрывной внутренней связи героев и народа.

Одно из самых выдающихся произведений мировой оперной классики.

Русская премьера состоялась в 1885 (Мариинский театр, дирижер Направник, в партии Кармен Славина). «Кармен» имеет беспрецедентную популярность вот уже более 100 лет. Её зажигательные мелодии: хабанера «L’amour est oiseau rebelle», куплеты тореадора «Votre toast», проникновенные лирические эпизоды (ария Хозе «с цветком» из 2 д. и др.) на слуху также, как самые популярные народные и эстрадные песни.

В 1967 Г. Караян осуществил постановку фильма-оперы «Кармен» с участием Грейс Бамбри, Джона Викерса, Миреллы Френи. Новую версию оперы снял в 1983 Ф. Рози (дир. Маазель, солисты Хулия Михенес-Джонсон, Пласидо Доминго и др.). Среди постановок последних лет отметим спектакли 1996 в Метрополитен-опере (Денис Грейвз в заглавной партии) и в Мариинском театре (дир. Валерий Гергиев).


Роли

Кармен: Юлия Маточкина
Хозе: Михаил Пирогов
Эскамильо: Мунхзул Намхай


" data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj">

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии