Заведующий Эдэрмэгским СДК Чингис Гонжапов: «Кто, если не мы сохранит культуру и историю родного села…»

Пресс-служба Министерства культуры Бурятии
816

Чингис Гонжапов – заведующий Эдэрмэгским сельским домом культуры Кижингинского района. ДК находится на территории сельского поселения «Верхнекижингинский сомон» в у. Эдэрмэг. Чингис обожает свою работу, о ней он может говорить часами.  На счету у него немало актерских и режиссерских работ. Он режиссер-постановщик миниатюр и представлений Эдэрмэгского народного театра: «Буряад хүгжэмшэд», «Хүдөөгэй хүйхэрнүүд», «А зори здесь тихие», «Зургаанай хүдхэшүүл», «Үзэлшэ hамган».

 В интервью Чингис рассказал, что заставило бухгалтера переучиваться на режиссера, о репертуаре Эдэрмэгского народного театра, а также о творчестве, о любви к профессии, о том, что желание остаться на малой родине – это осознанный шаг.

К тому же с 15 по 21 марта Чингис прошел обучение во VII Всероссийской лаборатории режиссеров любительских театров в городе Звенигород Московской области. Организатор – Союз театральных деятелей России. Занятия проходили по режиссуре, актерскому мастерству, сценическому движению.

 - Чингис, расскажите о сельском клубе, который вы возглавляете? Сколько культурных формирований? Активное ли у вас село?

 - Основная цель Эдэрмэгского СДК сохранение культурного наследия и творческого потенциала села, передача культурных ценностей подрастающему поколению.

Проводятся мероприятия, которые охватывают разные спектры жизни – это патриотические, эстетические, экологические, пропаганда здорового образа жизни.

Большое внимание уделяется работе с любительскими объединениями, ТОСовскими движениями, работе с детьми и подростками, молодежью. На данный момент при доме культуры активно работают 9 коллективов художественной самодеятельности и клубных объединений, Эдэрмэгский народный театр и детский «Образцовый» ансамбль песни и танца «Арюна». Организовывая мероприятия, мы находимся в постоянном поиске новых идей для праздников, например на Новый год проводили конкурс среди ТОСов «Точь-в-точь», на Сагаалган организовали конкурс «Слабое звено по-бурятски», по мотивам популярной ТВ игры. Жители села принимают активное участие в культурной жизни, оказывают помощь в проведении культурно-спортивных мероприятий и праздников, многократно становятся спонсорами наших проектов. Летом 2019 года благодаря спонсорской поддержке сельчан был снят видеоклип «Эльгэнэй хэшэг Эдэрмэгнай».

- Давно ли вы стали заведующим Эдэрмэгского дома культуры?

- После школы, в 2010 году я окончил Бурятский Аграрный колледж им. М.Ербанова по специальности «Бухгалтер экономист». Работал бухгалтером до тех пор, пока не начал свою трудовую деятельность в сфере культуры в качестве режиссера Эдэрмэгского народного театра с апреля 2014 года. В первое время испытывал трудности, так как необходимого образования у меня не было. В 2015 году перешел на должность заведующего Эдэрмэгского СДК. В 2014 году поступил с Восточно-Сибирский государственный институт культуры по специальности режиссер театрализованных представлений и праздников, в июне 2019 году получил диплом. За годы обучения в институте культуры, под руководством своих преподавателей, я узнал много нового и нужного для работы. В данное время занимаюсь постановками миниатюр, театрализованных представлений, организовываю концерты и праздники.

- Расскажите об Эдэрмэгском народном театре, актеры – это любители театрального искусства?

 - В 70-ые годы был организован драматический кружок под руководством учительницы начальных классов Ванчик Туденовой. С годами кружок превратился в большой драматический коллектив. И в 1989 году в связи со 100-летним юбилеем основоположника бурятской литературы Хоца Намсараева был поставлен спектакль «Тахуунайн таабаринууд» - Г.Дашабылова. Режиссером постановщиком стал Ф.Сахиров, музыку к спектаклю написал Жигжит Батуев.

Сегодня коллектив театра разновозрастной, это преданные и влюбленные в искусство люди. Для многих играть в спектаклях – это любимое хобби. Несмотря на это многих артистов можно назвать профессионалами. Так, Шагдаров Эрдэни и Хардаева Маргарита были дважды награждены дипломами за «Лучшую мужскую роль» и за «Лучшую женскую роль» на Республиканских фестивалях. Несмотря на занятость артисты выступают с полной самоотдачей творческих сил, они полны энергии и оптимизма. Репертуар театра состоит из спектаклей разнохарактерного плана, с которыми коллектив прекрасно справляется.

- Какой спектакль вызвал наибольший отклик у зрителей?

 - Один из таких спектаклей «Бурэнхын хашхараан» по пьесе Геннадия Башкуева. Режиссер постановщик Сэлмэг Цыренова. Действие происходит на окраине г. Улан-Удэ, в одной из так называемых «нахаловок». Герои драмы простые жители из деревни, которые изо всех сил пытаются стать «городскими». История разворачивается вокруг желания главной героини – Баирмы. Женщина хочет получить квартиру и городскую прописку с целью вылечить дочь Туяну в Улан-Удэ. Для того, чтобы получить заветную «хрущевку», Баирма должна уговорить Баира, бывшего мужа и отца Туяны, снова жениться на ней. Этому желанию сопротивляются девушка Баира - Роза и нынешний муж Баирмы - Жаргал. Это история о любви матери к ребенку, мужчины к женщине, о непростых жизненных ситуациях. Спектакль рассказывает о людях, которые любят, живут и радуются, вопреки всем жизненным перипетиям. Спектакль был удостоен диплома второй степени на Республиканском фестивале народных театров и драматических коллективов в 2018 году.

- Все ли проблемы решены в доме культуры? На что жалуетесь? Как собираетесь решать проблемы?

- Пожалуй, основными проблемами являются слабая материально техническая база, отсутствие финансирования. Нуждаемся в костюмах. Решать данные проблемы планируем с помощью спонсорской поддержки, пишем грантовые проекты.

 - Чингис, за что вы любите свою профессию?

- После окончания школы я долгое время пытался найти себя. Как я уже говорил ранее моя первая специальность это «Бухгалтер экономист». Когда я работал бухгалтером, меня не покидало чувство, что это не мое. Спустя некоторое время я пришел в культуру, и мне понравилось. Дарить праздник зрителям – это счастье. В сельской местности жизнь протекает однообразно, праздники же привносят разнообразие. Зритель эмоционально отдыхает, получает удовольствие от мероприятий. Набирается сил. К тому же делаем большое дело, пропагандируем и сохраняем родной язык, а также традиции своего народа. Благодаря стремлению жителей сохранить свою культуру и историю - живо и село. Мне нравится быть частью этой большой слаженной работы, которая сохраняет культурное наследие своего народа.

- Чингис, почему вы не переехали в Улан-Удэ, а остались в Кижинге?

- Мне много раз задавали этот вопрос. Можно сидеть часами и рассуждать на эту тему, искать ответ внутри себя. На ум приходит пословица: «где родился там и пригодился». Ведь работая на родной земле, в окружении родных, друзей на которых можно положиться в трудную минуту, чувствуешь прилив новых сил. Родные земли вдохновляют, на ум приходят новые идеи, а значит их воплощение не за горами. Мне кажется, что работникам сельских домов культуры приходится сложнее, в том плане, что им приходится быть всесторонне развитыми, для того чтобы поддерживать очаг культуры на селе. Ведь в сельских клубах штат не такой большой в отличие от районных домов культуры. Благодаря этой разносторонности мы работаем во благо своей малой родины.

- Вы же еще и актер. Расскажите, что вам ближе - быть заведующим или актером?

- У каждой работы есть свои плюсы и свои минусы. Быть актером в какой-то степени проще. Актер помещен в определенное предлагаемое обстоятельство и проживает чужую жизнь. Режиссер ставит конкретные задачи. Исполнение роли требует ответственности. От актерской игры зависит насколько точно раскроешь своего персонажа. На мой взгляд, заведующим быть сложнее. Помимо выполнения требуемых планов и  отчетов, приходится решать важные вопросы. Могут возникнуть конфликты, которые приходится решать, что не всегда приятно. Быть заведующим - это большая ответственность. Я разносторонний человек, мне все интересно. Я думаю, одно другому не мешает, можно быть заведующим и одновременно актером.

- Ваши любимые роли и почему?

- «Любая роль будь она главной или хоть минутной, со словами или без слов это уже большая роль» - говорил мне мой мастер курса Виктор Столбовский. Я полностью согласен с ним. Для меня каждая роль ценная. Я переживаю весь путь своего героя от начала до конца спектакля. Внутренние переживания персонажа, поступки становятся частью меня. Получается взаимообмен. Многому учишься у своего героя. С каждой ролью связана своя история. Я ценю все роли, которые мне удалось воплотить в спектаклях и кинематографе: «Хэнзэ ногоон» - Агбаан, «Бурэнхын хашхараан» - Жаргал, «Тайшаагай ташуур» - Ринчин-Доржо Дымбылов, «Бэлигэй зам – хундэ зам» - леший, «Зуhалан» - лучник.

- Часто бываете в городе? Какие культурные учреждения посещаете?

- В Улан-Удэ в основном бываю по работе, приезжаем на различные конкурсы. Я поклонник Бурятского драматического театра, в котором работала моя тетя заслуженная артистка Бурятской АССР Цындыма Гончикова. По возможности стараюсь посещать премьеры.

- Вы съездили на обучение в Московскую область, расскажите о своих впечатлениях.

- Я счастлив, что мне довелось принять участие во VII Всероссийской Лаборатории для режиссеров любительских театров под руководством профессора Российского института театрального искусства (ГИТИС) Михаила Чумаченко. Организация лаборатории была на высоком уровне. Я рад, что довелось пообщаться с мастерами своего дела, обменяться опытом с участниками лаборатории. В целом я очень доволен поездкой.

- Чингис, это ваши первые курсы по повышению квалификации?

- На моем счету это первая Всероссийская лаборатория, в которой я принял участие. Хотя я стараюсь посещать разные курсы, которые проводит Республиканский центр народного творчества Бурятии, такие как: курсы для фольклорных руководителей, режиссеров и т.д. В этот раз узнал много нового. Например, мы разбирали пьесу Александра Островского «Таланты и поклонники», где мы пытались понять мотивы поступков героев. Процесс анализа был увлекательным. Теперь я могу сказать одно, благодаря участию в данной лаборатории я на один шаг стал ближе к своей цели – постановке собственного спектакля.

Отметим, что в 2020 году курсы по повышению квалификации по национальному проекту «Культура» пройдут 100 специалистов в сфере культуры. В 2019 году в рамках этой же федеральной программы свыше 100 работников прошли курсы в ведущих ВУЗах России.

 

 

 

Читайте также