Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных, немедленно покиньте сайт.

«Родной земли во мне не рвется нить»


Продолжая тему формирования  нравственных ценностей,  17 октября  в центральной библиотеке п. Нижнеангарск  проведено  мероприятие с учащимися 6 «а» класса под названием «Родной земли во мне не рвется нить»

Краткая историческая справка о создании многонационального Российского государства, о том какие национальности населяли азиатскую ее часть, где расселялись тунгусы до настоящего времени, заинтересовало учащихся с первых минут. Затем они познакомились с легендой появления и расселения эвенков в нашем Северо- Байкальском районе. …Некогда существовали у тунгусов большие шаманы в верховьях полноводной сибирской реки Лены. Однажды во время своих шаманских скитаний один из них вместе с тремя братьями   прибыл на Витим и кочевал дальше до Кичерских озер. Увидев, что здесь много зверя и рыб, решил остановиться. Вскоре шаман умер и велел похоронить себя в устье реки Аракинды. Братья исполнили его волю, а сами обосновались в этих местах и дали начало трем эвенкийским родам: Киндигиры, Шамагиры, и Чильчигиры.   А далее шло знакомство уже с Киндигирским родом, о том, что Душкачан означает в переводе «отдушина», то есть протока, входящая в реку Кичера. Эвенки расположились на высоком берегу реки этой реки в 12 километрах от озера Байкал и устья реки Кичеры, устанавливая свои чумы. Все тунгусы разделялись на бродящих (горные или орочены от слова олень) и оседлых (береговые или ламучены, от слова ламу - вода, море). Главнейшим богатством для эвенков в течение всей жизни являлся олень, чем больше оленей, тем больше добывается зверя на охоте. Чум и летом и зимой был основным жилищем. В центре устраивался очаг, против входа - почетное место для гостей, полочки для посуды и продуктов, в верхней части перекладина для сушки одежды. Поты, свернутые постели, шкуры оленя располагались по периметру чума. Особое отношение было у них и к хозяину тайги медведю (амаку). Когда наступали морозные дни в декабре – январе, родственники собирались вместе, устраивали праздники , отмечали знаменитые эвенкийские свадьбы, водили хороводы и плясали «Одеру» .   Преклонялись они и силам природы, духам. Посредником был шаман (от эвенкийского слова «возбужденный, иступленный человек» -Арахид). Он совершал ритуалы и обладал властью над родичами. Интересный рассказ библиотекаря на всем протяжении сопровождался фотографиями и рисунками презентации. Далее учащиеся ознакомились со звучанием шаманского бубна и особенностями танца, эвенкийской сказкой « Дружба». Закончилось мероприятие подвижными играми «Оленьи упряжки», в которых дети участвовали с особым удовольствием. На этом наши встречи не заканчиваются, и мы будем продолжать знакомиться с храбрыми, веселыми и добрыми представителями эвенкийского рода.           

26.10.2018 Автор: Л.М.Яковлева, АУ ММЦБ пгт. Нижнеангарск