Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

Саян Жамбалов: «Эта история очень близка мне»


29-30 ноября в Буряад театре пройдет премьера спектакля «Алдар. 9 секунд»

9 секунд

Ранним утром 24 сентября экипаж эсминца «Быстрый» готовился к походу на Камчатку. Матрос Алдар Цыденжапов только заступил на дежурство, как неожиданно в машинном отделении вспыхнул пожар.  Алдар мгновенно понял опасность, угрожающую экипажу и кораблю: в носовой части эсминца находятся два котла и правая турбина двигателя. Каждый котел вырабатывает 115 тонн пара в час при температуре в 470 градусов. При этом гигантское давление. Если энергоустановка рванет, то погибнет не только эсминец, но и корабли вокруг. 9 секунд понадобилось 19-летнему герою, чтобы шагнуть в огненный ад, закрутить вентиль трубопровода, повернув его восемь раз. После этого Алдар самостоятельно выбрался из отсека, охваченного пламенем…Через 4 дня Алдара Цыденжапова не стало, но осталась история, которая потрясла людей, живущих в «безгеройное» время.

«Перед лицом матери и отца невозможно врать»

Режиссер Саян Жамбалов историю эту не искал. Она сама нашла его.

- Эта история очень близка мне. Мы с Алдаром учились в одной школе, жили в одном поселке Агинское. Мой брат когда-то служил на подлодке. Его уже нет с нами, а я все еще помню строки из песен, наполненных морской романтикой, – говорит он.

Алдар Цыденжапов с детства мечтал служить во флоте.  Он даже жил на улице Портовой. В поселке, где нет моря, есть улица Портовая и на ней жил этот паренек – веселый, крепкий, с детства защищавший других.

Весной этого года Саян Жамбалов ездил в Агинское собирать материал об Алдаре. Встречался с родителями, одноклассниками и друзьями героя. Вспоминая об этом, говорит:

- Мне не хотелось бередить раны матери. Я смотрел ей в глаза и говорил, что этим спектаклем мы хотим почтить память Алдара. И родители дали согласие.

По словам режиссера, в спектакле он намеренно отошел от подробного психологического и бытового изображения.

- Потому, что не хочется ничего сочинять. Перед лицом матери и отца невозможно врать. И невозможно всю жизнь, пусть даже такую короткую, вместить в один спектакль. Поэтому в спектакле мы перемежаем драматические сюжеты из реальной жизни песнями, выразив темы бесшабашной юности, тоски по родине, прощания и суровых будней моряков.

Рождение эпоса

Открытием для режиссера стало знакомство с сестрой Алдара – Арюной, которая родилась на 15 минут позже брата и потому считалась старшей.

У бурят считается, что старший из двойни тот, кто родился последним. Он словно помогает младшему выйти на свет. Потому, бывало, на днях рождения Алдар ровно через пятнадцать минут после начала поздравлений говорил: «Ну, все! Теперь время поздравлять Арюну!» Он все время ее оберегал, брал вину на себя.

- Мы не хотели делать спектакль тяжелым. Тема сама по себе настолько трагична, что мы не хотели…Он был веселым, крепким парнем с отменным чувством юмора, с любовью к жизни и людям. Еще в школе он спас тонущую девушку, – размышляет Саян Жамбалов.

Вспомнить Алдара светло, рассказать о нем эпос – такую задачу ставят перед собой создатели спектакля.

- Мне кажется, все эпосы рождались из реальных историй. Вы помните эпос об Аламжи Мэргэне и его сестрице Агуй Гохон? Увидев Арюну, послушав ее, я не мог избавиться от ощущения, что есть какая-то аналогия между этим эпосом, в котором сестра оживляет погибшего брата, и историей Алдара и Арюны, – продолжает режиссер.

Чувствовала ли сестра гибель брата? Сама девушка говорит, что – нет.

- Но когда Арюна рассказывает, понимаешь, что она чувствовала. Еще в Чите, прощаясь с братом, она подумала, что больше никогда его не увидит. Алдар тогда успокоил ее, сказав: «Всего же год, чего ты плачешь?»… Я думаю, он тоже чувствовал.

Спектакль для всех поколений

Это будет необычный спектакль.

- Мы хотим, чтобы на спектакль пришли зрители разных поколений, в том числе, ровесники Алдара и молодежь. На премьеру мы, конечно же, пригласили родителей Алдара – Батора Жаргаловича и Билигму Зыдыгаевну, а также любимую сестренку – Арюну,  ­– говорит Саян Жамбалов.

Над спектаклем будут работать композитор Сойжин Жамбалова, художник Ольга Богатищева (Москва), хореограф Мария Сиукаева (Москва) и видеохудожник Алексей Бересенев (Москва). Идеи последнего будут применены на сцене Буряад театра впервые и кажутся очень интересными.

В спектакле, посвященном памяти бурятского Героя России главную роль отдали актеру с тем же именем ­– Алдар. Алдару Базарову предстоит воплотить на сцене образ героя, вновь рассказав людям историю о светлом юноше из Аги.


13.11.2017 Автор: Диляра Батудаева