Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

«Бестужевцы» почтили память народной артистки РСФСР Клавдии Никулиной

Фотографии предоставлены пресс-службой ГРДТ
Фотографии предоставлены пресс-службой ГРДТ

13 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения одной из самых любимых актрис Государственного русского драматического театра им.Н.А.Бестужева, народной артистки РСФСР Клавдии Никулиной. Театральный коллектив возложил цветы у мемориальной доски, расположенной на фасаде дома, где жила актриса, а также на могиле Клавдии Тимофеевны.

Клавдия Никулина отдала родному Русскому драмтеатру 57 лет своей жизни, сыграла здесь более 300 ролей, запомнившихся театральной публике на долгие годы: бабка в «Семейном портрете с дензнаками» С.Лобозерова, Фру Альвинг в «Приведении» Ибсена, Берта в «Поминальной молитве» Г.Горина, Софья Ивановна в «Пока она умирала» Н.Птушкиной, Фоминишна в «Свои люди сочтемся» А.Островского и многие другие. Она выходила на сцену вплоть до самой глубокой старости, практически до 87 лет играла в детских сказках, и по-настоящему стала достоянием «бестужевского» коллектива.

– Я выражаю благодарность всему коллективу за сохранение памяти, за ведение акций памяти, – поблагодарил всех присутствующих в этот день у дома Клавдии Никулиной директор ГРДТ Петр Степанов, идейный вдохновитель данной акции. – Я познакомился с ней в 1970 году, придя в театр осветителем. Я светил такие спектакли, как «Семья», «Цыган», и видел ее бурную деятельность, но никак не мог предположить, что мне придется участвовать в ее судьбе до конца жизни. Клавдия Никулина – это глыба, таких артистов самоучек, ведь у нее не было актерского образования, очень мало, и конечно, она оставила огромнейший след в истории театра.

В Улан-Удэ Клавдия Тимофеевна приехала в далеком 1948 году. За плечами молодой тридцатилетней красавицы – огромный жизненный багаж и немало выпавших на ее долю трудностей и испытаний: потеря родителей, жизнь в детском доме, откуда ее впоследствии забрала старшая сестра в Москву, и конечно, Великая Отечественная война.

В августе 1941 г., после окончания медицинских курсов, Клавдия Никулина была призвана Сокольническим райвоенкоматом столицы на фронт. И с войсками 1-го Украинского фронта медсестра, младший сержант Никулина прошла нелёгкий боевой путь от Москвы до Германии, встретив победу в польском городе Бреславле (Вроцлав). Она участвовала в крупных сражениях, была на передовой и вытаскивала раненых с поля боя. За проявленный героизм ей неоднократно объявлялись благодарности, ее заслуги отмечены боевыми наградами, одна из которых – Орден Великой отечественной войны II степени.

Однако здесь в Улан-Удэ, на сцене Русского драматического театра началась другая жизнь – головокружительная актерская карьера, ведущие роли, цветы, поклонники и признание зрителей. Клавдия Тимофеевна, благодаря природной красоте, невероятному обаянию, женственности, таланту смогла воплотить настолько разные женские образы.

Ее первая роль Тоси Чижовой, девушки-фронтовички в спектакле «Встреча с юностью» А. Арбузова привлекла внимание публики своей искренностью и душевной чистотой. В этой и других небольших ролях, таких как Эдит («Снежок»), Дама с цветами («Весна в Москве»), Леля («Машенька»), цыганка Намо («Бесприданница») уже чувствовались большие творческие возможности молодой исполнительницы.

Среди ее знаменитых работ: Валька в «Иркутской истории» А.Арбузова, Джейн в «Марии Тюдор» В.Гюго, Марианна в «Тартюфе» Ж.-Б.Мольера, Нина Куприянова в «Угрюм-реке» В.Шишкова, Любовь Яровая в одноименном спектакле по пьесе К.Тренева, Софья «Последние», Клавдия «Цыган», Фру Альвинг в «Приведении» Ибсена, Ганна в «Вечере» Дударева, Жанна в одноименной пьесе Галина, госпожа Пернель в «Тартюфе» Мольера, Екатерина II в «Любовь – книга золотая» А.Толстого и др.

Особое место в творчестве Никулиной занимала театральная лениниана. Она играла Крупскую в спектакле «Сквозь грозы» И. Кычакова и Марию Александровну Ульянову в «Семье» А. Попова, Елизавету Васильевну Крупскую в спектакле «Первые ласточки» Ш. Шагалиева. За блестящее воплощение роли матери Ленина на сцене театра актриса была удостоена звания «Народная артистка Бурятской АССР» и Всесоюзного диплома I степени

Комедийный темперамент, живая веселость К. Никулиной блеснули в колоритном исполнении героинь А. Островского: Реневой («Светит да не греет»), Сесипатра Семеновна («Красавец-мужчина»), Мавра Тарасовна («Правда хорошо, а счастье лучше»).

– Она была ведущей артисткой нашего театра. Перефразируя известную фразу «это была честь и совесть нашей эпохи», Клавдия Тимофеевна была честью и совестью нашего театра, партийная совесть, так как возглавляла партийную организацию театра. Я знал ее с мальчишеского возраста. Мне довелось играть с ней в спектакле «Любовь – книга золотая», где она играла Екатерину II, а я ее фаворита Заволишина, а также в «Поминальной молитве», где у нее роль Берты была на аплодисменты всегда. В нашем театре она прошла путь от рядовой артистки до народной актрисы Российской Федерации. И конечно, с теплотой и улыбкой вспоминаешь ее присутствие в театре, она была очень нежная, улыбчивая, подтянутая и всегда готовая к работе, – рассказывает председатель союза театральных деятелей, заслуженный артист России Дмитрий Панков.

В своих ярких, точных на детали ролях, талантливая актриса сумела воплотить весь накопленный опыт и мастерство. Все героини Никулиной – от королев до простолюдинок убедительны. Их страдания она пропускала через душу и сердце, умея вскрыть и показать вечно «женственное» в сочетании с твердой волей и мудростью сердца.

За заслуги в области театрального искусства К.Т. Никулиной в 1979 году было присвоено звание «Народная артистка РСФСР», в 1987 году она была удостоена ордена «Дружбы народов». В разные годы актриса награждалась Почетными грамотами Верховного совета РСФСР и БурАССР, Совета министров Бур. ССР, Министерства культуры РСФСР, медалью «За трудовое отличие». Имя К.Т.Никулиной внесено в Книгу почета Министерства культуры Республики Бурятия. В феврале 1993 г. роль Веденеевой в спектакле «Женский стол в охотничьем зале» В. Мережко была высоко оценена и получила Государственную премию Республики Бурятия.

В этот день все, кто присутствовал на возложении цветов, рассказывали истории о знакомстве, общении и дружбе с Клавдией Тимофеевной и вспоминали актрису только добрыми словами и восторженными эпитетами.

– Ей повезло, она много играла, играла хорошо и вдумчиво и была очень добрым и отзывчивым человеком, – делится воспоминаниями народная артистка России Галина Шелкова.

– Когда сидишь в гримерке, не всегда можешь узнать человека, а мы с ней долгие годы делили одну гримировочную комнату, отыграли спектакль, разошлись. По-настоящему я сблизилась с ней, когда она болела, а я приходила ее навещать. У нее было удивительное качество – отдавать всю свою любовь близким, эта страсть заботиться о ком-то, даже о своих котах, была огромная, – вспоминает народная артистка России Нина Туманова.

Народная артистка РСФСР Клавдия Тимофеевна Никулина беззаветно служила театру и до сих пор является примером преданного отношения к своей профессии.

В честь памятной даты 14 ноября Русский драматический театр в рамках проекта «Малая академия театрального искусства» показал спектакль «Свои люди – сочтемся» А.Островского, в котором Клавдия Тимофеевна играла роль Фоминишны. Перед показом заслуженный артист Бурятии Валерий Шарафутдинов рассказал зрителям о Клавдии Тимофеевне, ее творческом и жизненном пути, военной биографии, отметив заслуги актрисы в театре.

14.11.2017 Автор: Юлия Федосова, PR-менеджер ГРДТ им. Н.А.Бестужева