Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

16 февраля исполняется 70 лет народному артисту Республики Бурятия Ивану Очировичу Цыбикжапову


Уроженец Кижингинской долины Иван Цыбикжапов, в совершенстве владеющий литературным бурятским языком, музыкальный от природы, наделенный приятным голосом, после окончания средней школы, пройдя отборочные испытания, выпускник бурятской актерской студии Дальневосточного института искусств.

В 1975 году вместе со своими  «звездными» впоследствии одногруппниками был зачислен в труппу  Бурятского  драматического театра.  

Уже в дипломных спектаклях студии «Проделки Скапена» Мольера и «Двадцать лет спустя» Виктора Розова Иван Цыбикжапов определился как актер психологически-бытового существования на сцене. Актер эмоционально заразительный, с привлекательными внешними данными, Иван Очирович стал активно вовлекаться в текущий репертуар театра, ведь актеры играют все, что запланировано в репертуаре –роли Нуран Гомбо в «Модон шоро» Даши-Рабдана Батожабая, дежурный заседатель в «Кнут тайши» Хоца Намсараева,  Эрнест Галданович в «Хари хүүнэй гашуудал» Дугара Дылгырова.

 За годы работы в театре актером было сыграно около 60 ролей в спектаклях мировой,  русской классической драматургии,  в пьесах советского периода и национальной драматургии. Были роли и характерные, и лирические и комические. От роли к роли накапливалось и оттачивалось мастерство актера.

 Одной из лучших лирико-драматических ролей, исполненных Иваном Цыбикжаповым, по праву считается исполнение роли старика Найдана – отца пастушки Гэрэл из спектакля «Будамшуу» Цырен Шагжина. Актером глубоко прочувствован и передан драматизм  роли, раскрыта трагедия отцовской любви, души не чающего в своей единственной дочери, надежде и опоре его одинокой старости, и с каким-то яростным отчаянием отстаивающего свое человеческое достоинство.

 В эпической пьесе Доржи Эрдынеева «Бальжин хатан» и в спектакле – в образе Солошон –улигершина – певца-рапсода в исполнении Ивана Цыбикжапова  создается коллективный портрет народа. Именно с этого персонажа начинается спектакль, и когда рапсод поет от лица народа о его судьбе, оживает конкретная историческая эпоха, усиливается национальный колорит. С  этого момента и актеры, и зрители задумываются о верности и долге, о победе добра над злом.

 В 1988 году на сцене бурятского театра  состоялся режиссерский дебют Цырендоржо Бальжанова – был поставлен спектакль по драме Анатолия Кима «Плач кукушки». В этой работе была сделана попытка отойти от привычного бытового существования актеров на сцене и добиться от них более чутких, тонких взаимоотношений друг с другом. О спектакле хорошо отозвались московские критики.

 Столкновение тонкого душевного мира героев с суровой, жестокой действительностью – основной конфликт пьесы. Рассказ главного героя Бонгира,  его образ в 17, 28 и 50 лет - это воплощенная тревога.  Молодой в 17 лет  Бонгир – искренний, чистый. 

Но вот Мать-кукушка бросила своих детей, ушла с чужим мужчиной. Разрушаются юношеские иллюзии Бонгира, его вера в доброту и человечность поколеблена, он хочет разобраться, где добро, а где зло. Чувство недоверия, просыпающееся в юном человеке, лишает его простых земных радостей – дружбы, любви, доброты. В 28 лет он говорит «Я не хочу быть добрым!» - им движет  стремление наказать виновников произошедшего горя. Финал спектакля – встреча матери - кукушки и пятидесятилетнего Бонгира.  Переживший удары судьбы – гибель отца, позор и последующая  за ним трагедия сестры, прошедший пекло войны Бонгир готов  к  встрече. Именно эта встреча рождает в зрителе особое движение души. Сумев углубиться в душевную жизнь своего героя  актер со сцены словно исповедуется  перед зрителями и самим собой. Бонгир-Цыбикжапов в форме монологов, увлекает зрителя не действием  а размышлениями. Очень трудно актеру играть один на один со зрительным залом, но попытка разбудить в зрителе доброту, милосердие, чувство жалости, сострадания, справедливости заканчивается успехом. Через страдания и боль он приходит к милосердию – он прощает мать-кукушку. И зритель вместе с героем соглашается с мыслью, что одна жестокость не должна повлечь за собой другие беды.

Прощающий всех обидчиков,  несмотря на нечеловеческую жестокость в обращении с ним Эрназар в спектакле «Плаха» Чингиза Айтматова, одинокий Тудэб из сп. «Дочь степей» Бато-Мунко Пурбуева в исполнении Ивана Очировича сыгран неожиданно острохарактерно, весело и тем самым образ получился емким, значительным. Это еще раз доказывает многогранность дарования раскрытия образов и его умение по-своему прочитать характеры своих героев. Его манера исполнения отличается некоей философичностью, умением в малом увидеть большое, истинно буддийским спокойствием и эпичностью.

Таковы глубокомысленный старик Даржаа из спектакля «Серебряный нож» Дулгар Доржиевой, бережно оберегающий свой род от опрометчивых шагов и передающий зрителям веками накопленную мудрость предков,  роль всепонимающего председателя колхоза в спектакля «Выходили бабки замуж» Флорида Булякова.

В творческой биографии Ивана Цыбикжапова запомнились роли в детском репертуаре театра. Это Дуремар в спектакле «Золотой ключик или новые приключения Буратино», Бодинсы убгэн в спектакле «Мудрая однорогая корова».

 Вместе с коллективом театра выезжал на гастроли по всем районам Бурятии, Читинской и Иркутской областях, гастролировал в Калмыкии, Москве, Ленинграде. Был участником третьего театрального фестиваля «Сибирский транзит», а также третьего театрального фестиваля монголоязычных народов в Улан-Баторе.

 Иван Цыбикжапов принимал активное участие во всех программах театра, посвященным встрече праздника Сагаалган.  Стал сочинять и сам же исполнять авторские оригинальные номера в концертах, посвященным юбилеям Николая Дамдинова, Дондока Улзытуева, Светланы Балдандоржиевой и других юбиляров театра.

 Сегодня коллектив Буряад театра с большим почтением поздравляет юбиляра и желает ему здоровья и долгих лет счастливой и наполненной жизни!

14.02.2018 Автор: Валентина Бабуева