Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

Наталья Уланова: «Впервые за годы работы в Бурятской филармонии я увидела, как люди после концерта не пошли по домам»

Фото: Бурятская государственная филармония
Фото: Бурятская государственная филармония

Известный автор музыки к спектаклям и кинофильмам Владимир Мартынов в Улан-Удэ дал уникальный концерт «Opus Prenatum» и поведал о своей трепетной связи с буддийским миром.

 

12 апреля на сцене Бурятской филармонии состоялось уникальное для республики событие – концерт культового композитора Владимира Мартынова «Opus Prenatum» («Ещё не рождённое»). Музыкант и философ посвятил премьеру своего произведения в Бурятии Пандито Хамбо-ламе XII Даши-Доржо Итигэлову. Со сцены он поведал о причинах этого поступка и о своей трепетной связи с буддийским миром. По словам худрука БГФ Натальи Улановой, впервые за пять лет работы в филармонии она увидела, как люди не пошли по домам после концерта.

«Спасибо всем, кто пришел. Сегодняшнее мероприятие - это посвящение Итигэлову. Чтобы как-то ликвидировать некоторые странности, надо сказать по этому поводу несколько слов. Я православный христианин и могут возникнуть вопросы, на каких основаниях это произошло. Дело в том, что путь в православие для меня лежал через буддизм. Моё желание приобщится к буддизму было столь велико, что были мысли даже получить буддийское посвящение. И, конечно, была мечта попасть сюда, но у Татьяны (Гринденко, супруги и коллеги композитора - прим.) это получилось гораздо раньше», - рассказал Владимир Мартынов.

Выступать в Улан-Удэ он приехал не один, а с Татьяной Гринденко, солистами «Академии старинной музыки» и виртуозом хрустальных чаш Гермесом Зайготтом.  То, что на сцене особенный проект можно было ощутить сразу - сама атмосфера и энергетика в зале говорили об этом.

По словам автора, «Opus Prenatum» - это не произведение, а «единый поток, не рожденное и не сформировавшееся». Всё, что происходило на сцене - лишь подготовительная медитация. Он также подчеркнул, что главная цель проекта - по окончании концерта пробудить что-то внутри каждого из слушателей.

«Самая главная наша задача, если наш проект состоится удачно, то в каждом из вас произойдёт рождение, но оно начинается только после того, как смолкают все звуки. Рождение может произойти сегодня дома, а может через три года или под конец жизни», - сообщил композитор.

Наталья Уланова рассказала, что своей цели композитору удалось добиться. Зрители остались в зале, несмотря на завершение концерта.

«Они сидели под впечатлением и в ожидании рождения ещё не рожденного. Мы послушали все “OPUS PRENATUM”, но музыки на сцене больше не было. На сцене был композитор, которому задавали вопросы. Его ответы - были тоже музыкой»,-  подчеркнула Наталья Уланова.                                                                   

В своих философских работах Владимир Мартынов, опираясь на свой колоссальный опыт в написании музыки, заявляет: «время композиторов ушло в прошлое».

«Мне бы не хотелось бы быть создателем и автором. Мне хотелось бы, чтобы те, кто сидят в зале были на равных со мной. Здесь нет автора и слушателя - ведь все мы участники происходящего», - рассказал слушателям Владимир Мартынов.

Удивительна в концерте не только сама музыка, но и отсутствие нот как таковых, перед музыкантами на пюпитрах стояли листочки, на которых была лишь примерная ориентация. На сцене происходило исполнение так называемой интуитивной музыки, где важным является настрой и чувства каждого музыканта, общая сыгранность коллектива. Может показаться, что в таком виде музыки творится хаос, но всё наоборот, чтобы исполнять её на достойном уровне крайне важна дисциплина.

«Сегодня эта вещь шла 58 минут, а первое исполнение шло 1 час 15 минут. В общем, это наше сотворчество в каком-то смысле. Вместе с тем без композитора исполнять это невозможно, потому что идея и правила, по которым мы играли, исходят от Владимира Ивановича», - рассказала зрителям, оставшимся после концерта Татьяна Гриденко.

И в завершение общения со слушателями Владимир Мартынов высказал очень сильную мысль: «Музыка – это то, что невозможно услышать. То, что вы можете услышать - это лишь её преддверие. А настоящая музыка начинается там, где ничего не слышно. И вот этот «OPUS PRENATUM» нацелен на то, что музыка должна начаться тогда, когда вы разойдетесь по домам и будете вспоминать, что вы здесь услышали».

Концерт прошёл в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

16.04.2018