Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных, немедленно покиньте сайт.

В Улан-Удэ Русский драмтеатр показал «чёрную» комедию-шутку

Фото: Александра Данилова
Фото: Александра Данилова

Зрителям представили фантасмагорию русской жизни и человеческой беспомощности. 

23 и 24 ноября в Русском драматическом театре имени Бестужева состоится премьера 90-го театрального сезона. Зрители увидят комедию-шутку «Смерть Тарелкина» по мотивам пьесы Александра Сухово-Кобылина. 

Накануне уже состоялся первый показ «чёрной» комедии. В своей постановке режиссёр Сергей Левицкий представил зрителям жёсткую фантасмагорию о русской жизни, актуальную на любом отрезке российской истории, когда расцветали беззаконие и тирания. 
Здесь «охота на ведьм» и вурдалаков ведётся теми же самыми «оборотнями в погонах», здесь человек, не имея связей или денег, беззащитен. Здесь восставшие монстры из ада – не черти и демоны, а люди, потерявшие человеческий облик и нравственные ориентиры. И все, что происходит – страшная сказка, абсурд которой заключается как раз в том, что это суровая реальность.

– «Смерть Тарелкина» – это о человеке в системе. Я специально говорю артистам, чтобы они не ориентировались на две предыдущие пьесы Сухово-Кобылина. Ведь если учитывать контекст всей трилогии автора, то Тарелкин совсем не положительный персонаж, а прохиндей. А для меня он человек, не защищенный никем. У него нет полномочий, властных покровителей, сил, которые могли бы ему помочь в жизни. Тарелкин так и говорит: «Нужда меня заела, кредиторы истерзали, начальство вогнало в гроб!» И оставшись один, на абсурдные обстоятельства жизни он решил ответить таким же абсурдом и получил то, что получил, – говорил перед премьерой режиссёр Сергей Левицкий. 

Важный для режиссёра стал образ – Расплюева. Из непримечательного квартального надзирателя он превратился в вершителя судеб. Исполнитель роли Расплюева, актёр Владимир Барташевич о постановке отзывается, как о грустной жизненной истории. 

– Для меня «Смерть Тарелкина» – это история о человеческой беспомощности, о том, что мы все хотим какой-то справедливости. Мы хотим каких-то благ, а когда получаем, не умеем ими правильно распорядиться. Несмотря на то, что это комедия-шутка, это грустная история, – поделился с «Байкал-Dailу» исполнитель роли квартального надзирателя.
Персонаж Расплюева для Владимира Барташевича является типичным образом «маленького человека». 

– Это человек, если можно так сказать с комплексом вахтёра. Он почувствовал вкус власти, своё влияние на других людей, на человеческие жизни и судьбы. Но он не до конца понимает, что с этой властью делать. Глупый человек, которому, в принципе, она не полагается. Человек, в меру своих интеллектуальных способностей, осознавший, что он может безнаказанно творить абсолютно всё, себе в угоду и в наслаждение. Мне понравилась одна цитата про него: «социальный хамелеон, который приспосабливается ко всему». Он будет там, где хорошо и выгодно. Такой недалёкий, трусливый, получивший власть персонаж. Все свои комплексы и страхи в худшем виде он вымещает на тех, кто слабее, трансформирует в злость к другим, - говорит актёр. 

Постановка в очередной раз удивила сценографией и костюмами. Художник-постановщик Кристина Войцеховская создала многослойные декорации, которые погружали зрителя постепенно в место, где похоронены мечты и желания. 

– Это строгая приёмная, или канцелярия, где за глухими дверями чиновничьих кабинетов кроется страшный магический лес. Здесь пространство искажается кривыми зеркалами, а простые клерки превращаются в вурдалаков, которые охотятся друг за другом, – рассказывала Кристина Войцеховская. 
Первые зрители положительно отозвались об актёрской игре и самой задумке: 

– Посчастливилось побывать на спектакле-комедии «Смерть Тарелкина». По сюжету главный герой инсценирует свои похороны, дабы избежать преследования кредиторов, но всё оборачивается не так, как он задумал. Актёры Русского драмматического театра как всегда хороши, каждый исполнял свою роль на «отлично». Отмечу хор актрис театра: их звучание даёт «изюминку» спектаклю. Также постарались декораторы, которые сумели расставить хор и музыкантов так, что они были в спектакле и одновременно находились отдельно от действия. Рекомендую всем к просмотру, – поделилась с «Байкал-Dailу» улан-удэнка Маргарита Полонникова. 

– Хоть и это комедия, но достаточно «чёрная». В ней находишь отражение рельности, как маленький, ничего не значащий человек, получив хоть малейший намёк на власть, станет издеваться над всеми. Здесь и злорадствие смерти и выплёскивание своих комплексов наружу. На самом деле, очень глубокий смысл, здесь не о том, чтобы только посмеяться, но и задуматься – сказал «Байкал-Dailу» улан-удэнец Иван.
В постановке заняты: заслуженные артистки Бурятии – Софья Гущина, Светлана Полянская и Алёна Байбородина, актрисы – Анастасия Турушева, Елизавета Михайлова, Екатерина Белькова, Татьяна Белова, Лиана Щетилина, Елена Ербакова, актёры – Дмитрий Тарбеев, Аюр Доржиев, Владимир Барташевич, Станислав Немчинов, Арсений Витин, Пётр Прозоровский, Александр Кузнецов, Евгений Винокуров, Артур Шувалов. 

Справка:
Пьеса Александра Сухово-Кобылина была написана ровно 150 лет назад, но вплоть до 1917 года не имела сценического воплощения и была запрещена царской цензурой из-за своего остросатирического характера. В советском и постсоветском театре стала одним из любимейших произведений русской драматургии. 

Автор, следуя традициям Салтыкова-Щедрина и Гоголя, жёстко высмеивает произвол всякой власти, вымогательство, бюрократизм, взятки, глупость и жадность. По сюжету Кандид Тарелкин запутался в собственных долгах. Чтобы избавиться от назойливых кредиторов и заодно путём шантажа выманить круглую сумму у своего начальника Варравина, он инсценирует собственную смерть. Наблюдение за дальнейшими событиями герой пытается вести в облике своего покойного соседа Копылова. Однако похороны Тарелкина превращаются в фарс, где в гробу хоронят тухлую рыбу, а Варравин переодевается одним из кредиторов. Ситуация усугубляется тем, что квартальный надзиратель Расплюев признает в Тарелкине вурдалака, сосущего кровь и задерживает его. Так начинается «дело о вурдалаках», которое поднимет с ног на голову весь город...  

23.11.2018 Автор: baikal-daily.ru