Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных, немедленно покиньте сайт.

Народный художник Бурятии стал лучшим в двух международных конкурсах по косторезному искусству


Бато-Мунко Чимитов рассказал об этом редком виде искусства в Бурятии, а также о развитии этого вида промысла в Якутии и Магадане.

Бурятия издревле славится дарханами - кузнецами, ювелирами, скульпторами и мастерами, которые прославляют республику произведениями искусства по всему миру.    

Так, недавно народный художник Бурятии Бато-Мунко Чимитов выиграл Гран-при смотра-конкурса «Сказ на бивне мамонта» VII фестиваля косторезного искусства народов России, который проходил в Якутске с 17 по 20 октября, а также получил Диплом I степени и кубок победителя в номинации «Духовность в искусстве» во II Международном фестивале «Косторезное искусство народов мира» который проходил с 25 по 30 октября в Магадане.

Единственный косторез в Бурятии

По словам мастера, для него стать обладателем Гран-при на Всероссийском фестивале, да и еще получить диплом I степени в Международном конкурсе – большая честь и удача.

Бато-Мунко Чимитов - единственный профессиональный косторез в Бурятии, получивший образование в Абрамцевском художественно-промышленном училище Московской области, по специализации - резьба по кости. С этого и начался творческий путь автора. С 1976 года работал художником, а затем главным художником на Опытном заводе художественных изделий и сувениров, член Союза художников России, имеет звание заслуженный художник Бурятии, народный художник Бурятии, в 2019 году стал лауреатом Государственной премии республики. Бато-Мунко Чимитов - автор многочисленных работ, хранящихся в фонде Национального музея Бурятии, а также в Москве, Иркутске, Якутске и в частных коллекциях Германии, Монголии, Сирии, Италии, Мьянмы.

Изделия из кости Бато-Мунко Чимитова завораживают: богатая орнаментика, тематические сюжеты, бурятские мотивы – автор сумел найти неповторимый стиль. Предметы органично сочетают кость и металл, дерево и кожу. Бесподобное владение этим видом искусства, заслуживают восхищения. Самобытный материал даёт о себе знать, кость обладает мягкостью и особой теплотой. При работе с костью мастер не имеет право на ошибку, материал невозможно восстановить. Поэтому работа требует предельной сосредоточенности и настроя.   

Этим видом промысла Бато-Мунко Чимитов занимается около 45 лет, но в фестивалях участвовал впервые. К слову, в Якутии фестиваль косторезного искусства народов России проходит с 2005 года, а в Магадане мероприятие состоялось во второй раз.  

- Приглашение в Якутск пришло от организаторов национального центра народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх», которые узнали обо мне как мастере-косторезе из Бурятии от моего друга, заслуженного художника России, ведущего мастера-костореза Якутии, Фёдора Ивановича Маркова. В Магадан приглашение пришло от заслуженного художника Российской Федерации, секретаря ВТОО «Союз художников России» в Дальневосточном федеральном округе, Константина Борисовича Кузьминых, который этим летом посетил наш город и видел мои работы. Выражаю огромную благодарность Министерству культуры Бурятии за оказанную поддержку в поездке на эти фестивали, - сказал Бато-Мунко Чимитов.

По словам мастера, этому ремеслу он посвятил всю жизнь, и любовь к косторезному искусству не променял бы ни на какое другое.

- В период учебы в Москве, я бывал в Музее Востока и видел работы из кости, которые меня завораживали, и я думал, что хочу достичь совершенства в этом деле. Все время думаю о том, как передать свое мастерство следующему поколению. Но немногие хотят заниматься этим ремеслом. Чтобы создавать работы из кости, надо любить свое дело, совершенствовать свой талант и идти вперед несмотря ни на что, но высшее мастерство – это умение, над которым надо трудиться каждый день, месяца, а то и годы. Цели невозможно добиться сразу, только с годами через скрупулёзный труд.

Кость мамонта как полезное ископаемое

Кость мамонта для обывателей звучит как сказка. Мало кто знает, что кость мамонта – это редкое полезное ископаемое, которое в основном добывают в Якутии. Особой ценностью обладает бивень мамонта, который прочнее слоновой кости и имеет неповторимую цветовую гамму.  Бивни мамонта за миллионы лет, проведенных под землей, имеют разнообразные оттенки от молочно-белого и розоватого до сине-фиолетового.

Фестиваль в Якутии организован с целью привлечь внимание к проблеме добычи мамонтовой кости, переработке остатков этого вида фауны и других ценных пород кости. Фестиваль должен поспособствовать развитию косторезного искусства народов России. Мероприятие проводится при поддержке  Фонда президентских грантов. Его участниками стали мастера из 14 регионов страны, а также представители из Гренландии и 17 районов Якутии.

- Мамонтовая кость капризная, редкое полезное ископаемое, у меня работ из этого материала не так много. Мамонтовая кость хрупкая, т.к. это органический материал. Хранить ее нужно в определённых условиях, иначе может потрескаться. В основном я работаю с костью крупнорогатого скота, сочетаю два вида кости между собой. Использую в своей работе металл, дерево, натуральную кожу. Мамонтовая кость хороша тем, что из этого материала получаются миниатюрные изображения, например, медальоны, камеи, - отметил Бато-Мунко Чимитов.

В Якутию и Магадан мастер увез шесть работ, выполненные из кости мамонта и крупнорогатого скота, также работы  включают дерево - это шахматная доска с фигурами, икона с изображением Хамбо ламы Этигылова, небольшую скульптуру Чингисхана, панно-блюдо с изображением легендарной прародительницы монголов Алан-Гоа, национальный нож и, портрет бывшего председателя Союза художников Бурятии Даши-Нимы Дугарова.

Возрождение косторезного искусства в Магадане

В 70-80-е годы прошлого века в Магадане существовала косторезная школа, которая вместе с Уэленской косторезной школой (Чукотский автономный округ) были известны на весь мир. Теперь, благодаря международному фестивалю «Косторезное искусство народов мира», школа возрождается. А Магадан становится центром этого вида искусства, что также благоприятно сказывается на туристической привлекательности города.

В Магадане на выставке косторезного искусства можно было увидеть разнообразные работы - полет фантазии 85-ти художников из Норвегии, Аляски, Швеции, Китая, Финляндии, Казахстана, Белоруссии и Украины, а также  из 15 регионов России. Работы представлены из клыка моржа, бивня мамонта, рога оленя и снежного барана, черепа шерстистого носорога.

- Я представил в основном работы, которые подчеркнули уникальность нашего бурятского региона и это вызвало интерес у жюри. На самом деле у нас в Бурятии много талантливых мастеров-дарханов, они многое могут, но они не востребованы. Может, сказывается то, что нет финансовой помощи и поддержки, которая бы простимулировала развитие этого вида искусства, - рассказал Бато-Мунко Чимитов.

По словам художника, кость – это удивительный и непредсказуемый материал.

- Иногда, чтобы создать работу, приходится долго готовиться и собираться с мыслями. Бывает, что когда принимаешься за работу с одной идеей, в процессе работы над изделием, она трансформируется, и в итоге получается совсем не то, что задумал. Если можно так выразиться, сам материал «подсказывает» то, что должно получиться в результате, - отметил Бато-Мунко Чимитов.

А что касается Бурятии, косторезное искусство в республике редкость, мастеров в этом направлении почти нет. Надеемся, с годами ситуация изменится, и в Бурятии этот вид промысла станет более популярным.

 

 

18.11.2019 Автор: Н. Сахилтарова

Бато-Мунко Чимитов рассказал об этом редком виде искусства в Бурятии, а также о развитии этого вида промысла в Якутии и Магадане.

" data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj">