Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

К 100-летию великого бурятского композитора


В 2015 году  общественность Бурятии отмечает 100-летие со дня рождения выдающегося композитора, одного из основоположников бурятской композиторской школы, Народного артиста Бурятской АССР, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, Заслуженного деятеля искусств Якутской АССР, Лауреата Государственной премии Бурятской АССР, Народного артиста РСФСР, Члена Союза композиторов Бурятии Жигжита Абидуевича Батуева.  

Творчество Жигжита Батуева имеет огромное значение для становления и  развития культуры Бурятии. Композитор родился, жил и творил в эпоху больших перемен в общественно-политической жизни страны. С одной стороны, это был великий перелом эпох, с другой - это было и время величайшего подъема народного духа, время созидания, время зарождения и расцвета национальных культур.

Биография Жигжита Батуева показательна и удивительна одновременно.

Он родился 12 августа 1915 года в улусе Шана Кижингинского аймака в простой крестьянской семье. Его первые музыкальные впечатления – это бурятские народные песни, которые он знал, любил и пел с самого детства. Окончив начальную школу, Жигжит поступает в Хоринскую школу крестьянской молодежи. В школе он научился играть на народных инструментах - хуре и лимбе, домре и балалайке.

В возрасте 18 лет Жигжит принял решение стать профессиональным музыкантом, и с этой целью  едет в г.Улан-Удэ для получения образования. Он поступает в Бурят-Монгольский техникум искусств (ныне – Колледж искусств им. П.И. Чайковского), на музыкальное отделение. Учится играть на трубе, играет в духовом оркестре на саксгорнах и барабане, в оркестре народных инструментов — на домре, поет в хоре радиокомитета, выступает с сольными концертами как исполнитель народных песен. И уже в эти годы он начинает создавать музыку. Еще в 1934 году он написал песню «Жаргал» на слова Ц. Галсанова, которая быстро стала популярной и любимой по всей республике. Успех вдохновил его на серьезные занятия музыкой. В 1938 году он окончил техникум искусств, и до 1939 года консультируется по композиции у своих педагогов - композиторов В.Морошкина и Н.Тихонова.

1940 год для Жигжита Батуева, как и для многих музыкантов, деятелей литературы, искусства, народного творчества, прошел под знаком подготовки I Декады бурят-монгольского искусства и литературы в Москве. Там, в столице нашей Родины прозвучала его пьеса «Саяны» для оркестра бурятских народных инструментов и песни. В годы войны был участником концертных бригад, руководил Бурят-Монгольским ансамблем песни и танца, вел преподавательскую работу.

В 1946 году Жигжит Абидуевич Батуев едет в Свердловск, где в консерватории, в классе композиции Б.Гибалина, овладевает композиторской техникой. В сезоне 1946-1947 гг. дирижирует балетными спектаклями в Бурятском музыкально-драматическом театре. В 1948 году Батуев написал свою знаменитую «Колхозную сюиту», получившую всесоюзное признание. В 1957 году впервые был поставлен его первый балет «Во имя любви», написанный в содружестве с композитором Б. Майзелем. Этот балет был представлен на II декаде бурятского искусства и литературы в Москве в 1959 году и высоко оценен музыкальной общественностью, принес композитору признание зрителей и известность.

В эти годы проявились творческие предпочтения композитора – любовь к балетной и вообще танцевальной музыке. Через год, в 1958 году, был написан второй балет «Золотая свеча» (соавтор — Б. Майзель). Затем последовал балет «Цветы жизни» (1960), получивший широкий отклик в музыкальных кругах страны.
Жигжит Батуев внес вклад в музыкальную культуру других национальных республик – Якутии и Калмыкии. В начале 60-х годов по предложению Министерства культуры Якутской АССР композитор приступает к созданию балета на основе якутского фольклора. Премьера балета «Чурумчуку» состоялась в 1964 году. В 2014 году балету «Чурумчуку» исполнилось 50 лет. На протяжение полувека этот спектакль прочно вошел в текущий репертуар Государственного театра оперы и балета Якутии, и по сей день собирает полные залы, что свидетельствует о его популярности и любви у зрителей.

В 1970 году композитор создает балет по мотивам калмыцкого эпоса «Джангар». Написанию музыки балета предшествовала серьезная работа по изучению музыкального фольклора калмыцкого народа. «Почему калмыцкий балет создается в Бурятии? Между народами этих двух республик много общего в языке, культуре, обычаях. Прежде чем приступить к работе над балетом, композитор много ездил по Калмыкии, изучал музыкальное творчество народа, его эпос «Джангар»,— писал музыковед X. Каржаубаев (Правда, 1970, 28 июня). Балет «Джангар» Ж. Батуева получил положительные отклики  музыкальной общественности Калмыкии и страны.

Одним из самых значительных произведений в многогранном творчестве композитора стал балет «Сын земли», созданный на основе бурятского героического эпоса «Гэсэр», выдающегося памятника эпической поэзии.

Жигжит Батуев плодотворно работал в жанрах симфонической, камерно-вокальной и инструментальной музыки, создав симфонические сюиты, поэмы, увертюры,  произведения для оркестра бурятских народных инструментов, песни, романсы, музыку к спектаклям, обработки народных песен.

До самых преклонных лет композитор не утратил творческой активности. В 1988 году он написал балет «Долина стерхов», в 1992 году ораторию «Спасение священного Байкала» на слова Д.Жалсараева. В 1994 году, в возрасте 79 лет, Ж.Батуев оркестровал последнее сочинение старшего коллеги Д.Д.Аюшеева - оперу «Сагаан-хатан», работа над которой была прервана трагической гибелью друга-композитора.

«Да, мелодичность – одно из самых главных качеств музыки Ж.Батуева, - пишет ведущий музыковед Бурятии Олег Иосифович Куницын.- Во всех  его произведениях есть незабываемые - выразительные и пластичные мелодии, всегда ярко окрашенные в национальные тона. Другая сторона обаяния музыки Ж.Батуева – энергия и разнообразие ритма, умение создавать увлекательные ритмические узоры ».

Жигжит Абидуевич Батуев являлся и крупным общественным деятелем. Так, Жигжит Батуев в 1939—1945 работал художественным руководителем Бурят-Монгольского ансамбля песни и пляски, дирижировал балетными спектаклями в Бурятском музыкально-драматическом театре, возглавлял городскую детскую музыкальную школу, Улан-Удэнское музыкальное училище им. П.И.Чайковского, был художественным руководителем Бурятской филармонии, художественным руководителем и дирижером Оркестра народных инструментов Бурятского радио. Являлся членом правления Союза композиторов республики, председателем хорового общества, членом ревизионной комиссии Союза композиторов Российской Федерации. Внес большой вклад в создание Кижингинской детской музыкальной школы. Заслуги композитора в области музыкального искусства отмечены правительственными наградами: орденами Ленина, «Знак Почета», медалями,  присвоением ему почетных званий России, Бурятии, Якутии.

Знаменательная дата – 100-летие со дня рождения выдающегося национального композитора – это счастливая возможность поговорить о творчестве композитора, вновь соприкоснуться с его светлой и жизнерадостной музыкой. 

(При подготовке информации использованы материалы:

Куницын О. Жигжит Батуев// Композиторы Российской Федерации. М., 1984, Вып. 3;

Куницын О. Батуев Жигжит Абидуевич// Союз композиторов Республики Бурятия.К 60-летию со дня основания (1940-2000). Улан-Удэ, 2000).    

             

 




 

03.08.2015