Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

К 100-летию со дня рождения Бау Ямпилова

К 100-летию со дня рождения Бау  Ямпилова

Бурное время как будто ускоряет нашу жизнь, наслаивая друг на друга все новые события, факты, противоречивые суждения. И некогда остановиться, оглянуться, вспомнить – хотя бы недавнее. А если проходят десятилетия?.. Вот уже идет 28-й год, как нет с нами Баудоржи Базаровича ЯМПИЛОВА. В сентябре этого года ему исполнилось бы 100 лет. Он ушел, не исчерпав отпущенного природой, оставшись в на¬шей памяти деятельным, ироничным жизнелюбом, полным творческих планов.

Имя Ямпилова уже при его жизни приобрело в Бурятии ле­гендарный оттенок: оно звуча­ло как символ успеха, призна­ния, почета, оно состояло слов­но бы из одних только заглав­ных букв. Составляющими это­го ореола были и огромное ко­личество созданного компози­тором, и масштабность вопло­щенного, и широкий отклик, рождаемыйего произведения­ми, что обеспечило им счастливую театральную и концертную жизнь, и то влияние, которое оказывал Ямпилов на развитие самых различных областей культуры республики.

Среди более чем четырехсот произведений Ямпилова жанры сценические и камерные, симфонические и вокально-симфонические:7 опер, 3 балета,7 кантат, 4 оратории,бо­лее 20 симфонических сюит, поэм, увертюр, музыка к дра­матическим спектаклям и кино­фильмам, сочинения для орке­стра бурятских народных инст­рументов, различные камерные ансамбли, романсы, более 200 песен.

Произведения Ямпилова ста­новились вехами на пути бурят­ской музыкальной культуры. Композитор открывал новые для бурятской музыки жанры, образы, выразительные средства: его опера «Чудесный клад» первая национальная опера для детей; оратория «Гудящие сосны» первая национальная оратория; опера «Прозрение»первый в бурятской музыке опыт создания лирико-психологической драмы; балет «Патети­ческая баллада» первый ба­лет, посвященный теме современности.

Произведения Ям­пилова первыми вышли за гра­ницы республики: балет «Кра­савица Ангара» был поставлен во Львове, опера «Чудесный клад» 7 сезонов входила в репертуар московского Централь­ного детского музыкального театра, украшала афиши Монгольского государственного те­атра оперы и балета.

Долгожданными и радостны­ми событиями становились пре­мьеры многих его сочинений. Значение «визитной карточки» бурятского балета приобрела «Красавица Ангара». Симфонические сюиты «Цветущий край», «Симфонические танцы», «Эпическая поэма», симфонические зарисовки «Первопроходцы» сто­ят в ряду лучших произведений бурятской симфонической музы­ки. Уже упоминавшуюся ораторию «Гудящие сосны» давний иссле­дователь бурятской музыки Олег Куницын считает «наиболее зна­чительным произведением бурят­ской музыки 60-х годов».

Произ­ведения композитора изданы центральными музыкальными издательствами, записаны на пластинки, вошли в фонд Всесоюзного радио. В истории бурятской профессиональной музыки Баудоржи Ямпилову – вместе с Дандаром Аюшеевым и Жикжитом Батуевым – принадлежит роль основоположника национальной композиторской школы.

Жизнь и творчество Бау Ямпи­лова – плоть от плоти нашего вре­мени. Биография его – это и био­графия его родной республики. Талант сына потомственных ско­товодов из Кижингинской доли­ны был поддержан П.М. Берлин­ским, заложившим фундамент бурятского музыкального профес­сионализма. В скромном колхоз­ном учетчике он разглядел не­сомненный музыкальный талант и пригласил в Верхнеудинское тетрально-музыкальное училище, где помогал освоить азы музы­кальной премудрости. А в даль­нейшем, когда Ямпилов уже был студентом Уральской консервато­рии по классу композитора про­фессора М.П. Фролова, П.М. Бер­линский привлек его к созданию первого национального сцени­ческого произведения – музы­кальной драмы «Баир». Годы уче­бы были наполненными и плодо­творными: в 1940 году на I дека­де бурятского искусства в Моск­ве Б. Ямпилов успешно выступил как композитор и дирижер, исполнив свою первую симфоничес­кую сюиту «Бурят-Монголия».

Развитию творческих планов помешала война. В саперном ба­тальоне Ямпилов сражался на Ленинградском фронте. Послево­енные произведения Ямпилова стали отражением неустанного труда, результат которого проявляется уже в 50-е годы, когда возника­ют сочинения, принадлежащие к лучшим страницам бурятской му­зыки. Это поэма для скрипки и фортепиано, сюиты «Цветущий край» и «Симфонические танцы», «Эпическая поэма», балет «Краса­вица Ангара».

В эти годы закрепляются основ­ные элементы композиторской манеры Ямпилова. Все явствен­нее звучит основная нота его творчества – гражданственность. Заявив о себе с первых творчес­ких шагов композитора – песен 30-40-х годов: «Песня о Балтахинове» (герое революции), «Бурят­ский гигант» (о первом бурятском заводе), «Песня о пятилетке», «Спасибо русскому народу», «О партии», «Смерть фашистам», – она питает все жанры. Оперы «Цыремпил Ранжуров» и «Грозные годы» воссоздают атмосферу ре­волюции и гражданской войны в Забайкалье, ораторски-плакатны «Революционная кантата», орато­рия «Великий Октябрь», кантаты «О Родине», «О партии». Великой Отечественной войне посвящены симфоническая поэма «Логенда о баторе» и балет «Патетическая баллада», оратория «У обелиска», строителям БАМа – симфоничес­кие зарисовки «Первопроходцы». Значительное место в творчестве Ямпилова занимает тема дружбы народов. Она раскрывается в сюитах «На монгольские темы» и «Калмыцких эскизах», но в той или иной мере присуща всем его произведениям, как и патриотические мотивы.

Горячий общественный темперамент Ямпилова воплотился не только в творчестве: можно сказать, что вся музыкальная жизнь республики проходила при непосредственном участии Баудоржи Базаровича. Он был художественным руководителем респуб­ликанской филармонии, ряда исполнительских коллективов, непременным участником радио и телевизионных дискуссий по различным музыкальным проблемам. Ряд лет преподавал в музыкальном училище. Его класс окончили видные деятели бурятской музыки Гур Дашипылов, Анатолий Андреев, Юрий Ирдынеев.

Многие годы Б. Ямпилов возглавлял Бурятскую композиторскую организацию, членом которой он был со дня ее основания в 1940 году. Ямпилова избирали депутатом Верховного Совета республики трех созывов, Председателем Верховного Совета двух созывов, депутатом горсовета, кандидатом в члены Бурятского областного комитета КПСС. Входил он и во многие художественные советы и коллегии.

Музыка Баудоржи Базаровича Ямпилова – народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии РСФСР имени М. Глинки и республиканских премий – стала неотъемлемой частью духовной культуры народа Бурятии. И его историей.  

07.12.2016 Автор: Ольга РУСИНОВА, к.и.н., доцент ВСГИК, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии