Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

О жизни и творчестве народной артистки Нины Токуреновой

О жизни и творчестве народной артистки Нины Токуреновой

Народная артистка России, лауреат Государственной премии Бурятии Нина Токуренова 16 декабря отме¬чает свой юбилей. О ее жизни и творчестве газете «Бурятия» расска¬зывает коллега - народная артистка России Лариса Егорова.

Мы жили с Ниной в подвальном помещении

- В нашем театре появилась тонюсенькая девушка с раско­сыми глазами, прямой челкой и утонченными чертами лица. Ну, впрямь японочка! Молоде­жи в театре было мало: Марта Зоригтуева, Цыден Цырен­доржиев, Сергей Баяндуев и я.

В то время у нас не было жилья в городе, мы ночевали то у родственников, то у зна­комых, а большей частью про­падали в театре. Отношения старшего поколения к нам было отеческое, они подкарм­ливали нас, приглашая к себе домой, где иногда и оставляли ночевать. Жили мы дружно. Простые деревенские ребята, неизбалованные вниманием, самостоятельные. Мои отец с мачехой жили в то время в Эр­хирике, а родители Нины - в далекой Оке. Мы поселились напротив театра в подваль­ном помещении, где жила с се­мьей сестра моей мачехи Бад­масуу-абгай. Нам выделили маленькую комнатку, стены которой «плакали» от сыро­сти, их мы тщетно заклеивали простенькими обоями, чтобы в комнате стало уютнее.

Помню, как в Улан-Удэ приехали с творческой встре­чей знаменитые актеры Вла­димир Заманский и Юрий Каморный. В то время гремел фильм с участием Каморного «Зося», где Юрий исполнил главную роль. Мы пригласи­ли их к себе. Наспех прикле­или обои на мокрые стены, которые буквально перед приходом гостей рухнули на пол. Но все же мы встретили знаменитостей и всю ночь пели песни под гитару. Утром вставали буквально за 10 ми­нут до начала репетиции и, наскоро ополоснув лицо, не позавтракав, потому что и есть то было нечего, перебе­гали дорогу и мигом оказыва­лись в театре.

Гастроли для нас – приключение

В театре мы были, как в родном доме, не чувствуя го­лода, репетировали, с благо­говением следили за игрой старших актеров. Так проле­тало время, наступало время гастролей, мы быстро соби­рались и ехали «по деревням и весям» навстречу приклю­чениям. Я ездила на гастроли в группе народного артиста РСФСР Владимира Халматова, а Нина – заслуженного арти­ста РСФСРГеоргия Лосева. В то время поездки были дли­тельными – с апреля до конца июля, в августе - отпуск, а за­тем опять «по коням». Мы при­ходили вечером на спектакли, аксакалы уже сидели загри­мированные в креслах и отре­шенно повторяли свои роли. Мы старались не мешать им, так как закулисье наше было крохотным, а рядом - сцена и зрительный зал. Сцена тоже была небольшая, но какие ше­девры ставил театр!

Её роли - всегда интрига для зрителей

Нина окончила режиссер­ский факультет института культуры, к приходу в театр у нее уже были успешные поста­новки в народных театрах ре­спублики. Первая роль - Дол­жод в спектакле «Сэрэмпэл», где она играла в паре с Дамбой Пурбуевым. Я вспоминаю тро­гательную любовную сцену у деревенской изгороди, как стеснительно она принимает признание в любви. Нежная, стройная Должод с огромны­ми, как у трепетной лани, пол­ными слез глазами, как и вся­кая девушка того времени, не смеет поднять глаза на своего возлюбленного. Мы в то вре­мя были молодыми и практи­чески играли самих себя. Нам не надо было особо напря­гаться, мы эксплуатировали свое естество, были очень ор­ганичными и естественными в передаче чувств.

Еще одна роль Нины – гор­бунья в спектакле «Послед­ние» Горького. Я играла ее мать Софью. Меня поражало, как Нина скрупулезно рабо­тала над внешним обликом, чтобы почувствовать физиче­ское и эмоциональное состоя­ние человека, вынужденного всю жизнь носить тяжесть своего уродства. Нине пре­красно удалось уловить со­стояние ущербности, это чув­ствовалась и во взгляде, и в ее скользящей бесшумной походке, в стремлении быть невидимкой. Сцена с отцом, когда она узнает, чья она дочь и почему стала горбатой, на­столько пронзительно и тон­ко сыграна актрисой, что в этот момент так сочувству­ешь ее героине, даже слезы наворачиваются на глаза.

Далее был спектакль Доржи Эрдынеева «Бальжин хатан», от которого у каждого актера, занятого в этой исторической драме, остались самые яркие впечатления. Ансамбль был прекрасный! Режиссер - педа­гог ВСГАКИ Туяна Бадагаева. Нина получила роль жены Бу­убэй - бээлэ хана, которого ис­полнял заслуженный артист России Доржи Сультимов, а я играла Бальжин. И в этой роли актриса мастерски нашла внешний образ героини. Каж­дый ее жест был продуманным и четким. Коварная, изощрен­ная интриганка Зэлмэ-хатан, хитро и как бы ненароком обвивала сетью лести своего хана, настраивая его против невестки, хотя попасть в эти хитросплетения любящей и правдивой Бальжин было не­возможно.

Отдельно надо сказать о комедийных ролях Токурено­вой. Нина проявила массу раз­личных сценических приемов, чтобы показать образ хитрой свахи Сэндуухэй в спектакле Бато-Мунко Пурбуева «Толдой - сын Болдоя». Спектакль был музыкальным, комедийным, и образ свахи получился соч­ным и колоритным.

Иногда в спектаклях ин­тереснее исполнять отрица­тельные роли, так как там можно дать волю своей фанта­зии, изобретательности, чего бывают лишены роли «голу­бых» героинь. И вот весь свой талант, умение преподносить образ с юмором, выдумкой, импровизацией она вложи­ла в образ Пяглай в комедии Цырена Шагжина «Будамшу». Этот спектакль ставился на нашей сцене не один раз. Еще незабвенная Найдан Гендуно­ва, мастер комедийных ролей, играла Пяглай. И, казалось, что переиграть ее нет ника­кой возможности. Но Нина нашла свои краски для воплощения этого образа. В испол­нении Токуреновой Пяглай была настолько искрометной, сочной, колоритной, что каж­дый ее выход на сцену был праздником для зрителя! Сце­ны, где она была занята, мгно­венно превращались в кон­цертные номера, а их тандем с актером Чимитом Ринчи­новым, построенный на раз­ных внешних данных: Пяглай – роскошная, яркая, хитро­умная, а Һорни – маленький, щупленький, тщедушный, це­ликом и полностью заполнял всю сцену своей харизмой. С этим спектаклем мы объез­дили всю республику, Агин­ский национальный округ, Иркутскую область. Играли на декаде буряткой культуры в Новосибирске, Монголии - и везде, даже если зрители не понимали языка, колоритные образы Токуреновой и Ринчи­нова покоряли их сердца! Не­даром спектакль шел на сцене 18 лет с неизменным успехом и сохраняется в золотом фон­де БГТРК.

Нина – надежный товарищ

Кроме актерского творче­ства, Нина Токуренова была незаменимым руководите­лем гастрольных групп. Уме­ние разговаривать с людьми любого ранга делало наши гастроли успешными. Везде, куда бы мы ни приезжали, нас принимали на высшем уров­не, как говорится, «был готов и стол, и дом». И все это благо­даря прекрасному Нининому руководству. Очень жаль, что талант артистки Токуреновой в театре сейчас не востребо­ван, но у нее масса творческих проектов, постановок в на­родных театрах. Желаю Нине, чтобы ее творческий заряд был неиссякаемым и всегда востребованным!

16.12.2016 Автор: Цырегма Сампилова, ИД "Буряад Үнэн"

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии