Музыкальный шаман XXI века

Музыкальный шаман XXI века

На экспериментальной OPEN-AIR сцене фестиваля "Голос кочевников" в Этнографическом музее 13 июля выступит Евгений Вороновский с проектом Cisfinitum, который всемирно известен  в кругу ценителей жанра Dark Ambient, имеет обширную дискографию в Европе и США, участник международных фестивалей Reiher Elektronicher Musiek (Германия), Intro Muros , Red Cavalry (Испания),Wave Gothic Treffen (Германия), Radio Liberter (Франция), Heilige Feuer-2 (Россия)  и многих других. Автор музыки к театральным постановкам Владимира Епифанцева, Юрия Урнова и Анатолия Баскакова. Принимал участие в качестве аранжировщика и скрипача во многих известных российских рок-группах, среди которых можно выделить "Маша и Медведи", "Ночной Проспект", "Собаки Табака", "Neutral","Оцепеневшие", "Театр Яда",  "NecroStellar" и многие другие. Евгений Вороновский — один из самых ярких персонажей современного русского андеграунда.
Евгений — живая коллекция загадок. Выпускник Московской государственной консерватории, профессиональный скрипач, работавший в симфонических оркестрах, и автор экспериментальной шумовой музыки. Человек с абсолютным слухом, творящий радикальное искусство. На фестивале "Голос кочевников" также будет представлен совместный проект Евгения Вороновского и Даши Баскаковой c новой программой, подготовленной музыкантами во Франции и Черногории. Проект представляет собой мощный сплав из ритмов digital hardcore / breackore в исполнении Вороновского в окружении nintendo гаджетов и сэмплера Roland, и меланхоличного узнаваемого вокала Даши на французском и русском языках. Во второй половине 2012 года у проекта запланирован небольшой тур по клубам и танцполам Франции, ураганное звучание 8-битного drum'n'bass  и байкальская романтика Даши Баскаковой не оставят равнодушными ценителей актуального и ультрамодного звучания.

Из отзывов зарубежной прессы: «Работы Вороновского легко можно назвать одними из лучших в жанре, а его самого — одним из талантливейших российских электронных композиторов».
«Вороновский может с уверенностью быть назван музыкальным шаманом XXI века, даже в большей степени, чем просто композитором».
Число проектов, с которыми Евгений сотрудничал, так велико, что перечислить все не хватит пальцев. Из особо заметных — Neutral, «Oцепеневшие», «Театр Яда», Hypnoz, Zuboff Sex Shop, Necro Stellar, «Cобаки Табака». Неоднократно выступал на одной сцене и сотрудничал с западными мэтрами — Rapoon, Troum, Bad Sector, Raison d'etre.
Организатор и вдохновитель первого в России фестиваля экспериментальной музыки «Шум и Ярость» (совместно с Николаем Дмитриевым).
Музыкальной сценой Вороновский себя не ограничивает, он сочиняет музыку к цирковым представлениям, к экспериментальному кино, к театру. Так, Евгений — автор музыки к нашумевшему спектаклю Владимира Епифанцева «Маяковский».
Главное детище Евгения — постиндустриальный проект Cisfinitum. Основан он был ещё в девяностые и с тех пор зарекомендовал себя как один из самых необычных и выдающихся проектов на российской экспериментальной сцене. У Cisfinitum особый эмоциональный стиль, лежащий в пределах drone ambient и noise.
По самоопределению, Cisfinitum — это звук вечности. Я всегда хотел создать музыку русского космоса, музыку, способную выразить информацию о России, которую невозможно открыть при помощи слов. За рубежом они называют это "drone", но я предпочитаю определение "метафизический эмбиент".
Из актуального — у Вороновского выходит альбом на первом в мире синтезаторе АНС. Инструмент был создан в 1959 году инженером Евгением Мурзиным и назван в честь идеи А.Н. Скрябина о синкретическом искусстве.
Недавно увидел свет совместный проект с художницей и математиком Светланой Калистратовой "Инварианты XXI".
Ещё две пластинки готовятся к изданию на лейбле Артемия Артемьева "Электрошок". Одна из них посвящена алхимии, вторая — звукам природы: болота, лягушки, после путешествий по Индии, Китаю, Кавказу — из обработанных записей получилась пластинка.
Параллельно Евгений занят записью альбома мичуринской пост-панк-группы "Мать-Тереза" и работает над новым альбомом группы "Ночной Проспект".
Андрей СМИРНОВ.  - Евгений, кем вы себя считаете, как позиционируете в современной отечественной культуре?
Евгений ВОРОНОВСКИЙ.
  - Несмотря на многочисленные эксперименты c электроникой, я считаю себя рок-музыкантом. Я понимаю настоящую рок-музыку как спонтанность, драйв, нонконформизм, честность, некоторую брутальность… Эти формы ярко проявились в музыке после хипповской "психоделической революции". Оглядываясь на прошлое, я понимаю, что вырос на рок-музыке — Pink Floyd, Gong, King Crimson, Uriah Heep, и свое творчество воспринимаю именно с позиции рока, который постоянно слушаю.
А.С.  - Создается впечатление, что меланхоличность, монотонность и депрессивность музыки обусловлена происходящим в личной и общественной жизни. И параллельно — это поиск пространств для выражения призрачных и потусторонних образов. Документы звуковой интровертности.
Е. В.
- Меня печалит ситуация, сложившаяся с тем, что в России называют востребованным и коммерчески успешным искусством. Поэтому я занимаюсь тем, что меня не напрягает, пусть это и не самая выгодная позиция в современном обществе.
Я очень люблю английскую группу The New Blockaders ("Новые блокадники") — это классика шумовой музыки. Их манифест начинается со слов "Блокада - это сопротивление". Подобные вещи выходят за рамки представлений о музыке, о культуре у академистов и деятелей шоу-бизнеса. Я хотел бы немного сказать о российской академической системе музыкального образования — поскольку неплохо знаю её изнутри, её изнанку.
С одной стороны, классические музыканты — носители духовности, высокое искусство, высшее общество, элита. С другой, это ролевая игра по предварительно навязанным правилам. Когда они в эту игру вовлечены, они занимаются тем, что принято считать высоким искусством. Академическая школа — ярко выраженная модель двойного стандарта. Зачастую культурный уровень, да простят они меня, очень ограниченный. Это люди, которые учатся на ремесленника, а в свободное время развлекают друг друга приколами из мобильных телефонов. Только что играли Гайдна или Фортепианный концерт № 23 Моцарта, но наступает перерыв, и они погружены в мир сайта "Fishki-net".
Сегодня абсолютно игнорируется такое понятие, как антимузыка. А оно как минимум существует с начала двадцатого века как искусство Луиджи Руссоло, части футуристов. Звуковое футуристическое искусство — это однообразный неструктурированный шум, относиться к этому скептически в наше время бессмысленно. История антимузыки ещё ждёт своего исследователя. И британская шумовая музыка, и весь индастриал, и футуристы, та же "Симфония гудков" Арсения Аврамова, — это всё образцы, расширившие границы музыки. Шум, бессмысленный и беспощадный — это музыка настоящего и будущего, как сказал кто-то из критиков.
Бойд Райс в своё время сказал: "Нас не интересует музыка, нас интересует информация". Речь идёт о том, чтобы выйти за пределы некоей матрицы, запрограммированности. Навязаны правила игры, и моя задача их обойти. Окажется, что шум — это вчерашний день — отлично: буду придумывать новые формы.
В понятии "высокая культура" мне не хватает поиска, сопротивления. Ты пришёл в оркестр, и там всю жизнь просидишь в "яме". А я не хочу на всю жизнь. Сегодня — одно, завтра — другое, потом переоценка ценностей и принципиальное новое. Хочется удивляться. Хочется удивлять самого себя неожиданным репертуаром. Иначе жизнь превращается в унылую предсказуемую рутину.
Для того, чтобы выбить навязанные форматы — шумовая музыка — действенный инструмент. Потом можно начать с чистого листа. Исполнять мотеты тринадцатого века или органумы Перотина Великого. Но уже с абсолютным погружением, а не потому, что кто-то причисляет это к "высокому искусству".
А.С.  - Вы не понаслышке знакомы и с отечественным шоу-бизнесом — в качестве сессионного музыканта работали с Николаем Носковым, Эмином, группами "Маша и Медведи", "Б-2". Был концертмейстером оркестра Витаса в Китае. Вполне могли реализоваться и в этой среде, но не захотели.
Е. В.
- Я работал звуковиком c Евгением Кемеровским, в разговоре он однажды заметил: "Давай, Женя, я тебя сделаю Великим, будешь записывать Киркорова". Я подумал, и через три дня покинул этот проект.
С Витасом я ездил в Китай, видел китайскую истерию по поводу артиста, по меркам нашей поп-сцены, второго-третьего эшелона. Витас — самый популярный русский артист на планете Земля, в Китае его диск многократно платиновый. На каждый концерт гарантированно приходит 30–50 тысяч человек, билет — 50 долларов. И если я был свидетелем изнутри какого-то культа в духе Майкла Джексона и Элвиса Пресли, то это Витас в Китае. Видимо, его восприняли как прямого потомка богов. Его там даже посвятили в какой-то духовный сан. На концертах продавали тюбики с мазью, если намазать какие-то чакры, тогда его пение помогает исцелиться от болезней и пр.
А.С. - Вы напрямую ответственны за множество разнообразных проектов, фестивалей, акций, при этом небезосновательно считаете себя одиночкой даже и в андеграундном пространстве.
Е. В.
- В России — а я прошёлся по различным слоям — если и есть радикальная сцена, то она связана с панком. Причём, не тем панком, который имитирует западные образцы типа "Тараканов" и "Наива", это, в первую очередь так называемый сибирский панк. Пусть не панк, назовём это явление экзистенциальным роком или сибирским гаражом.
Тот же Егор Летов — это яркий пример антисистемного и настоящего самобытного искусства, возник именно на русской панк-сцене, которая не выходила в СМИ, оставаясь андеграундом. Агрессия сегодня в искусстве обязательна. Мы живём в мире, где насилие над личностью ярко выражено. В Европе ты связан по рукам и ногам форматом, превращён в куклу. У нас же насилие открыто. Ты всем должен, ты живёшь в стране третьего мира…Причём, в этом списке она оказалось незаслуженно. На фоне потенциала, который есть у среднестатистического русского человека, это особенно обломно и обидно. В принципе страна героев втоптана в грязь.
А. С. - В июле этого года исполнилось пятнадцать лет со дня ухода Сергея Курёхина.
Е. В.
- Курёхин очень рано умер. Он был один из немногочисленных людей в нашей рок-музыке, которые вели по-настоящему просветительскую деятельность. С его подачи люди узнали, что такое World Serpent, дарк-фолк, нойз и т. д.
Как он сказал однажды: "Рокеры считали меня джазменом, джазмены рокером, а классические музыканты — дураком".
Курёхин работал с авангардом, используя свою академическую базу. Он был причастен к европейскому андеграунду из первых рук, напрямую, без эффекта испорченного телефона. Ко многим вещам он пришёл не по наитию, но с учётом глубокого анализа тенденций и форм, которые существовали. И на основе этого пытался создавать новые языки искусства в СССР.
Если бы Курёхин был сегодня здесь, он мог бы множество вещей привнести в наш контекст, открыть или просто объяснить. У него ведь был некоторый доступ к СМИ. Жаль, что сегодня людей такого уровня в России почти нет.
А. С. - И напоследок пару слов о технике…
Е. В.
- Я — технофил. Я испытываю почти фетишистский кайф от одного вида ручек, кнопочек, хорошо умею паять, постоянно что-то сам придумываю.
Недавно читал про одну из своих любимых групп Соil и поразился. Вот они они пригласили для записи оркестр, а вот хорошую студию на месяц вперёд проплатили…
Я на своем компьютере работаю уже десять лет. Когда я прихожу в шоу-бизнес студию с роскошной аппаратурой, где всё утыкано Макбуками, микрофонами Neumann, но там записывается какой-то кошмар, который максимум сезон крутится на радио "Шансон", я понимаю, что это качество ничего не даёт. В этом смысле записать на подручных средствах что-то стоящее — всегда некоторый прорыв, ограничение в средствах заставляет активизировать сверхвозможности. А они таятся повсюду, в самой природе человека.
Ещё мой инструмент — советский аналоговый синтезатор "Поливокс", теперь его можно программировать при помощи компьютера. Или Game Boy 89-го года производства, который перепрошит специальным музыкальным софтом и его тоже можно программировать — изначально обычная детская игрушка, купленная мною в Токио.
Это не технофилия золотых шнуров, чёрного дерева это технофилия, перемотанная изолентой. Музыку будущего можно делать на любых инструментах. Ты берёшь детскую игрушку, откидываешь заднюю панель и методом тыка соединяешь на плате контакты. После этого копеечная хрень начинает генерировать гипнотические звуки — так начинается путешествие!
Публикацию подготовил Андрей Смирнов
фото из личного архива Евгения Вороновского

1.
Cisfinitum 01

 
3.
Cisfinitum 03

4.
Cisfinitum 04

5.
Cisfinitum 05

6.
Cisfinitum 06

7.
Cisfinitum 07

8.
Cisfinitum 08

9.
Cisfinitum 09

10.
Cisfinitum 10

24.06.2012 Автор: Андрей Смирнов, http://zavtra.ru

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии