Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

Памяти Цыдена Цырендоржиева

Памяти Цыдена Цырендоржиева

Прошло уже 7 лет,  с тех пор, как нет его с нами. Но жизнь большого мастера  театра продолжается в памяти людей, видевших его удивительные сценические создания. Эта память, как эстафета, передается следующим поколениям зрителей, молодым актеров театра.

В широкой и раздольной степи, которая раскинулась на юго-востоке Агинского Бурятского округа, в селе Догой, в семье чабана Базара семь десятилетий назад родился мальчик, которого назвали Цыденом. Родители мудрые, степенные, немногословные, трудолюбивые, старшие братья и сам уклад той деревенской жизни научили его трудолюбию, скромности. Нужно сказать, уроженцы этой местности прославились далеко за его пределами. Отсюда были родом Даширабдан Батожабай, Норпол Очиров, драматург Дугар Дылгыров.

Впитав вместе с молоком матери родной язык в его эталонном агинском варианте, хорошо зная традиции и обычаи своего народа, Цыден особенно любил рассказывать об Аге и агинцах, о названиях местностей, знал множество легенд, преданий о святых местах не только агинских степей, но и, казалось, всей Бурятии и Иркутской области. По воспоминаниям его друзей, будучи еще школьником, рассказывал отрывки из улигера Үбгэн Жэбжээнэй, декламировал стихи, устраивал небольшие импровизированные «концерты».
В 1966 году Даширабдан Одбоевич Батожабай (великий писатель-земляк и дальний родственник) привел 17-летнего паренька из Догоя в бурятский театр. Батожабай был также «виноват» и в рождении талантливого драматурга Дугара Дылгырова, приведя молодого ветеринарного врача в театр. Хорошо иметь такого покровителя, но и подопечные не подвели его, ибо оказались на редкость талантливыми и трудоспособными.

Бурятский драматический театр того времени был богат актерскими талантами. Тогда еще работали легендарные Чойжинима Генинов, Найдан Гендунова, Владимир Халматов, Жамсо Иванов — почти вся плеяда актеров-самородков. Роли, сыгранные ими отличались глубиной, профессиональной техникой исполнения. Быть достойным замечательных актеров — задача была для молодых актеров трудной, но почетной.
С тех пор утекло много воды... Подобно губке впитывал молодой Цыден уроки режиссеров Федора Сахирова, Буянто Аюшина, актерскому мастерству учился у Буда Вампилова и у всех старших коллег.
Одна из первых его актерских работ — старик Урмат-аке в знаменитом спектакле «Тополек мой в красной косынке» Чингиза Айтматова в постановке Соднома Будажапова. Режиссер Содном Дашиевич еще тогда подметил в Цыдене мягкий юмор, внутреннюю доброту, народную мудрость, легкое восприятие жизни, качества с годами, в нем сполна раскрывшиеся, но тогда так необходимые в этой небольшой роли. Это была очень зрелая работа молодого актера. Особую манеру, стиль актерской игры, присущий только ему, продемонстрировал начинающий артист при создании образа Эндрю Эгъючика (В.Шекспир «Двенадцатая ночь» в постановке Фёдора Сахирова). Роль удалого, разбитного, этакого «а-ля» Остапа Бендера получила высокую оценку зрителей и прессы.

Последующие годы были годами овладения мастерством. В богатой яркими, самобытными талантами труппе бурятского театра Цыден Цырендоржиев постепенно занимает особое место. Удивительная пластика, природная органика и одаренность позволяет Цыдену Цырендоржиеву приковывать к себе внимание и любовь зрителей, театральных критиков. Продолжалась проба сил в разнообразном, разноплановом репертуаре от
национальных и переводных современных пьес до шедевров мировой и русской классики. Одной из этапных ролей в творчестве Цыдена Базаровича по праву считается роль Белогубова в классике русской драматургии «Доходное место» А. Островского (реж. С.Будажапов). В 1973 году во Всероссийском смотре в ознаменовании 150-летия со дня рождения А.Н.Островского за эту роль, сыгранную актером почти в гротесковой форме, удостоился Диплома второй степени.

Образы многих героев, созданные за почти полвека работы на сцене театра, подтверждают необыкновенно широкий диапазон актерского амплуа. Всего за годы работы создал на сцене более 100 ролей. И не удивительно, что он достиг высших вершин в сложнейшем жанре эпизода и лаконичных ролей.
Постепенно набираемый профессионализм, ум и доброта стали надежными помощниками. Палитра артиста настолько красочна, что ему, кажется, без особого труда удаются любые роли. Это подтверждают интересные работы, такие как Меженин в «Береге» Юрия Бондарева (реж.Цыден Цыренжапов), Сиплый из «Оптимистической трагедии» В.Вишневского (реж.Фёдор Сахиров), Кочкорбаев в «Плахе» (реж. Содном Хажитов), Сабитжан в «Буранном полустанке» (реж. Владимир Кондратьев) по известным романам Чингиза Айтматова.
Вступив в зрелость, он много играет в разнообразном репертуаре. В особом ряду стоят четыре полярные роли — это художник Есехидэ, разбойник Тадземару, Раскольников и Автор в спектакле «Исповедь идиота» Р. Акутагавы, соединенные в некое целое мыслью автора инсценировки и режиссера Юрия Александрова. В этих разных ролях удачно слились в одно целое весь прошлый опыт, все стили, «штампы» уже зрелого актера.

Возрастные персонажи Цыдена Цырендоржиева —это очень разные люди. А так как их уже целая галерея, то хочется отметить их разнохарактерность — здесь роли от комических до глубоко страдающих стариков. В актере Цырендоржиеве почти всегда сплетались смешное и скрытое драматическое.
В ролях, где присутствуют зерна доброты и жизненной правды, раскрывается редкое обаяние артиста. С годами его живой темперамент, заразительный юмор, природная органика позволили создать ему такие значимые роли, как Сорин в «Чайке» Антона Чехова, слуга Лу Гуй в «Грозе» по пьесе китайского драматурга Цао Юя в постановке Владимира Кондратьева, «Эртын хабар», «Деревенские мои чудаки», Бексоев в «Встретимся в той жизни» по пьесе С. Эрдэнэ, герцог Альбанский в «Король Лир» и др. Блестяще исполнил роль Сагаан хана в спектакле «Максар. Степь в крови» по мотивам пьесы У. Шекспира «Макбет», сумев раскрыть сложный характер, не стандартного, странного персонажа, донеся до зрителя все нюансы его характера (реж. О.Юмов). Именно этими свойствами наделены, на мой взляд, интересные его работы последних лет: Иван Бураев («Воздушный поцелуй» Геннадия Башкуева).. С этим спектаклем проездили по всей Иркутской области, по многим районам республики. Острая социальная направленность этого произведения и удачно выписанный сюжет легли в основу зрительских симпатий. Из этой же «серии» последняя сыгранная роль — роль старого овдовевшего Николая Михайловича Чмутина в спектакле «Старик и его женщины» по пьесе А.Галина, поставленная по линии СТД режиссером Владимиром Кондратьевым.

В те или иные моменты простоя (у каждого актера они иногда случаются), он брался за очередной толстый исторический роман, пусть он даже на монгольском языке. Совмещая работу актера с должностью заведующего литературной частью театра, пишет творческие портреты, сценарии к юбилейным и историческим датам коллектива, в соавторстве с коллегами пишет сценарии к Сагаалганам. Вот где он в полной мере раскрылся как знаток бурятского языка, как разговорного, так и литературного, мало кто в театре мог тягаться с ним.
Попробовал себя и в роли киноактера, сыграв роли в двух кинофильмах.
Цыдендоржи Базарович с его заводным характером всегда оказывался в центре внимания своих коллег по цеху и, особенно, молодежи. Он был настоящим полиглотом, интеллектуалом во всех сферах жизни и деятельности. Казалось, не было книги, которую он не читал, не было вопроса, на который не знал ответа. Умел он мыслить аналитически, объективно комментировал все события, происходящие в театральном мире и за ее пределами. Притом делал он с юмором и иронией, мог и остренькое слово вставить, а если попадал на интересного собеседника или садился на «любимого конька», то его трудно было остановить. Не зря иногда говорили ему «Заа, радиогоо бага болгыш даа, Цыден» (т.е. убавь немного радио, Цыден). Мысли у него были какие-то чистые, идущие от сердца, из глубины души, без всяких натяжек на «красоту» и «умность». В нем не было черты подстраиваться под кого-то, угодничать или расточать пустую лесть. Никогда не старался " хватать звезд с неба«. Мог правду сказать в лицо, невзирая на звания и регалии. В этом отношении он не всегда был «удобным», особенно для начальства.

Цыден Базарович прошел по жизни с женой Даримой Соктоевной. Коллега по работе, она многие годы работала и работает до сего времени гримером — визажистом театра. Всю жизнь была и осталась верной, надежной женой, доброй мамой дочери и сына, бабушкой уже взрослого внука Дениса.
Сын Минжур работает в «Мега Доме».
Дочь Лариса Цыденовна Цырендоржиева (Башинова) — заслуженная артистка РБ, солистка балета БГАТОиБ им. Г. Цыденжапова, преподаватель хореографического колледжа и ВСГАКиИ, репетитор балетной труппы в родном театре. Выпускница 2003 г. Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой (С-Петербург). Муж — Иннокентий Иванов — выпускник ВСГАКиИ, преподавал в хореографическом колледже, ныне солист балета БГАТОиБ. Внук Денис —выпускник хореографического училища, работал в театре оперы и балета, отслужил в армии.

27.11.2018 Автор: Валентина Бабуева, заведующая музеем Бурятского театра драмы, заслуженный работник культуры Бурятии, России, кандидат культурологии.

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии