Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

К 90-летию Федора Семеновича Сахирова

К 90-летию Федора Семеновича Сахирова

О творческом пути актера, режиссера и педагога.

Почетные звания и награды:

«Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР»,

«Заслуженный деятель искусств Российской Федерации»,

«Народный артист России».

Награжден серебряной медалью имени А.Д. Попова.

За творческие успехи и участие в гастролях в МНР в 1965, 1973, 1978 гг. награжден правительством Монголии юбилейной медалью «50 лет МНР», «60 лет МНР», серебряной медалью «Найрамдал».

Лауреат премии Президента Республики Бурятия «За честь и достоинство».

В 1997 году присвоено ученое звание доцента,  

профессор кафедры театрального искусства ВСГАКИ  (1998).


Федор Семенович отдал театру 34 года. Из них 18 лет был главным режиссером (1965–1983 гг.). Эти годы пришлись на те «застойные» времена, когда коллективы многих многонациональных театров как могли противостояли бюрократическому управлению творческим процессом, постоянному контролю, мелочной опеке. Атмосфера застоя иногда давала о себе знать и в бурятском театре, не всегда все нравилось начальству «наверху».

Федор Семенович вместе с таким же энтузиастом как он, директором театра Ц.А. Балбаровым делали все возможное, а порой и невозможное, чтобы «единственный в мире бурятский театр» развивался, ставил спектакли, достойные самых высших отзывов, пополнялся молодой сменой.  В 1976 году первым из всех драматических театров от Урала до Тихого океана удостоен самого высокого статуса – «Академический». В 1982 году в связи с 50-летием со дня основания за высокие достижения в области культуры и искусства театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени, несомненно, во всех этих достижениях есть огромная заслуга главного режиссера Федора Семеновича Сахирова.

В его творческой деятельности отразились и переплелись дела и судьбы многих актеров – основоположников бурятского театрального искусства, нескольких выпусков театральных вузов Ленинграда, Владивостока, Улан-Удэ.  Сегодня на сцене Бурятского театра работают его ученики и воспитанники, достойно продолжая его дело. Всей своей жизнью, своим отношением к людям, к своему делу он доказал право выступать от имени самой лучшей части бурятской интеллигенции, быть ее ярким представителем.

Драматург пишет пьесу. Артисты в ней играют. Художник придумывает декорации и костюмы. Композитор сочиняет музыку. А режиссер? Что он делает?  Почему его фамилию печатают на театральных афишах самыми крупными буквами?

Георгий Товстоногов – народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, профессор, воспитатель нескольких поколений молодых актеров и режиссеров – в своей книге «О профессии режиссера» пишет: «Режиссер – я люблю это сравнение – должен быть подобен капитану корабля, на котором у каждого в команде есть свои обязанности и каждый необходим коллективу тем больше, чем лучше, совершеннее он владеет своим делом. Надо ли говорить, что капитан должен быть самым профессиональным, самым надежным?».

Судьбе было угодно, чтобы большая часть труппы Бурятского театра, а это несколько поколений актеров, составляющих гордость бурятской национальной сцены, были учениками блестящего актера театра и кино, выдающегося мастера, который входил в десятку лучших режиссеров Советского Союза  Федора Семеновича Сахирова.

    Детство. Юность. Учителя

Федор Семенович родился 12 декабря 1928 года в семье Сыдына (Семена) Жарбахаевича и Марии Бардунаевны Сахировых, уроженцев улуса Куйта Аларского аймака Иркутской области. В семье было трое детей: Софья, Прокопий, Федор. Когда самому младшему Федору было всего три года, в 1931 году умерла мать, в 1934 – отец. Они работали в колхозе «Красная Куйта», после их кончины хозяйство забрали в колхоз, а детей определили к одинокой бедной старушке. Правление колхоза во главе с председателем В.Б. Тумуровым взяло опеку над сиротами и постановило выдавать ежемесячно им из кладовой колхоза для пропитания один пуд муки, два килограмма мяса, сметану, мед. После окончания четырех классов в Куйте с пятого по седьмой классы он учился в Аларской средней школе. В 1940 г. сестра  Софья после окончания 9-го класса выехала учиться в Улан-Удэ в Железнодорожное училище №1. Там она получила специальность токаря. Федор же остался учиться в Алари. До Великой Отечественной войны по решению правления колхоза учеников подвозили в школу на лошадях, с началом войны подвоз был прекращен. Ученики стали ходить из Куйты на учебу пешком за 21 км. Весной 1942 г. Федор простыл и тяжело заболел, поправился только летом. После выздоровления решил идти работать, было очень голодно. Начал трудиться на разных работах: боронил, пахал, ходил за скотом. Осенью того же года по настоянию сестры он выехал в Улан-Удэ, поступил в ЖУ № 1 (управление трудовых резервов) при ПВЗ. По окончании училища получил специальность электромонтера заводского оборудования 5-го разряда. Начал работать на ПВЗ, работал, как и все его сверстники по 12–14 часов в сутки, стал получать рабочую карточку.

Осенью 1944 г. выехал в поселок Агинское, ибо родственники – известный хормейстер-дирижер Мария Скольчикова и ее супруг Аюр Санданов – предложили, чтобы после восьмилетки Федор был принят во вспомогательный состав артистов открывающегося окружного национального театра. Это стало началом длинной, нелегкой дороги в творческую жизнь. Через год Федор поступает на II курс театрально-музыкального училища в Улан-Удэ. На III курсе преподаватель по мастерству актера В.К. Халматов поручил Сахирову главную роль в первом учебном спектакле «Тартюф» Мольера. На IV–V годах обучения его в числе 13 талантливых студентов взял в группу Николай Васильевич Демидов, педагог из Москвы. В группе Н.В. Демидова учились Василий и Валентина Найдаковы, Цыден Цыренжапов – будущий выпускник ГИТИСа, Цыденжап Жимбиев, Гунга Чимитов, Полина Шапова, Октябрь Гармаев и др. Встреча с этим талантливым педагогом в Улан-Удэ, а в последующие годы в Москве во время учебы определила его дальнейшую судьбу.

После успешного окончания училища в 1949 г. Федор поехал в Москву с целью поступить на режиссерский факультет Московского государственного института театрального искусства им. А.М. Луначарского (ГИТИС – ныне Российская академия театрального искусства). Но в тот год на режиссерский факультет не было набора, и чтобы не терять год учебы решил сдавать экзамены на оперно-режиссерский факультет, где был конкурс – 50 человек на место. При собеседовании профессор О.И. Пыжова, узнав, что он является учеником Н.В. Демидова, предложила ему перейти на ее курс актерского факультета. Через год учебы он переводится на режиссерский факультет в мастерскую профессора А.Д. Попова, который набирал курс. На этом курсе вели занятия выдающиеся мастера режиссуры и педагогики профессора, народная артистка России М.О. Кнебель, заслуженный деятель искусств России А.З. Окунчиков. Обучаясь у таких маститых корифеев, Федор получал именную стипендию им. В.И. Качалова на 3 курсе, а на 4-м – им. В.И. Немировича-Данченко.

13 февраля 1955 года Сахиров поставил в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) свой дипломный спектакль по пьесе «История одной любви» Константина Симонова и вернулся в Москву. Успешная защита дипломной работы в ГИТИСе состоялась в 1955 году. Государственная экзаменационная комиссия во главе с председателем – знаменитой русской актрисой Ниной Гиацинтовой – оценила дипломный спектакль на «отлично».

В то время выпускники вузов распределялись по направлениям министерств. Директор ГИТИСа М.А. Горбунов предложил Сахирову работу режиссером в Русском драматическом театре им. Качалова в Казани или в Драматическом театре Ростова-на-Дону. Но по настоятельному совету своего преподавателя по театральному училищу Владимира Константиновича Халматова вернулся в Улан-Удэ и был принят на работу в Бурятский драматический театр. Выпускника ГИТИСа ждали здесь как своего, а театральный бомонд республики с интересом воспринял приезд молодого режиссера, который приобрел известность после съемок в центральной роли проводника Миону в фильме «Опасные тропы» (Мосфильм, 1954). Главным режиссером Бурятского театра в те годы был известный актер и драматург, автор широко известной комедии «Будамшу» Цырен Галзутович Шагжин. Он приложил немало усилий, чтобы воссоздать труппу, которая разъехалась по разным районам республики. Причиной этому было открытие оперного театра на базе музыкально-драматического. Артистов, имеющих хорошие музыкальные и вокальные данные, определили в оперный. Остальным предложили работу в передвижном колхозно-совхозном театре, который не имел соответствующей финансовой и материальной базы, а главное – помещения. Этим актерам приходилось играть спектакли в ДК им. Серова и «Динамо» и периодически выезжать на гастроли в районы республики, в Читинскую и Иркутскую области.

    Ф.С. Сахиров – актер театра

За годы работы Федор Семенович сыграл в нескольких спектаклях  главные и заглавные роли. Лучшие роли, созданные им, – Чацкий в спектакле «Горе от ума» А. Грибоедова (1958),  Бимба в «Ровесниках» Б-М. Пурбуева (1959), белогвардейский офицер Михаил Яровой в «Любови Яровой» К. Тренева (1964), герцог Корнуэльский в «Короле Лире» У. Шекспира (1966), Михей Ербанов в «Зареве революции» А. Бальбурова (1966).

    Ф.С. Сахиров – актер кино

    В 1953–1954 гг. на «Мосфильме» начались съемки художественного фильма «Опасные тропы». В пассажирском поезде Москва – Владивосток убит и сброшен по дороге пассажир, его документы оказываются в руках русского агента американской разведки, который под видом геолога собирает необходимые ему сведения по Уссурийскому краю. Для этого он нанимает проводником молодого, наивного юношу Миону – гольда по национальности, роль которого исполняет Федор Сахиров. Натурные съемки шли на Кавказе, в курортных городах Боржоми, Бакуриани, в павильонах «Мосфильма». Роль агента была сыграна Иваном Дмитриевичем Вороновым, лауреатом Сталинской премии, народным артистом РСФСР. Участие в съемках этого фильма стало большой жизненной и профессиональной школой для молодого студента ГИТИСа.

В 1959 году Федор Сахиров сыграл роль красноармейца Баира в фильме «Пора таежного подснежника», поставленном на Свердловской киностудии по сценарию Н. Дамдинова. В основу фильма положена героическая борьба бурятского народа в 1920-е годы за установление Советской власти в Забайкалье. Действие фильма разыгрывается в затерянном в горах бурятском улусе. В фильме снимались известные бурятские актеры П. Николаев, В. Халматов, М. Степанова, Ц. Шагжин, Б. Вампилов, студентка пединститута В. Дагбаева в роли жены Гылыка – сына кулака Асхая. Натурные съемки проходили у отрогов Хамар-Дабана на склонах Мунку-Сардыка, самой высокой вершины тункинских гольцов, где на перевалах и горных плато круглый год лежит снег. Здесь на одном из отвесных камней высоко в горах происходит драка между белогвардейским офицером Галсаном и бойцом Баиром (Ф. Сахиров) из отряда красных…

    О режиссуре Ф.С. Сахирова

Ярко и полно раскрылся талант Федора Сахирова на режиссерском поприще. Свой первый спектакль по пьесе М. Горького «Враги» поставил в декабре 1955 года. Многие артисты старшего поколения играли в этом спектакле: Б.Г. Аюшин, М.Н. Степанова, Н.С. Гендунова, В.К. Халматов, Ц.Г. Шагжин, Д.Д. Дондуков, Ю.П. Шангина. Чуткое, благоговейное отношение, признательность им за доверие и поддержку испытывал молодой режиссер к маститым актерам. Он всегда считал, что учителями его были не только замечательные педагоги ГИТИСа, но и ведущие артисты Бурятского театра драмы.

В 1958 году Ф.С. Сахиров был назначен исполняющим обязанности главного режиссера.

В первые 10 лет режиссерской деятельности поставил 19 спектаклей: «Горе от ума» А. Грибоедова, «Бешеные деньги» А. Островского, «Украденное счастье» И. Франко, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Русский лес» Л. Леонова, «В день свадьбы» В. Розова и др. Все постановки Ф.С. Сахирова на сцене Бурятского театра получили высокую оценку специалистов, зрителей, театральной общественности, были напечатаны отличные рецензии и отзывы в газетах и журналах.

В 1967 году осуществил постановку спектакля «Король Лир», давно идущего на сценах знаменитых театров. Ф.С. Сахиров, выводя на сцену героев Шекспира, не стал подражать известным постановкам, по-своему заставил актеров вскрывать общечеловеческое содержание трагедии, ее философский смысл.

Главный герой – король Лир (В. Халматов) – гордый самодержец, человек, привыкший к почитанию и, несмотря на свои восемьдесят лет, так и не научился отличать правду от лжи, любовь от коварства, искренность от лести… Актерский ансамбль – В. Халматов, П. Николаев, Г. Лосев, С. Рабсалов, В. Амханова, Д. Чимитова, Н. Шагдарова – каждый по-своему создал по-настоящему шекспировские характеры, а Ф. Сахиров продемонстрировал высокую культуру режиссуры, понимание драматургического материала и умение использовать творческие ресурсы группы. Участники спектакля и режиссер Ф. Сахиров были удостоены Дипломов Министерств культуры РСФСР и СССР.

С большой долей риска, но с верой в талант и мастерство всей труппы приступил Федор Семенович к постановке пьесы «Ленушка» писателя, лауреата Ленинской премии Леонида Леонова. Пьеса, созданная в разгар Великой Отечественной войны, рассказывает о мужестве и героизме советских людей в борьбе с врагами на землях, захваченных фашистскими оккупантами. В 1973 году Министерство культуры СССР, Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота и Всероссийское театральное общество отметили ряд героико-патриотических сценических произведений, поставленных на сценах театров страны. За создание спектакля «Ленушка» серебряной медалью имени А.Д. Попова, а она считается самой престижной профессиональной наградой среди театральных деятелей, были награждены режиссер, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР Ф.С. Сахиров, заслуженный артист РСФСР Г.Ф. Лосев, заслуженный артист Бурятской АССР Г.Б. Бутуханов и актриса Марта Зориктуева. Заслуженный деятель искусств РСФСР Ю. Зубков в статье «В поисках главной темы» (газета «Советская Россия» от 07.06.1976 г.) писал о постановке «Ленушки»: «У пьесы трудная судьба, и бурятский театр, в числе немногих обращавшихся к ней, одержал подлинный художественный успех». На ХIII съезде ВТО в 1975 г. народный артист СССР М. Царев в списке лучших спектаклей года первым назвал спектакль «Ленушка»в постановке Бурятского драматического театра. В дни празднования 50-летнего юбилея в 1978 году Федор Семенович получил большую телеграмму с теплыми словами поздравления от автора Леонида Леонова. Там были такие строки: «Благодарен за свежее, оригинальное прочтение моей пьесы». Эти слова Леонида Максимовича для режиссера-постановщика – высшая оценка, самая строгая рецензия.

В 1975 году к 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне был поставлен спектакль «Барабанщица» по пьесе А. Салынского, в свое время обошедшей почти все театры страны, ставилась и за рубежом. Поэтому для многих неожиданным и спорным казалось решение Федора Семеновича поставить на сцене Бурятского театра именно эту пьесу. Решение было одобрено, именно через этот спектакль родилось желание «спеть свою песню» о том времени и людях той героической поры.  Василий Цыренович Найдаков в «Правде Бурятии» писал: «Спектакль «Барабанщица» – спектакль-шедевр, поставленный режиссером Ф. Сахировым, с Ларисой Егоровой в заглавной роли…». Исполнительница главной роли Нилы Снижко молодая тогда Лариса Егорова стала Лауреатом премии комсомола Бурятии. Из газет о гастролях в Москве 1976 года: «Успех «Барабанщицы» связан, в первую очередь, с прекрасным исполнением молодой актрисы Л. Егоровой бесстрашной советской разведчицы Нилы Снижко. Большую и сложную роль актриса играет на одном дыхании, заставляя зрительный зал взволнованно следить за судьбой героини». После показа в Москве присутствовавший на спектакле автор пьесы, драматург А. Салынский на обсуждении дал высокую оценку работе режиссера и актеров. Он сказал: «Я видел более тридцати постановок спектаклей «Барабанщицы», но такое тонкое, глубоко художественное раскрытие идейного содержания пьесы вижу впервые».

    В 1960–70-х годах Бурятский драматический театр относился к театрам второй категории, что значительно сковывало его творческое развитие. Например, это не давало возможности ездить на гастроли в большие города. Обком КПСС Бурятской АССР на просьбы о помощи в подъеме статуса театра относился оптимистично. Но предлагали немного подождать. Ожидание затянулось на долгие годы. В 1968 году Сахиров поехал в Москву на очередное совещание главных режиссеров театров СССР. В то время начальником Управления театров России стал Борис Сорокин и главный режиссер обратился к нему. 19 февраля 1969 года Б.Н. Сорокин приехал в Улан-Удэ на просмотр спектаклей Бурятского театра для показа в столице. В результате 17 июня 1969 года Бурятский театр драмы им. Х. Намсараева открыл гастроли в Москве на сцене филиала МХАТа им. М. Горького спектаклем «Король Лир». За две недели по нескольку раз прошли семь спектаклей, привезенных театром в столицу. В центральных газетах появились рецензии почти на все спектакли. Критика отмечала самобытность труппы, талантливость актеров. Московские гастроли показали, что Бурятский театр драмы им. Х. Намсараева – «коллектив в высшей степени одаренный, сильный», сильный своей самобытностью, традициями правдивого реалистического искусства, что коллектив этот находится в развитии, в движении…».

И вскоре театр из второй категории был переведен в первую. Это резко повысило престиж театра и дало возможность выезжать на гастроли не только в большие города, но и за рубеж. К тому же это очень помогло в организации строительства нового здания. А в 1976 году прошли следующие гастроли в Москве, в репертуар было включено восемь спектаклей, из них пять в постановке Ф. Сахирова – «Кнут тайши» Х. Намсараева, «Ленушка» Л. Леонова, «Барабанщица» А. Салынского, «Легенда о любви» Г. Мусрепова, «Власть» А. Софронова.

Длительные творческие отношения связывали Федора Семеновича и Даширабдана Одбоевича Батожабая. В 1957 году после окончания Литературного института им. М. Горького в Москве Д. Батожабай стал работать в Бурятском драмтеатре заведующим литературной частью.

В 50-х годах на сцене шли спектакли по произведениям Х. Намсараева, Н. Балдано, который активно писал для театра в тесном сотрудничестве с режиссером Буянто Аюшиным и Ц. Шагжиным. И все же театр остро нуждался в новых пьесах, в новых именах в бурятской драматургии. Создание национального репертуара, терпеливая работа с авторами являлись постоянной заботой главного режиссера. На съезде писателей Бурятии Федор Семенович выступил с вопросом развития бурятской национальной драматургии, призвал всех пишущих приносить свои произведения в театр. По просьбе Сахирова Даширабдан Одбоевич стал курировать работу с начинающими драматургами. Как результат планомерной работы пришли в театр Н. Дамдинов, Ц. Галанов, Г. Дашабылов, Д. Дылгыров, А. Ангархаев, Б. Эрдынеев, Б-М. Пурбуев. В этот список можно добавить практически всех начинающих драматургов Бурятии. Режиссер Сахиров дал сценическую жизнь многим произведениям писателей республики. 25 спектаклей, поставленных Федором Семеновичем по пьесам бурятских драматургов, говорят о его вкладе в эту извечную проблему театра. Лично Федор Семенович поставил на сцене родного театра четыре пьесы автора Батожабая. Каждая новая постановка свидетельствовала о новых ярких сторонах автора и режиссера. Так в 1957 году не без помощи Сахирова была осуществлена постановка пьесы «Барометр показывает бурю», в 1966 году – пьеса «Сердечные раны», в последующие годы – «Похождения Урбана» и последнее произведение драматурга «Катастрофа» в 1980 году, получившая высокую оценку в Министерстве культуры СССР.

При театре в эти годы работала секция молодых драматургов под руководством Ф.С. Сахирова. Каждые два года стали проводиться семинары с молодыми драматургами, пишущими на бурятском языке. Первые успехи секции требовали привлечения квалифицированных консультантов из числа ведущих драматургов и критиков страны.

К участию в семинарах привлекались молодые драматурги соседних национальных республик Якутии, Тувы, Хакасии и др. Семинар стал настолько традиционным, что последний проходил в 1995 году.

Многолетняя дружба связывает Бурятский театр драмы им. Х. Намсараева и Монгольский государственный театр им. Д. Нацагдоржа. Труппа театра выезжала в Монголию на гастроли в 1965, 1972, 1976 годах. Для участия в пьесах монгольских авторов Ч. Лодойдамбы «Пять пальцев руки», комедии «Далан худалч» Ч. Ойдова, поставленных Ф.С. Сахировым приглашались актеры Гантумэр, Ж. Лхамхуу.

В 1976 году гастроли  Бурятского театра драмы им. Х. Намсараева в Москве совпали по времени с проведением Дней монгольской культуры в СССР. Мастера театра народный артист Монголии Г. Гомбосурэн и заслуженный артист МНР Ц. Гантумэр выступили в бурятских постановках монгольских пьес «Ээдрээ» и «Далан худалч» на сцене Малого театра. Эта акция придала гастролям Бурятского театра более широкое звучание, акцентируя внимание на его международных связях.

Несмотря на подготовку бурятских артистов в студии ЛГИТМиК, все еще остро ощущалась нехватка молодых профессиональных кадров. Поэтому руководство театра, Министерство культуры Бурятии с разрешения Министерства культуры России открыло при театре четырех-годичную студию для подготовки актеров под общим руководством главного режиссера Ф.С. Сахирова. Преподавателями по мастерству актера были В.К. Халматов, Ф.С. Сахиров, Б.Г. Аюшин. Бурятский язык и технику речи вел Ч.Г. Генинов, по фехтованию – Б.Г. Аюшин, по сценическому движению – С.Р. Аранжуров, по истории театра – профессор В.Ц. Найдакова, по хореографии – Ю. Баранов и др. О том, какими учителями были и что они заложили в своих воспитанников, достаточно назвать имена актеров-студийцев: ныне народные артисты России, лауреаты премии комсомола Бурятии и Государственной премии Бурятии Лариса Егорова, Марта Зориктуева, заслуженный работник культуры России Олег Цыпилов, заслуженные артисты России Сэрэмжэ Уладаева, Цыден Цырендоржиев, заслуженный деятель искусств Бурятии, лауреат Государственной премии Республики Бурятия, актер, драматург Б-М. Пурбуев.

    Ф.С. Сахиров – педагог

С 1991 по 2000 годы Федор Семенович работал в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства на кафедре театрального искусства, вел курс актерского мастерства. За годы работы в академии культуры предстал в новой, несколько неожиданной ипостаси – ученого, преподавателя, щедро и талантливо передающего молодому поколению свой огромный опыт и знания, накопленные за десятилетия работы в театре – опубликованы две монографии и четыре учебно-методических пособия. Одно из пособий рекомендовано Министерством культуры России для использования во всех средних и высших театральных учебных заведениях страны.

В далеком 1949 г. судьба свела выпускников Улан-Удэнского театрально-музыкального училища им. П.И. Чайковского с замечательным человеком, глубоким знатоком, популяризатором, продолжателем знаменитой системы Станиславского Николаем Васильевичем Демидовым, соратником великого К.С. Станиславского и В.И. Немировича- Данченко на протяжении нескольких десятков лет. Всего за один год тесного общения Н.В. Демидов, изумительный психолог, знаток человеческой души, многое пробудил в сердцах своих учеников, а главное – прочно заложил в молодые души основы высокой нравственности, которые помогли им, где бы они не оказались, оставаться совестливыми, порядочными, преданными долгу и чести людьми. По окончании учебы судьба разбросала многих из них по разным городам и театрам, по разным специальностям и работам. Лишь четыре человека из выпуска 1949 года остались в сфере театра – одним из них был Ф.С. Сахиров. Всю свою творческую жизнь настойчиво внедрял в практику идеи сценического искусства своего учителя Н.В. Демидова. Одна из его монографий так и называется «Идеи Демидова в практике работы Бурятского театра драмы». Это можно считать самым ярким примером верности ученика заповедям учителя. Была сделана попытка доступно, доходчиво донести до студентов, будущих специалистов в области театра, сокровенную суть учения Станиславского, изложенную в книгах: «Работа актера над собой» и Н.В. Демидова «Искусство жить на сцене». В работе немаловажную роль сыграло то, что он сам бывший актер, сыгравший немало главных ролей на сцене и в кино, то, что как режиссер поставил около сотни спектаклей.

Впрямую продолжает этот разговор вторая книга Ф.С. Сахирова «Путь к тайнам профессии. Режиссер и актер», представляющая собой учебно-методические разработки, адресованные начинающим режиссерам, студентам и самодеятельным театральным коллективам. Это подлинное учебное пособие, доходчиво показывающее методику работы режиссера с актерами, с художником.

Большая статья, открывающая книгу «Воспоминания о Даширабдане Батожабае» (Улан-Удэ, 1996), казалось бы, не имеет отношения к преподавательской деятельности Федора Семеновича. Но ее по праву можно считать существенной частью своеобразной педагогической трилогии, созданной актером и режиссером, так как в этой статье подробно раскрывается методика работы режиссера-постановщика с драматургом, автором пьесы, принятой к постановке. Конкретно речь идет о четырех пьесах Д. Батожабая, поставленных Ф. Сахировым: «Сердечная рана», «Похождения Урбана», «Барометр показывает бурю» и «Катастрофа». Два последних спектакля получили высокую оценку во время показа в Москве в 1959 г. во время второй декады Бурятского искусства и литературы и гастролей театра в 1976 г.

К 75-летию со дня рождения Ф.С. Сахиров написал и издал книгу «Поэзия образов на сцене. Театральная история в лицах с прологом и эпилогом» (ИД «Буряад yнэн, 2003 г.), признанную «Книгой года – 2003». В ней представлены портреты ведущих драматургов, режиссеров, художников, музыкантов и актеров в хронологическом порядке, то есть в той последовательности, в какой они восходили на театральные подмостки. На глазах автора зарождались театральные звезды, он стал свидетелем и участником многих творческих побед театра. Книга начинается с творчества драматургов – Хоца Намсараева, Аполлона Шадаева, Намжила Балдано, Даширабдана Батожабая.

С глубоким уважением и знанием написаны страницы книги, рассказывающие о первой женщине-режиссере из бурят Марии Шамбуевой и Гомбо Цыдынжапове, в середине 1930-х годов первыми закончивших в Москве ГИТИС, о режиссерах Ц. Шагжине, Б. Аюшине, С. Будажапове. На страницах книги нашли отражение творческие портреты актеров – классиков бурятской сцены М. Степановой, Н. Гендуновой, В. Халматова, Ю. Шангиной, Ч. Генинова, самобытных артистов Ц. Дамдинова, С. Уладаевой, С. Рабсалова, Ж. Иванова и таких современных актеров, достигших творческих вершин, как народных артистов России Л. Егоровой, М. Елбонова, Г. Бутуханова, Д. Пурбуева и многих других, около пятидесяти творческих портретов. Несомненна ценность книги для истории культуры Бурятии, ведь написана она профессионалом, свидетелем и участником событий. И в то же время это живая, легко и приятно читаемая книга, значимость которой никогда не пройдет, поскольку это – история национального театра, в 2017 году отметившего свой 85-летний юбилей.

 

10.12.2018 Автор: Валентина Бабуева – заведующая музеем Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева, заслуженный работник культуры Бурятии и России, кандидат культурологии.

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии