Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

В Бурятии режиссеру и актеру Буянто Аюшину - 95 лет со дня рождения

В Бурятии режиссеру и актеру Буянто Аюшину - 95 лет со дня рождения

Первой режиссерской работой в театре стал спектакль «Пламя» по пьесе Намжила Балдано

Буянто Григорьевич Аюшин родился в улусе Аяан Дыренского сомона Курумканского района 15 декабря 1923 года.

Как все дыренские старшеклассники заканчивал учебу в Курумкане, С самого раннего детства был любознательным, старательным, легко схватывал все на лету, острый аналитический ум выделял его среди остальных учеников. Хорошо читал стихи, басни на бурятском языке, комично подражая повадкам и характерам людей, передавал суть, глубину, особенность каждого слова, каждой фразы. Пластичный, гибкий, хорошо танцевал. Природа наделила его прекрасной музыкальностью. Без него не обходился ни один концерт, ни одно мероприятие в школе и улусе.

В 1939 году во время подготовки к первой декаде в Москве, в конце учебного года из Улан-Удэ приехала специальная комиссия из представителей Министерства культуры, актеров, музыкантов, хореографов, которая выезжали во все районы республики в поисках талантов из народа. В Курумканском районе были отобраны Сэсэг Базарова и Буянто Аюшин. В первой декаде Буянто принимал участие в составе музыканта оркестра бурятских народных инструментов.

Поступил в ГИТИС до войны 1940 году, но из-за материальных затруднений он вынужден был вернуться на родину. Все же после войны поехал, восстановился и в 1952 году вернулся с красным дипломом ГИТИСа.

Его первой режиссерской работой в театре был спектакль «Пламя» по пьесе Н. Балдано. Также в это время была поставлена на сцене театра режиссером Б. Аюшиным первая крупная пьеса начинающего тогда молодого драматурга Батожабая – «Ход конем» –сатирическая комедия на современную тему в бурятской драматургии того времени.

Буянто Григорьевич обладал феноменальной памятью. Стоило ему прочитать пьесу один раз, как он запоминал всю пьесу полностью. Запоминал тексты ролей каждого актера с одной-двух репетиций. На репетициях он почти не брал в руки текст и зорко следил за ходом мышления работы актера, а если тот неверно произносил текст он, не заглядывая в экземпляр пьесы, тут же поправлял его. Особенно не мог терпеть, когда актер приходил на репетицию не выучив роль, не знал или путал слова. Требовательный во всем, репетиции начинал строго в назначенное время, не терпел опоздания. «Шалтаганов не может быть» говорил он в этом случае. И никому в голову не приходило обижаться на него, ибо виновник чувствовал его правоту. В то же время он не скупился на добрые, поддерживающие слова похвалы в адрес актера, добившегося какого-либо успеха, тем самым, поднимая его дух, веру в себя, и настраивал на дальнейшие успехи.

В нем присутствовало редкое сочетание таланта актера, режиссера, и обладателя литературного дара, который сам писал пьесы, детские рассказы и сказки на бурятском языке, многие печатались в газете «Буряад Унэн». Талантливо переводил с русского на бурятский язык произведения для детей. За многие годы работы над литературным бурятским языком, им была создана большая картотека.
Участвовал и во 2-ой декаде 1959 года в Москве. По ее итогам был награжден Орденом «Знак Почета».

Благодаря личному обаянию и связям Б. Аюшина, установились тесные контакты с Монгольским театром драмы им. Нацагдоржа. Дело в том, что многие режиссеры, руководители монгольских театров, управления культуры Монголии учились в Москве и были знакомы с ним лично. Б.Г. Аюшин впервые познакомил бурятского зрителя с именем монгольского драматурга Ч. Ойдова, поставив его пьесу «Далан худалч» или «Неуловимый Сэнгэ».

Одна из лучших пьес Ц. Шагжина «Песня весны» («Хабарай дуун»), первую постановку которой он осуществил в 1957 году, спустя 8 лет, ставится им вновь с несколько обновленным составом исполнителей. Трактовка режиссера получила крепкую поддержку в актерском ансамбле. Народная артистка СССР М.Н.Степанова, создавая роль бывшей батрачки Цырмы, так исполняет свою роль, что зритель переживает вместе с ней все ее злоключения, ни на минуту не сомневаясь в честности и чистоте женщины. Ярко, броско решены в спектакле враги: образ кулака Жигжэда, в исполнении П.Николаева, его племянник – изворотливый, хитрый Жонжы в исполнении Б. Аюшина, бывший семеновский офицер Жамсуев – Г.Лосев… При постановке этой драмы помогли его собственные воспоминания, так как он был свидетелем происходивших в начале 30-х годов событий.

В спектакле «Сердечная рана» Д. Батожабая поставленном в декабре 1965 года режиссером Б. Аюшиным, роль главного героя Морхоя бывшего летчика-истребителя, прошедшего через трудные испытания войны – плен, концлагерь, побег, возвращение к своим – с большой внутренней взволнованностью, на высоком эмоциональном накале исполнил С. Будажапов.

В сезоне 1968-69 годов театр им. Х. Намсараева, готовясь к гастролям в Москве, много работает над постановками оригинальных пьес. В числе новых спектаклей инсценировка повести Х. Намсараева «Цыремпил» – произведение, которое стало классикой бурятской советской литературы. Повесть, написанная в середине 30-х годов, правдиво воссоздавала жизнь дореволюционной Бурятии, раскрывала картину классового расслоения бурятского улуса. Спектакль шел под названием «Сэрэмпэл», был обрамлен прологом и эпилогом, где выведены сам писатель Хоца Намсараев и его друг, народный художник Цыренжап Сампилов, автор знаменитой картины «Любовь в степи».

В 1969 году в Москве на гастролях с творческим отчетом были показаны четыре спектакля режиссера Б. Аюшина: «Песня весны», «Пылающие джунгли» – о борьбе вьетнамского народа против американских колонизаторов, спектакль – поставлен как политическая хроника; «Далан худалч» Ч. Ойдова (МНР), «Сэрэмпэл» Х. Намсараева.
В 1967 году Н.Г. Дамдинов написал свою первую пьесу «Дело прошлое». В то время литературной частью театра заведовал Д.О. Батожабай. После некоторых исправлений и дополнений, сделанных в результате обсуждения, пьеса была рекомендована для постановки на сцене бурятского театра. Режиссером-постановщиком был назначен Б. Аюшин.

Один из старейших народных театров республики – Дыренский народный театр, побывавший со своими спектаклями в разных городах, не единожды выступал на сцене бурятского театра. Так, в 1961 году на смотре народных театров республики, дыренцы привезли спектакль Б-М. Пурбуева «Ровесники», в последующие годы показывали «Совесть» по пьесе Ц. Шагжина. Перед началом конкурсов Буянто Григорьевич дал ценные советы, помогал «почистить» некоторые сцены и эпизоды. Никогда не уставал говорить, что в спектакле не бывает маленьких ролей, что каждая роль – это часть общей большой работы, из которой собирается спектакль, работа всего творческого коллектива. Помогал дельными советами и практическими делами не только родному дыренскому театру, но и барагханцам, кижингинцам, – т.е. всем, кто нуждался в его помощи.

Также Б.Г. Аюшин являлся талантливым актером, создавшим более 30 ролей в спектаклях: Гурэмбэ-лама в «Кнуте тайши», Байтемир в «Тополек мой в красной косынке», Хасар в «Черт в сундуке» Ц. Шагжина и др. Сыграл в нескольких кинофильмах: в «Песне табунщика» «Мосфильм» (1959), в фильме, снятом на Свердловской киностудии в 1958-59 годах «Пора таежного подснежника» – партизан, «Золотой дом» в роли ламы, в фильме «Последний угон».

Острый на язык, шутник и балагур, иногда полушутя творивший свое праздничное искусство, щедрой рукой рассыпавший сценические парадоксы, в которых многое было против правил, но вместе с тем, пользовался непререкаемым авторитетом среди друзей и коллег. Буянто Григорьевич мог сказать без всяких обиняков прямо в лицо, то о чем он думает о нем. А обладая острым аналитическим умом, никогда не кривил душой, не позволял себе лебезить перед начальством или вышестоящими инстанциями. Из-за этого нередко оказывался в опале.

Были и есть режиссеры, фантазия которых в момент творчества не знает границ. К таковым относился и Буянто Григорьевич, самородок, которому, что называется от бога, было предначертано поражать воображение зрителя непредсказуемостью своих театральных решений.

17.12.2018 Автор: Валентина Бабуева, заведующая музеем Бурятского театра драмы, заслуженный работник культуры Бурятии и России, кандидат культурологии

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии