Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных, немедленно покиньте сайт.

Лучшему театральному директору СССР Цырену Балбарову – 100 лет

Лучшему театральному директору СССР Цырену Балбарову – 100 лет

Коллектив  во главе с художественным руководителем  Саяном Жамбаловым  почтили  память возложением цветов к мемориальной доске, установленной в вестибюле театра.

Сегодня, 21 октября 2019 года исполнилось бы 100 лет со дня рождения Цырена Аюржанаевича Балбарова (21 октября 1919 г. – 25 июля 1988 г) - заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР,
заслуженного работника культуры РСФСР (1973).

Коллектив во главе с художественным руководителем Саяном Цыдыповичем Жамбаловым почтили его память возложением цветов к мемориальной доске, установленной в вестибюле театра. Торжественный концерт, посвященный 100-летнему юбилею состоится 15 ноября 2019 года.

В течение 37 лет бессменно театром бурятской драмы руководил Цырен Аюржанаевич Балбаров - вошедший в «десятку» лучших театральных директоров Советского Союза. Не каждый театральный деятель удостоился чести быть включенным в Театральную энциклопедию страны. Период руководства Ц.А.Балбаровым с 1952 года по 1987-ой годы – это целая эпоха, одни из самых ярких страниц в биографии Бурятского драматического театра. 


Цырен Аюржанаевич Балбаров родился 21 октября 1919 года в селе Баруун Хасуурта Хоринского района. В 1938 году Цырен окончил Хоринскую среднюю школу, учился в одном классе с будущим драматургом, актером, режиссером Цыреном Шагжиным. В старших классах учились Бау Ямпилов, Жигжит Батуев. После школы вместе с Шагжиным приехали в Улан-Удэ, сдали документы в театрально-музыкальное училище (до 1936 года - техникум искусств). Шагжин стал студентом, а Балбарова не приняли по профнегодности. Годы спустя они вспоминали и смеялись, тому, как Цырен Балбаров сказал членам комиссии: «Я еще приду в искусство!». 


С 1938 по 1941 годы служил на станции Раздольная под Владивостоком. В тот период службы окончил армейские курсы политработников.


В октябре 1941 года его часть была направлена в действующую армию- на фронт. Пешком прошел по суровым фронтовым дорогам Волховского и Ленинградского фронтов в должности комиссара и заместителя командира минометной батареи. Его военные заслуги отмечены орденом Великой Отечественной войны 2-ой степени, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда. В 1944 году после прорыва Ленинградской блокады направили Балбарова на учебу в Казахстан, где он окончил Алма-Атинское пехотное училище.


В 1947 году демобилизовался в звании гвардии капитана. Приехал в родные края, где встретился с земляками, родственниками, друзьями. В 1948 году по приглашению своих фронтовых друзей вернулся в Алма-Ату, устроился работать начальником отдела кадров в комитете по делам искусства Казахстана. В 1949 году был направлен на учебу на высшие театральные курсы руководящих работников искусства при Ленинградском театральном институте им. А.Н.Островского (ныне ЛГИТМиК). По его окончании в 1950 году был направлен на работу заместителем директора казахского академического театра драмы им. М.Ауэзова, тогда под одной крышей работали две труппы – русская и казахская. Исколесил вместе с коллективом театра почти все необъятные просторы Казахстана. 


По рекомендации его земляка, друга Цырена Шагжина пригласили работать на родине. Так с 24 мая 1952 года Цырен Аюржанаевич с женой Аллой Федоровной и месячной дочерью Светланой оказался в Улан-Удэ, получил назначение на должность директора бурятского передвижного театра драмы. Ему было всего 33 года. Труппу составляло восемь актеров, остальные актеры вынуждены были разъехаться по своим улусам и районам. Причиной этому было открытие оперного театра на базе музыкально-драматического. Артистов, имеющих хорошие музыкальные и вокальные данные, определили в оперную труппу. Остальным предложили работу в передвижном колхозно-совхозном театре. А это означало шесть-семь месяцев кочевой жизни по районам республики и двух округов с ежевечерними спектаклями, (дома оставались их маленькие дети, вырастающие без родительского присмотра), месяц отпуска и четыре-пять месяцев работы на стационаре. Такой напряженный ритм выдерживали не все актеры театра в то время не имевшего своего помещения, арендовавшие сцену клуба им. Серова на берегу р. Уды. Там не было никаких условий для работы артистов, вспомогательного персонала, не было машин для выезда на гастроли по районам республики. Так что эта работа не обещала новому директору ни особых почестей, ни спокойной жизни. 


Самой главной задачей с первых дней директорства для Цырен Аюржанаевича становится вопрос формирования труппы. Благодаря энергии и настойчивости директора, главного режиссера Цырена Шагжина, постепенно стали возвращаться в труппу актеры (В.Халматов, Н. Гендунова, А. Ильин, Д. Чимитова и др). По приглашению дирекции в театр пришли талантливые артисты из самодеятельных коллективов и народных театров: Б-М.Пурбуев, Цыремжэ Уладаева, Виктор Самандуев (1950-е), Жан Балданов (1970-е г.). 


В 1960-е годы успешно закончили актерскую студию при театре и стали работать в труппе Лариса Егорова, Марта Зориктуева, Цыден Цырендоржиев. 


Уже через год после принятия руководства театром в 1953 году он добивается того, что был произведен отбор талантливой молодежи в первую бурятскую актерскую студию для учебы в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Недавний выпускник высших театральных курсов этого института, был знаком и поддерживал творческие и личные связи со многими преподавателями, которые всячески помогали студентам из Бурятии. Весной 1958 года труппа приняла 20 выпускников студии, которые ввелись во все постановки театра, готовившего отчетный репертуар для участия во второй Декаде бурятского искусства и литературы в Москве, назначенные на конец ноября 1959 года. Официальные итоги Декады, все пять поставленных спектаклей подтвердили, что коллектив бурятского театра входит в пору зрелости, приобретает перспективу для будущего развития.


За годы руководства театром Ц.А. Балбаровым пришли на сцену три выпуска (1959, 1969, 1988г) Ленинградского института театра, музыки и кинематографии; два - Дальневосточного института искусств (1975 и 1981 г). 


Театр в 1954-м году переехал в более приспособленное для работы помещение по ул. Ленина, 46 (ныне театр кукол №Ульгэр»), в котором обосновались почти на 30 лет до 1982 года. 


Балбаров принадлежал к категории людей, с появлением которых в коллективе начинается обновление, сказывающееся во всем: в отношении к труду, к профессии, к производству, меняется критерий, повышается требовательность друг к другу. Он умел достигать поставленной цели. В те годы в театре работали почти все основоположники - Н.Гендунова, Ж.Иванов, Ч.Генинов, В.Халматов, Ю.Шангина, Д.Батожабай, М.Степанова, П.Николаев, Г.Лосев, С.Рабсалов, Д.Дондуков, Б.Аюшин, С.Халтагарова, Л.Абушеева, Ц.Гончикова, А.Ильин, первый и второй выпуски ленинградской студии.
Благодаря Цырен Аюржанаевичу установились прочные творческие и дружеские связи между бурятским и монгольским драматическими театрами им. Д. Нацагдоржа. Первые гастроли тогда еще музыкально-драматического театра с оперой «Энхэ-Булат батор», музыкальной драмой «Баир», драматическим спектаклем «Снайпер», балетом «Бахчисарайский фонтан» состоялись во время войны в 1943 году.
Через 22 года в 1965 году состоялись успешные гастрольные выступления бурятского театра в МНР со спектаклями «Песня весны», «Любовь Яровая» К.Тренева, «Укрощение строптивой» В.Шекспира и «Семья Базара» В.Халматова. Кроме Улан-Батора состоялись выступления перед зрителями в Дорнодском и Хэнтэйском аймаках, в городах Чойбалсан и Ундэрхан.

Следующие большие гастроли бурятского театра под руководством Цырена Аюржанаевича в Монголию состоялись в 1972 году. Во время этих гастролей в репертуар были включены пять самых лучших спектаклей театра. После выступлений в Улан-Баторе эти спектакли были показаны зрителям города Дархана, в Селенгинском и Хэнтэйском аймаках. С директором монгольского театра А. Таяа связывала Цырена Аюржанаевича давняя творческая и личная дружба. За успешную пропаганду бурятского театрального искусства среди трудящихся Монголии театр и лично директор Балбаров Ц.А. были награждены правительством МНР медалью «Найрамдал»(«Дружба»). 


Начиная со второй половины 60-х годов до середины 80-х годов удалось директору Ц.А.Балбарову организовать несколько гастролей театра в Москву, Ленинград, Калмыкию. Через 10 лет после Декады 1959 года 17 июня 1969 года в Москве на сцене филиала МХАТа им. М.Горького Бурятский театр им. Х. Намсараева открыл гастроли. В дни творческого отчета были показаны спектакли «Король Лир» У.Шекспира, «Любовь Яровая» К.Тренева, «Сэрэмпэл» Х.Намсараева, «Песня весны» и «Пылающие джунгли» Ц.Шагжина. В Доме актера ВТО состоялась творческая дискуссия с участием столичных критиков, режиссеров, художников. По итогам гастролей театр приказом Министерства культуры РСФСР от 30 сентября 1969 года был переведен в разряд театров первой категории. Это официальное решение имело для дальнейшего развития коллектива принципиальное значение, ибо подтверждало на деловом уровне качество зрелости театра, улучшало его материальное состояние. 


В 1976 году непосредственно по инициативе и под руководством Цырен Аюржанаевича коллектив театра выезжал с творческим отчетом в Москву. В афишу были включены «Ленушка» Л.Леонова, «Барабанщица» Салынского,«Старший сын» А.Вампилова, «Кнут тайши» Х.Намсараева, «Власть» Софронова, «Поэма о любви» Мусрепова, «Неуловимый Сэнгээ» Ч.Ойдоба.


В 1983 году были проведены с большим успехом последние гастроли театра под руководством Цырена Аюржанаевича в Калмыкию, Ленинград. Тогда на суд калмыцкой и ленинградской публики были представлены «Материнское поле» Ч.Айтматова, «Беседы при ясной луне» В.Шукшина, «Черная борода» Б.Эрдынеева, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, «Кнут тайши» Х.Намсараева, «Буурал аба» Чимида. После очередного выступления коллектива состоялась встреча с моряками Кронштадта. И как пишет Д.Б.Сангажапова (газета «Правда Бурятии» от 22 октября 1994 г) «…сияющий, отвечал на вопросы моряков, узнавших откуда-то, что Цырен Аюржанаевич был защитником города на Неве. Он рассказывал про ночи и дни, прошедшие под артобстрелом на Синявинских болотах, и пел с ними свою любимую песню «расцветали яблони и груши»… 


Выезды на крупные ответственные гастроли в Москву, в Ленинград, Калмыкию, Монголию имели большое значение. Это были определенные вехи на пути театра, определенные рубежи или этапы роста - гастрольная афиша составлялась из лучших работ за несколько сезонов. 


С 1953 по 1987 годы Цырен Аюржанаевич был бессменным заместителем председателя ВТО (ныне СТД). Председателями в разные годы избирались известные и уважаемые деятели культуры и искусства Л.Линховоин, В.Лыгденова, Л.Сахъянова и др. 


Он не уставал повторять перед руководителями разных рангов, перед актерами и работниками театра что «мы – единственный во всем мире бурятский национальный театр, должны его уважать и любить и смотреть наши спектакли». И ему, человеку с потрясающими организаторскими способностями, умеющему увлечь аудиторию, никто не мог отказать. Руководящие мужи шли в театр.


Значительна роль бурятского театра в истории развития культуры и искусства. За большие заслуги в развитии Советского театрального искусства в 1977 году театру было присвоено почетное звание «Академический». Но самым главным вкладом Ц.А.Балбарова в дело развития профессионального бурятского театрального искусства было строительство и открытие нового здания театра в 1982 году. Принимал личное участие в выборе места для постройки нового здания Бурятского театра. Большую помощь в строительстве нового здания оказали депутат Верховного Совета СССР, Первый секретарь Бурятского Обкома КПСС А. У. Модогоев и Председатель Совета Министров БурАССР Н. Б. Пивоваров, которые очень любили ходить на спектакли театра. 


На торжественном заседании в день 50-летия театра в ноябре 1982 года присутствовали многочисленные гости из Москвы, центральных городов, Монголии, была разрезана алая лента, вручен символический ключ от здания. Указом Президиума Верховного Совета СССР театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В этом немалая заслуга принадлежала директору театра, на груди которого рядом с боевыми наградами сияла заслуженная в мирное время награда – Орден «Дружба народов». 


И стоит сегодня это здание на высоком месте, откуда начинался наш город. Достойный и бесценный дар своему городу, народу - прекрасное здание, став одним из сакральных мест, как центр концентрации и распространения духовной культуры не только бурятского народа, но и всех живущих на древней земле Бурятии. 


Его старания и труд не прошли даром. В родном селе Баруун Хасуурта и в Хоринске, где закончил школу, его именем названы улицы. На доме, где он жил в Улан-Удэ, висит мемориальная доска. 

 
А современный коллектив бурятского академического драматического театра продолжает и приумножает традиции и дела, которые заложили те, кто 88 лет назад открыли первый профессиональный театр бурятского народа.

21.10.2019 Автор: Валентина Бабуева, заведующая музеем театра, заслуженный работник культуры Бурятии, России, кандидат культурологии

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии