Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных, немедленно покиньте сайт.

​Хранитель театральной истории

​Хранитель театральной истории

Заведующая музеем Русского драмтеатра Лариса Золотухина 20 лет бережно хранит историю старейшего театра Бурятии. Ее руками, не без помощи старших товарищей, конечно, создавался музей при ГРДТ им. Бестужева, и сегодня от нее зависит то, что достанется будущим улан-удэнцам в память о труппе и спектаклях этого учреждения культуры.

Об учебе во ВСКАГИ, о работе над архивом, о том, чем отличается театральный музей от других музеев, о сложности «законсервировать» такой творческий продукт, как спектакль, мы поговорили с Ларисой Николаевной.

– Лариса Николаевна, расскажите о себе. Как вы решили стать музееведом?

– Я родилась в Улан-Удэ, окончила школу №43, что на Стеклозаводе, параллельно училась в музыкальной школе, с самого детства всегда участвовала в самодеятельности. Наш район отдаленный, когда, будучи старшеклассниками, мы знакомилась с ребятами из центра города, чувствовалась разница, понимала, что они другие – и поначалу даже был психологический барьер, что ты не училась в 14 или 3 гимназии. Но я всегда училась хорошо и постепенно эти грани стерлись, потому что порой «на периферии» города ребята не менее талантливые и умные. Поступила в академию культуры и искусства на музееведа-историка, тогда эта специальность практически только открылась (наш выпуск был третьим). Хотя изначально думала о пединституте, о дошкольной педагогике и психологии, но все-таки пошла на музееведа, потому что мне была интересна «оборотная сторона» – как готовятся экспозиции, привлекала работа экскурсовода.

– А как попали в Русский драмтеатр?

На 4 курсе к моему научному руководителю Нине Владимировне Комиссаровой обратилось руководство театра с просьбой выделить студентов в качестве помощников в создании музея. Коллектив тогда готовился отметить 70-летие. Когда пришла в театр, то увидела комнатку с огромным стеллажом во всю стену, от пола до потолка, где штабелями были сложены программки, афиши, не подписанные фотографии... Началась кропотливая работа по систематизации этого материала. И вот почти год – это была моя дипломная работа «Музей ГРДТ им.Н.Бестужева: от замысла к воплощению» – я разбирала то, что накопилось. В апреле 1999 года, в день празднования юбилея театра, состоялось открытие музея в старом здании театра. Работу по созданию музея мы проделали вместе с главным художником Вадимом Михайловичем Бройко, он много лет проработал в театре, хорошо знал историю и болел за ее сохранение, а также завлитом Еленой Анатольевной Гильмулиной. Мне повезло, моя дипломная работа имела реальное воплощение, музей действительно появился, и вот уже 20 лет существует при театре. После окончания вуза Петр Григорьевич Степанов предложил мне стать заведующей музеем.

– Никогда не пожалели о своем решении?

– Нет, конечно, я работаю по специальности в творческом коллективе – это вдохновляет, совсем не скучная и интересная работа.

– Что было самым сложным, когда увидели объем предстоящий работы по созданию музея?

– Самым сложным было разобрать, разложить по папкам, подписать каждую фотографию, идентифицировать, что это за спектакли. И тут мне на помощь пришли ветераны. Я договаривалась, например, с Сергеем Леонидовичем Панковым о встрече, брала кипу фотографий, показывала каждую, он говорил, что за спектакль, кто на ней изображен. Потом так с каждым ветераном театра. Постепенно стала сама узнавать этих людей, хотя их давно уже нет в живых. Общались с Галиной Шелковой, Валентиной Найдаковой, ведь на тот момент осталось мало очевидцев, кто помнил театральную жизнь 40-50-х гг., театр горел, немного сохранилось. Когда отмечали 70-летие, даже давали бегущую строку с просьбой принести в театр программки, фото тех лет. Наш артист Коля Брагин тогда принес фото своего деда, он работал актером.

– Что сегодня составляет фонд музея театра Бестужева?

– Сегодня это фотографии, видеозаписи спектаклей, программки, афиши, различные документы, буклеты, разная сувенирная продукция, которую выпускает театр к юбилеям, подарки, дипломы разных фестивалей, эскизы, макеты декораций, личные вещи артистов… Часто дети, внуки передают личные архивы. Например, не так давно сын заслуженного артиста Бурятской АССР Георгия Стефанеску, 100-летие со дня рождения которого отмечали в сентябре, передал в музей фотоальбом отца, в котором все систематизировано по спектаклям, фото актеров и те роли, которые они сыграли в этой постановке, бесценный материал, также два фотоаппарата отца, на которые он снимал спектакли – ведь Стефанеску был не только артист, но и фотограф, благодаря ему сохранилось столько фотографий тех лет. Сегодня в музее есть личные архивы народных артистов России Клавдии Никулиной и Иннокентия Юхневича, народного артиста Олега Мезевича, заслуженного деятеля искусств БМ АССР Григория Иофина.

– Чем отличается театральный музей от других?

– Театр – это живой организм, творчество, которое нужно суметь запечатлеть и сохранить. После художника остаются картины, после писателя – книги, после скульптора – скульптуры, все виды искусства оставляют материальное воплощение. В театре этого нет. Спектакль – это то, что происходит здесь и сейчас. И нам в первую очередь нужно зафиксировать этот неповторимый момент. Конечно, это фотографии, программки, но важны и впечатления, эмоции. Как их передать, как «законсервировать»? Сложно... Важен и вещественный фонд: костюмы, реквизит, парики, эскизы, макеты – все это создает визуальную картинку. Поэтому театральному музею важно сохранить то, что есть, то, что было, и транслировать дальше. Наш театр возник не сегодня, это старейший профессиональный коллектив в Бурятии, поэтому важно знать, помнить и доносить до общественности.

– Интересно ли это широкому кругу зрителей, или только театралам?

– – Мне кажется, конечно, интересно многим. Наш музей удачно расположен – на первом этаже, в зрительской части, и зрители перед спектаклем или в антракте могут познакомиться с его экспозицией. Я вижу, с каким интересом они рассматривают, фотографируются, как реагируют на костюмы, это порой такая живая реакция: «Как красиво!», «Круто!». Часто обращаются группы разных возрастов и сфер деятельности провести экскурсию.

– Какими проблемами живут театральные музеи?

– Проблемы у многих схожи: фондовая работа, на которую подчас не хватает времени, маленькие помещения, у многих театров просто нет возможности организовать музей из-за недостатка площадей, а театральные архивы располагаются в маленьких комнатках, у кого-то и ставки такой нет – заведующий музеем, поэтому часто этой работой занимаются завлитчастью, помощники режиссёра и другие энтузиасты своего дела. Но есть и такие театры, которые имеют по несколько сотрудников музея, постоянно участвуют в форумах, семинарах.

– В чем видите развитие музея?

– Нашему музею в этом помещении 4 года, конечно, хочется обновления экспозиции, но тут мне бы не помешала помощь художника, а сейчас у нас пока нет главного художника. Необходимо развивать проектную деятельность, которая направлена на популяризацию театра. Мы проводим самые разные мероприятия – в декабре у нас традиционно проходит «Месяц истории театра» ко дню рождения ГРДТ, проводим встречи, беседы, экскурсии, конкурсы. В прошлом году к юбилею устраивали конкурс сочинений среди школьников, по итогам которого проводили «Бестужевские чтения». В этом году будем проводить конкурс рецензий среди студентов БГУ, выставку полиграфической продукции совместно со ВСГУТУ и конкурс экскурсоводов, участниками которого станут студенты ВСГИК. Планируем выставку театральных афиш.

– В театре хорошо развита экскурсионная деятельность?

– Да, у нас несколько экскурсионных программ, посвященных артистам, театральным деятелям, Николаю Бестужеву, истории, жизни театра. По постоянно действующей экспозиции музея провожу экскурсии в основном для тех, кто приходит на спектакль – перед показом, мы знакомимся с историей театра. Есть экскурсия по закулисью для школьников и не только. Там мы исследуем потаенные уголки театра, куда обычно зрителям проход воспрещен – костюмерный, бутафорский, пошивочный цеха, гримуборные, заходим на сцену, если нет репетиции, бываем под сценой, знакомимся с оборудованием, в гримцехе примеряем парики, усы, бороды... Вся экскурсия длится примерно полтора часа. В прошлом году приезжали студенты из Читы вместе с педагогом, специально чтобы познакомиться с нашим театром и спектаклями. Для малышей провожу экскурсию-беседу «Вы пришли в театр» – знакомство с театром, театральным этикетом.

– Как можно попасть на экскурсии?

– По предварительной договоренности, на нашем сайте есть раздел «Музей», там вся информация.

– Спасибо за беседу!

31.10.2019 Автор: Юлия Федосова

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии