Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных, немедленно покиньте сайт.

Вспоминая Декаду... «Энхэ-Булат батор» - первая бурятская опера.

Вспоминая Декаду... «Энхэ-Булат батор» - первая бурятская опера.

75 лет назад в Москве состоялась Декады бурят-монгольского искусства в Москве, ставшая важной вехой в истории культуры Бурятии.

«Энхэ-Булат батор» - первая бурятская опера, которая стала знаковой в истории музыкального искусства Бурятии. Она была создана для Декады бурятского искусства в Москве и заняла центральное место во всем декадном репертуаре не только драматургической цельностью содержания, но и талантливостью музыки.

Со второй половины 1939 года в республике началась подготовка к декаде бурятского искусства в Москве, которая была намечена на осень 1940 года. Во всех творческих коллективах столицы республики шла большая организационная работа. Еще в 1928 году в Верхнеудинске, при Доме национального искусства, была открыта театрально-музыкальная студия. Впоследствии она была преобразована в техникум искусств, потом в театрально-музыкальное училище. С 1940 года театрально-музыкальное училище переименовывается в музыкальное училище имени П. И. Чайковского.

Окончившая училище молодежь вливается в коллектив театра. Привлекают внимание и радуют слух музыкальностью и красивыми голосами Надежда Петрова, Клавдия Языкова, Агния Бакланова, Бадма Балдаков, Иван Батурин и другие.На долю хормейстеров театра Крыпкипа и Мидного выпала очень сложная задача — в короткий срок обучить молодых артистов хора, приехавших со всех концов Бурятии,  музыкальном грамоте, поставить голос и, самое главное, разучить сложные хоры из оперы «Энхэ- Булат батор». Только что написанные смены, картины, акты буквально на другой же день поступали к разучиванию.
«Энхэ-Булат батор» — это опера о мужестве и человеческой доблести, о героях и богатырях, о больших событиях народной жизни. Истоки этого произведения — в народном бурятском эпосе. Вся музыка оперы написана по мотивам народных мелодий бурят. В основу либретто оперы автор Намжил Балдано положил популярное народное сказание о Шоно-баторе. В пьесе, как и в самой эпической поэме «Шоно-батор», добро противопоставлено злу, народ — хану-деспоту.

Большой заслугой композитора М. Фролова является то, что он с помощью своего ученика Д. Аюшеева глубоко изучил песенное творчество бурятского народа, мастерски обработал мелодии, использованные в опере, и создал талантливую музыку. «Энхэ-Булат батор» по существу является героической оперой, носящей глубоко народный характер.
В опере «Энхэ-Булат батор» с исключительной художественной выразительностью выведены действующие лица: Бумал-хан, его старший сын Эрхэ-Мэргэн, младший сын Энхэ, кузнец Дархан с дочерью Арюн Гоохон. Но главным действующим лицом в опере является народ— могучий и грозный, преисполненный ненависти к ханскому владычеству.
Исполнявший одну из главных ролей оперы — роль Хана — Бадма Балдаков подчеркивал в нем деспотизм, жестокость, безжалостность. Уже в первом акте, когда Хан возвращается с охоты и видит перед собой упавших ниц людей, артист талантливо раскрывал мрачную и холодную его натуру. Это соответствует музыкальному замыслу композитора. Образу Хана противопоставляются в опере лучшие представители народа — Дархан, Энхэ, Арюн Гоохон и другие. Именно в партии Дархапа впервые появляется мотив возвышенной и прекрасной песни о Шоно-баторе. Это тема несокрушимой силы, мудрости и сплоченности народа, она проходит через всю оперу.

Юная певица Надежда Петрова своей внутренней непосредственностью, своим красивым и выразительным голосом буквально покоряла зрителей. В её исполнении Арюн Гоохон имела такие оттенки характера, как лиричность, страстная взволнованность, решительная смелость. С драматическим пафосом звучала её ария из второго акта — лучшая страница оперы «Энхэ-Булат батор».
Молодой артист Иван Батурин был достойным исполнителем, нашедшим простой и верный тон для воплощения трудной роли бесстрашного героя Энхэ, мечтавшего освободить свой народ от гнета Хана. Человека мудрого, близкого к народу, выражающего его настроения, показал артист Ц. Хоборков в образе кузнеца Дархана.
Гнусным, завистливым, хвастливым и вместе с тем трусливым был представлен в опере Эрхэ-Мэргэн в исполнении П. Николаева.

Несмотря на большой успех оперы «Энхэ-Булат батор», следует отметить, что в вокальном отношении манера исполнения певцов-бурят была еще несовершенной. Это было вполне понятно и естественно для того времени. Зато их искренность и непосредственность вызвала восторг у зрителей. Как отмечала пресса, хор не только поет в спектакле, но и играет, создавая запоминающиеся выразительные сцены. С огромным успехом прошли танцы девушек, охотников, борцов в постановке балетмейстера Игоря Моисеева. Сам постановщик отмечал талантливость молодых танцоров Т. Гергесовой, А. Тогоноевой, А. Жигжитовой, М. Шалтыковой, Ф. Иванова, Ц. Бадмаева, Н. Кондрашкина.
Художественный руководитель декады И. Туманов, как постановщик оперы, показал себя тонким и вдумчивым художником, большим мастером сцены.

Музыкальная драма «Баир»

Для отбора будущих участников декады совершались выезды в районы республики, повсюду шли поиски талантливой молодежи. Так, режиссер И. М. Туманов, прослушивая претендентов на заглавную роль в музыкальной драме «Баир», остановил свой выбор на Ш. Короткове, служившем в то время ревизором-бухгалтером Наркомфина. Конечно же, основной костяк певческой группы участников декады составили актеры драматической труппы и студенты театрального отделения Бурят-Монгольского театрально-музыкального училища, уже имевшие определенные сценические и музыкальные навыки. Уроки вокала для них проводились в театре, а расписание занятий было построено таким образом, что репетиции, в которых были задействованы студенты, не мешали учебе и не нарушали образовательный процесс.
Музыкальная драма «Баир» являлась переработанным вариантом первого музыкального спектакля, поставленного на сцене Бурятского театра еще в 1938 году. Но по существу это было новое произведение. Авторы текста Г. Цыдынжапов и А. Шадаев почти заново написали весь литературный материал к декадной постановке. Написанная композиторами П. Берлинским и Б. Ямпиловым музыка к пьесе содержала новые арии, песни, дуэты, ансамбли, хоры, танцы. Оркестровые партии были значительно обогащены. Увеличиваются творческие силы театра — солисты, хор, балет.
Текст музыкальной драмы представлял собой интересное и содержательное произведение, в котором авторам удалось достичь умелого построения литературно-сценической композиции, вполне естественной и простой. В пьесе выпукло были нарисованы две силы. Это, с одной стороны, свободолюбие, героизм народа, красота и возвышенность человеческих чувств, а с другой — деспотизм, насилие, предательство и низкое коварство темных сил.
Музыка «Баира» была мелодичной, красивой и гармоничной. Исполнителями основных ролей выступили опытные драматические актеры и молодые певцы, пришедшие накануне декады из музыкально-театрального училища. Так, артистка Н. Петрова в спектакле показала себя прекрасной певицей, создав взволнованный и поэтичный образ девушки Булаган. Чертами мужественной простоты, скромности и чистой любви к Булаган был наделен образ героя Баира в исполнении Шарипа Короткова. Были исполнены роли Хана Б. Балдаковым, Хутармана Ц. Хоборковым, Хообке Б. Ринчино, Сута-Мэргэна Ц. Шагжиным и Буханая Н. Таровым.

Оркестр бурятских народных инструментов

В музыкальной драме «Баир» подкупали чудесный хор девушек, мягкое и теплое ариозо Хутармана, романтический дуэт Баира и Булаган, проникновенная песня Булаган и торжественный, ликующий финальный хор.
Постановщик спектакля Гомбо Цыдынжапов показал себя талантливым, с большой творческой фантазией, режиссером.

В спектакле «Баир» впервые в истории Бурятского театра танцы заняли большое место. Они были поставлены талантливо и очень интересно. Много нового в бурятское хореографическое искусство было привнесено прекрасным мастером народного танца Игорем Моисеевым и балетмейстером М. С. Арсеньевым при постановке «Танца охотников», «Ёхора» и «Танца масок».

Музыкальная драма «Эржэн»

Третьим спектаклем на декаде являлась музыкальная драма «Эржэн». Музыка к ней была написана композитором В. Морошкиным, а текст — драматургами Н. Балдано и М. Эдель. Сюжет пьесы был взят из современной жизни социалистической Бурятии. Авторы пьесы стремились раскрыть новые характеры и отношения людей в советской Бурятии. Основные герои произведения — директор совхоза Жаргалов, девушка-зоотехник Эржэн, агроном Андрей Волгин, овцевод Шарлай, молодой комсомолец Намжил. В качестве отрицательных персонажей выступают зоотехник Зандан, человек, отравленный ядом старых порядков и понятий, и сплетница Жарбай.
Чистый и светлый образ Эржэн создала в спектакле актриса Н. Гармаева, человек большого сценического таланта и обаяния. В образ комсомольца Намжила много подвижности, заразительного веселья было внесено Ч. Гениновым. Характерный и сочный тип сплетницы Жарбай был тонко нарисован Н. Гендуновой. Запомнился и полюбился старый улигершин Шарлай, мастерски исполненный Г. Цыдынжаповым. Роль Андрея Волгина играл В. Халматов.

В заключительном концерте приняли участие солисты, хор, балет, оркестр театра, звенкийский танцевальный ансамбль, коллектив Бурятской филармонии, семейский хор художественной самодеятельности села Большой Куналей Тарбагатайского аймака.
Первая декада бурятского искусства в 1940 году была проведена на высоком идейно-художественном уровне, итоги ее были замечательными. Бурятский музыкально-драматический театр, несмотря на свою молодость, блестяще выдержал экзамен на зрелость и оправдал надежды своего народа.

20 октября 1940 года газета «Правда» писала: «Декада бурят-монгольского искусства — это результат культурного преуспевания народа, это результат тесного культурного сотрудничества великого русского народа и бурят-монгольского». Далее газета отмечала: «То, что сделано, вносит ценный вклад в общую сокровищницу советского искусства».
Во всех центральных газетах 1 ноября 1940 года были напечатаны Указы Президиума Верховного Совета СССР и РСФСР о награждении театра и участников декады. За выдающиеся успехи в деле развития бурятского музыкального искусства государственный музыкально-драматический театр был удостоен высшей награды Родины ордена Ленина.
За выдающиеся заслуги в области театральной музыкальной культуры республики художественному руководителю театра Гомбо Цыдынжапову было присвоено звание народного артиста СССР.

Большая группа работников музыкально-драматического театра Бурятии была награждена орденами и медалями Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР драматургу Н. Балдано и художнику Ц. Сампилову присваивается почетное звание заслуженных деятелей искусств РСФСР, артистам Н. Гармаевой, Н. Гендуновой, Ч. Генинову, А. Ильину, Н. Тарову — звание заслуженных артистов РСФСР.

20.10.2015 Автор: Г. Бельгаев, Н. Маторин

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии