Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

Из истории балета «Красавица Ангара»

Из истории балета «Красавица Ангара»

Жемчужина бурятского балета возвращается на сцену в обновленном виде: полностью переработанная постановка «Красавицы Ангары» увидит свет 16 и 17 декабря. Балет обещает стать одним из самых ярких и масштабных в репертуаре Бурятского театра оперы и балета – бюджет постановки составляет 18 млн. рублей.

Наиболее популярным и любимым произведением бурятского зрителя стал спектакль «Красавица Ангара», написанный в 1959 году Б.Ямпиловым в содружестве с известным композитором Л.Книппером. Балет, ставший легендой и визитной карточкой Бурятского театра оперы и балета, уже 57 лет неизменно привлекает к себе интерес зрителей. Основным замыслом авторов было создание цельного симфонического развития произведения. Музыка в спектакле необычайно образна, хорошо запоминается и легко переводится на язык танцевальной пластики. Недаром спектакль называют «балетом-поэмой».

Тонкая лирика, яркая обрисовка танцевальных образов, стройная драматургия позволили ему надолго стать «жемчужиной» бурятской хореографии. Фактически это единственный из национальных балетов, прошедший испытание временем и сохранившийся в своем сценическом воплощении и в наши дни.

У бурятского народа существует немало легенд, сказаний и преданий, связанных с поэтическим одухотворением природы. Одна из них - легенда о прекрасном и могучем богатыре Байкале и его красавицы-дочери Ангаре. Она и легла в основу спектакля. Авторы удачно выбрали для либретто поэтичную, романтически взволнованную, старинную народную легенду: «Триста три верных сына его (Байкала) день и ночь несли серебро своих вод, умножая бессчетные богатства отца. А в глубине байкальских вод, в каменной горнице, томилась под строгим отцовским надзором единственная дочь Байкала - красавица Ангара. Больше всех богатств любил старик свою дочь, пуще глаз хранил и берег ее. Как-то прослышала Ангара, что есть такой красавец-юноша, синеглазый Енисей, который неудержимо и стремительно несет свои воды далеко на север. Забилось сердце Ангары, захотелось повстречаться с Енисеем. И в одну темную ночь, когда Байкал мирно спал, своенравная Ангара проломила каменные громады и рванулась навстречу Енисею. Разгневался седой Байкал, кинулся за непокорной дочерью, но уже далеко струились волны единственной дочери Байкала, соединявшей свои воды с могучим потоком Енисея.

Известный бурятский драматург Н.Балдано не ограничился одной легендой и обратился также к мотивам и образам других бурятских сказок и легенд. Для усиления драматического конфликта, либреттист ввел в балет образ соперника Енисея – Чёрного Вихря, схематично «отрицательного» персонажа, которому тоже нравится дочь Байкала, но больше его привлекают богатства Байкала. Это дало драматургу возможность найти более выигрышные сценические ситуации, подчинить их основной сюжетной линии и выявить динамику в развитии сюжета. Получилось поэтическое зрелищное либретто.

Участник премьерной постановки балета народный артист Бурятии Бакалин Васильев предполагал, что введённый в спектакль «Красавица Ангара» персонаж Чёрного Вихря, возможно, ассоциировался у либреттиста Н. Балдано с байкальскими ветрами – «баргузином», «сармой», «култуком» (газета «Бурятия» от 17 августа 2004г.).

Музыка балета развивает мелодии бурятских песен и ритмы народных танцев. Известный музыковед О.Куницын, анализируя музыку спектакля, пишет: «Как фраза из лирической народной песни, звучит лаконичная тема Ангары, интонации древних эпических мотивов «инкрустированы» в ткань мелодии Енисея, острые экстатические ритмы шаманских «камланий» можно ощутить в короткой, жесткой теме Черного вихря».

В балете все музыкальные темы развиваются во взаимодействии в больших развернутых сценах, используются разнообразные музыкально-выразительные средства. Каждый персонаж имеет лейтмотив, что позволило композиторам создать большое цельное произведение.

Первоначально на постановку балета был приглашен Игорь Моисеев, хорошо знавший бурятскую труппу. Но из-за выезда на дальние гастроли он не мог взяться за эту новую работу. Тогда на постановку спектакля согласился молодой главный балетмейстер театра М.С.Заславский, недавний выпускник ГИТИСа. Работая в Бурятии Михаил Самойлович много ездил по республике, знакомясь с национальными обычаями, предметами быта, песнями, костюмами бурят, собирал и изучал народные бурятские танцы, знакомился с живописью и скульптурой.

При создании современного национального балетного спектакля его увлекли народная основа либретто, яркая музыка и открывшаяся возможность творческого синтеза традиций бурятской народной хореографии и классического танца. Опираясь на национальную пластику, уловленную в бурятских танцах, песнях, М.Заславскому удалось найти интересное хореографическое решение. Большую помощь оказал И.Моисеев, который все-таки включился в эту работу. В балете «Красавица Ангара» ему принадлежат два замечательных адажио Енисея и Ангары в первом и третьем актах, представляющие, собственно, квинтэссенцию хореографических решений главных персонажей, силу их любви и преданности. Для постановки двух больших дуэтов-адажио Л.Сахьянова и П.Абашеев ездили в Москву. После возвращения исполнение поставленного всех приятно удивило – насколько красиво и мощно прозвучали дуэты-адажио Ангары и Енисея.

Первая простановка состоялась в феврале 1959 года. Балет, созданный на сплаве народного и классического танца, балет, где народные танцы обогатились классическими образными средствами, имел успех неожиданный и грандиозный.

Ярко, очень индивидуально проявили себя первые исполнители: Ангара – Л.Сахьяноа, Енисей –П.Абашеев, (первый Енисей был Ц.Бадмаев), Байкал - Ф.Иванов, Черный вихрь – Ю.Баранов, Горхон Ручейковна, подруга Ангары, – Ю. Семенова.

Начинается спектакль картиной «Берег озера Байкал»: на берегу Байкала встречаются девушки, идет нежный лирический танец, в котором балетмейстер использует красивые характерные движения кистей рук, позировки; неожиданно в стремительном беге и прыжках появляются юноши –охотники и вовлекают в свой танец девушек. Вместе с ними танцует прекрасный юноша Енисей. Танец завершается любимым задорным бурятским ёхором: взявшись за руки по кругу, юноши и девушки исполняют основное движение ёхора – переступание ног, делаются всевозможные переходы «до-за-до» и прыжки. Заканчивается танец всеобщим радостным весельем.

Но вот звучит сурово-эпическая тема Байкала – со дна озера поднимается вместе с дочерью седой Байкал. Приход на землю Байкала сопровождается эффектным поднятием сказочного шатра, решенного в голубовато-зеленых тонах (художник А.И.Тимин). Байкал впервые показывает дочери красоту земли. Поэтичной, лирической, трогательно-нежной мелодией охарактеризована прекрасная Ангара: Ангара восхищена красотой земли. Байкал поручает Горхон Ручейковне присмотреть за дочерью. После ухода Байкала начинается легкая, игривая вариация Ангары, построенная на сисонах (sissonnes – маленькие прыжки с переходом с одной ноги на другую) и релеввэ (relevés – подъем на кончики пальцев): увидев бабочку, Ангара с удивлением и любопытством гоняется за ней (впоследствии эта вариация не исполнялась). Неожиданно происходит встреча с Енисеем. Сначала очень осторожно, с любопытством походит Ангара к Енисею, хочет его потрогать, но пугается его порыва к ней. Постепенно появляется уверенность, и на наших глазах зарождается первое чувство любви. Исполняется дуэт Ангары и Енисея, поставленный прославленным мастером, дуэт, в котором отмечалось изобретательность, художественный вкус и мастерство балетмейстера.

В кульминационный момент, когда Ангара, до конца поверив пылким признаниям Енисея, отвечает ему тем же чувством, летит к нему с большого прыжка в сложную поддержку «на рыбку». В старинной бурятской легенде говорится, что преисполненная огромным чувством любви, именно так, не побоявшись гнева отца, бросилась единственная дочь седого Байкала в объятья красавца Енисея.

Дуэт первого акта обладает большой силой воздействия. Танец Ангары и Енисея, исполненный Л.Сахьяновой и П.Абашеевым, овеян поэзией чувства, наполнен необычайной чистотой, нежностью и хрупкостью. Длинные, летящие арабески, сложные поддержки, легкие и уверенные прыжки помогают исполнителям ярко раскрыть духовную сущность своих героев. Именно на этом спектакле родился неразлучный дуэт Сахьянова-Абашеев.

Соперник Енисея – Черный Вихрь, его образ нарисован злобным и коварным, он стремится любыми средствами завладеть Ангарой.

Во второй картине «Стан Черного Вихря» дана яркая характеристика Черного Вихря, картина решена резким контрастом, в черно-красных тонах. Его тема звучит жестко, напористо, похожая на дикие выкрики. По предложению И.А.Моисеева (он приезжал смотреть, как идет работа над постановкой), партия Черного Вихря была поручена Юрию Баранову. По мнению очевидцев, Ю.Баранов оправдал надежды балетмейстеров: темпераментно, полный необузданной страсти, актерски проникновенно создал он образ Черного Вихря. Стройный, пластичный, танцовщик растворялся в музыке, исполняя сложные, технически насыщенные вариации, поставленные во второй картине и «Подводном царстве».

Мысли об Ангаре не дают покоя Черному Вихрю. По его приказу слуги-смерчи вызывают «видение» Ангары. Трое смерчей начинают танец-заклинание, построенный на действиях и движениях шаманов. Оригинальность этого эпизода в том, что его аккомпанируют одни ударные инструменты. Темп сначала спокойный, идет чередование в танце то одного, то другого и третьего смерча. Постепенно темп усиливается, в действие вступают динамичные прыжки, резкие повороты, вращения, притоптывания, наступает момент экстаза… Идет затемнение, и вдали появляется видение: Ангара в замедленных движениях поднимается над полом, опускается, опять поднимается и медленно плывет по воздуху.

В третьей картине, на берегу Байкала, идет торжественное шествие свиты Черного Вихря по берегу Байкала: несут богатые дары.

Появляется Енисей, он грустит: уму хочется увидеть Ангару. Енисея ищет Горхон Ручейковна, она зовет его в Подводное царство.

Четвертая картина – Подводное царство Байкала. Вместе с Ангарой танцуют рыбки и другие обитатели подводного царства. Появляется с подарками Черный Вихрь. Пытаясь задобрить Байкал, он исполняет технически сложную вариацию: большие прыжки сочетаются со сложными вращениями. Байкал оставляет наедине Ангару и Черного Вихря – идет небольшое адажио, в котором Черный Вихрь пытается добиться внимания Ангары. И во втором адажио Черный Вихрь, приняв облик Енисея, не смог расположить к себе Ангару: его хитрость разгадана. Между Енисеем и Черным Вихрем возникает ссора.

Пятая картина – Берег Байкала. Горхон помогает встретиться влюбленным. С новой силой звучит тема любви в дуэте Ангары и Енисея. Красивое, насыщенное прыжками и сложными верхними поддержками, адажио исполнялось на одном дыхании, легко и радостно, с большим чувством. На их пути опять появляется соперник – Байкал повелевает решить спор в честном бою. Енисей побеждает Черного Вихря.

Завершается спектакль благословением отца Байкала, он покорен храбростью юноши и большой любовью Енисея к Ангаре.

Как отмечалось выше, первой исполнительницей Ангары была Лариса Сахьянова. В ее творческой биографии эта партия прошла красной нитью, будучи одной из любимых ролей Ларисы Петровны, ее визитной карточкой.

Танец Л.Сахьяновой отличался необыкновенной музыкальностью, одухотворенностью, обаянием. Природа наделила ее необыкновенно: высокая, стройная, она обладала большим прыжком, необычайно легким и огромным шагом, у нее были великолепные и выразительные руки. Казалось, что не танец подчиняется ритму музыки, а сама музыка рождается из пластических движений балерины.

В партии Енисея в подготовке ко Второй декаде в Москве выступил молодой танцовщик Петр Абашеев. Под стать Л.Сахьяновой, высокий, наделенный мужественной энергией, темпераментом, он был достойным партнером в спектакле «Красавица Ангара».

Первым дирижером-постановщиком спектакля был заслуженный деятель Бурятской АССР В.Маймескул. Художники А.Тимин и М Шестакова великолепно оформили спектакль.

В декабре 1959 года спектакль «Красавица Ангара» был достойно представлен на Второй Декаде бурятского искусства и литературы в Москве.

Успех был необычайно большой. Высокую оценку спектаклю дала столичная пресса. На спектакле побывала знаменитая Галина Уланова, ее теплый отзыв был дорог для коллектива театра: «Я очень рада присутствовать при рождении профессионального балета одного из народов нашей страны. Спектакль произвел хорошее впечатление. Материал для балета выбрали интересный – это что-то эпическое, величественное, как сам Байкал. Балет оформлен очень красочно, по всему чувствуется, что его создавали с любовью» (газета «Правда» от 7 декабря 1959 года).

Во второй редакции 1972 года М.С.Заславский обогатил и усложнил хореографический язык спектакля, придал действию большую динамичность.

В первой редакции образ Енисея несколько обеднен, нет вариаций, где танцовщик мог показать технику исполнения. Балетмейстер усиливает партию Енисея монологом с шарфом, где используются прыжки и вращения. В этой редакции П.Абашеев переходит на исполнение партии Черного Вихря, партии эмоциональной, экспрессивной и технически сложной. Здесь П.Абашеев создает яркий образ коварного и злого Черного Вихря, используя замечательные актерские способности и техническое мастерство.

В 1972 году создателям спектаклям «Красавица Ангара» композиторам Л.Книпперу и Б.Ямпилову, балетмейстеру М.Заславскому, художнику А.Тимину, солистам балета Л.Сахьяновой и П.Абашееву была присуждена Государственная премия России им. М.И.Глинки.

На этом спектакле выросло не одно поколение, он прожил долгую жизнь и стал национальной классикой. 

09.12.2016 Автор: Лариса Протасова, профессор, кандидат искусствоведения, народная артистка Бурятии.

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии