Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

Буряад театр в потоке новой драмы

Буряад театр в потоке новой драмы

85-й юбилейный сезон Бурятского драматического театра показал, что Бурдрам скорее молодеет, чем стареет. Начало этого сезона ознаменовалось премьерой спектакля «Наадан» московского режиссера Владимира Бочарова, по роману «Игрок» Федора Достоевского. Далее последовала целая серия постановок молодых режиссеров на бурятской сцене…

Совершенно разные по тематике, стилю и духу спектакли объединяет одна общая тенденция: юбилейный год Буряад театра прошел под знаком молодой режиссуры. Это был год поиска и творческих экспериментов, причем, весьма рискованных. Но поиски, тем не менее, дали свой результат.

Ломая стереотипы

Театральное творчество, а точнее природа театра по сути своей   подразумевает постоянный поиск новых форм для воплощения на сцене. Тем не менее, у любого поиска есть свой «разумный предел».  Год назад Эржена Жамбалова, художественный руководитель Буряад театра предприняла очередную попытку выйти за эти «пределы» и пригласила московского режиссера Владимира Бочарова и Марию Сиукаеву, хореографа из Северной Осетии для постановки спектакля «Наадан» по роману «Игрок» Федора Достоевского. 

Владимир Бочаров – молодой мастер перформанса, жанра, ломающего стереотипы. Мария Сиукаева – художница танца, для которой естественное движение есть основа жизни. Да и сама идея поставить на бурятской сцене Достоевского тогда казалась проявлением этакого театрального бунтарства. Главная роль в спектакле, к слову, досталась одному из китов Буряад театра, заслуженной артистке России Дариме Сангажаповой.  

Режиссер и хореограф и не думали идти на уступки. Заслуженные и народные артисты в их поставновке существовали на равных с молодыми артистами, в точном размере музыки, времени и пластики. Так сцена постепенно словно поглотила образы спектакля и невидимыми щупальцами действа опутала весь зрительный зал.

- Мы ничего подобного еще не видели в этом театре – отмечали позже ошарашенные зрители: трудно сказать, какой это спектакль. Он непонятный, но держит в постоянном напряжении, как будто вот-вот что-то взорвется…

- У нас не было цели поставить коммерчески успешный спектакль – призналась после премьеры Эржена Жамбалова: это была исключительно экспериментальная театральная работа, посвященная актерской технике и особому способу существования. И эксперимент, на мой взгляд, удался!

Театральная осень

Прошлым летом труппа Буряад театра отправилась в очередную творческую командировку в Осинский район Иркутской области, с целью сбора информации для спектакля о судьбе учеников Матвея Хангалова. Однако уже на месте творческой группе во главе с режиссером Саяном Жамбаловым поведали другую историю, о переселении жителей Осы с зоны затопления водами Братской ГЭС. Так у Саяна Жамбалова родилась идея спектакля «Бильчирская история».

Режиссером постановки выступила Сойжин Жамбалова. Будучи режиссером музыкального театра Сойжин сделала ставку на песенный фольклор осинских бурят, а лейтмотивом ее режиссерской идеи стал вопрос о том, что происходит с людьми, когда они вынуждены покинуть родные места, где веками жили их предки. Отношение к предкам для иркутских бурят буквально вопрос веры и основа будущего. Под водой Братского водохранилища остались и родовые угодья, и могилы их предков.

Спектакль получился и пластическим, и драматическим одновременно, и по аналогии с предыдущей работой Сойжин, спектаклем «Ромео и Джульетта» - изобиловал метафорами. Для режиссера эта постановка стала следующим этапом в том плане, что работать ей пришлось с живым материалом, по воспоминаниям реальных очевидцев.  Используя классические театральные приемы, в купе с приемами телевизионной журналистки Сойжин удалось обеспечить неразрывную связь между прошлым, настоящим и будущим. Говоря проще, зрители спектакля ощутили живой контакт со своими  предками.

Под занавес театральной осени в Буряад театре заявил о себе и другой молодой театральный режиссер, Виктор Жалсанов, профессиональный актер и музыкант, ныне студент второго курса режиссерского факультета театрального института имени Бориса Щукина. Для режиссерского дебюта Виктор выбрал знакомую всем сказку «Принцесса на горошине». Замечательную музыку к этой истории написал известный бурятский композитор Виктор Усович. Сказка пришлась по душе, как маленькому зрителю, так и взрослым ценителям театра, и вошла в репертуар Буряад театра.

А в феврале Буряад театр блеснул очередной постановкой Сойжин Жамбаловой. Молодой режиссер представила спектакль «Смотритель» по циклу повестей Александра Пушкина. Это трогательная история о драматичной судьбе станционного смотрителя и его дочери, выпорхнувшей из семейного гнезда с красавцем военным. Творческая команда «Смотрителя» создала настоящую театральную элегию, насыщенную поэтическими образами и размышлениями на тему «Болдинской осени».  

Навстречу мечте

Одним из открытий III Международного фестиваля национальных театров «Алтан Сэргэ - 2016» стало имя Ильсура Казакбаева, молодого режиссера  Государственного Башкирского Академического театра драмы имени Мажита Гафури. В Улан-Удэ он представил спектакль «На встречу мечте» по мотивам повести Айгиза Баймухаметова «Не оставляй, мама».

- История о воспитанниках детдома и режиссерские находки Ильсура произвели на участников фестиваля огромное впечатление – рассказывает Эржена Жамбалова. Так возникла идея перенести спектакль на бурятскую сцену. 

- Мы сразу решили отказаться от лобового решения характеров, обстановки детдома и в итоге на сцене появились кубики – поведал Ильсур. Они условны, могут быть всем, чем угодно. По ходу спектакля они превращаются в игрушки из детства, в маму или в папу, и вообще в любого другого персонажа, который нужен по сюжету пьесы…

Спектакль «Аба эжын ургынууд» стал первым опытом сотрудничества двух разных, но в то же время очень похожих национальных театров, Бурятского и Башкирского.

- Меня не покидало ощущение, что я работаю дома – признался Ильсур Казакбаев. Бурятские актеры удивили меня своей пластикой и органичностью. Они любят петь, и поют очень красиво. Бурятские песни чем-то похожи на башкирские. Если представится еще одна возможность поработать в Бурятии, я буду очень рад.

В духе «Новой Драмы»

Достойным финалом юбилейного сезона Буряад театра стала премьера спектакля «Оройтоhон дуранай охин», по пьесе «Земля Эльзы» уральского драматурга Ярославы Пулинович. Поставил спектакль Тадас Монтримас,  режиссер из Литвы. Он уже больше года работает в Бурятии, и за это время успел буквально шокировать бурятского зрителя спектаклями «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева и «Наташина мечта» все той же Ярославы Пулинович.

Ярослава Пулинович – ярчайший представитель «Новой Драмы» - современного театрального течения России. К этому же направлению многие относят и Тадаса Монтримаса. Его первый спектакль на бурятской сцене вызвал просто небывалый аншлаг, во многом благодаря целому созвездию любимых актеров, что были задействованы в постановке.

- Не всякая история сможет увязать на одной сцене Ларису Егорову, Людмилу Дугарову, Михаила Елбонова, Марту Зориктуеву, Дариму Сангажапову и Басту Цыденова – отмечает Эржена Жамбалова, - и не всякий режиссер сможет такую историю воплотить. Работа с Тадасом – это тоже своего рода эксперимент, с которым он, на мой взгляд, справился на «отлично».  

Оценки «отлично» от худрука Буряад театра удостоилась и художник постановки Кристина Войцеховская. Именно она сумела воссоздать целостную картину, где коровы безмолвствуют, звезды безучастно светят и один день похож на другой. Общий фон на сцене остается неизменным. Но по ходу действия меняется отношение и то, что было желтым, вдруг становится золотым, а серость обретает серебристый оттенок. Даже молчание вечно неподвижных коров обретает свою символику, словно удерживая полет фантазии двух замечтавшихся героев…

Впрочем, в юбилейном сезоне Буряад театр не ограничится постановками на большой сцене. Уже готова к работе новая малая площадка театра, в рамках которой начинающий режиссер Виктор Жалсанов намерен представить экспериментальный спектакль по триптиху Семена Злотникова «Бег на месте с любовью». Секретов своей новой работы Виктор пока не раскрывает, но обещает, что будет интересно.

- Эти семь работ молодых режиссеров я считаю достойным результатом 85 юбилейного сезона – резюмирует Эржена Жамбалова, - таким образом, мы сумели обеспечить занятость труппы и получили бесценный опыт. Благодаря нашим новым спектаклям о нас заговорили в театральном пространстве России. Для театра это и своеобразный итог, и задел на будущее.  

27.06.2017 Автор: Болот Ширибазаров

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии