Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

Лариса Егорова. 50 лет на сцене!

Лариса Егорова. 50 лет на сцене!

Почти на каждой странице истории бурятского театра,  начиная с 1967  года по сей день,  в течение 50 лет,  встречается  имя Егоровой Ларисы Ильиничны.

Она пришла в театр в то время, когда работали корифеи – основоположники бурятского драматического искусства. Сам масштаб собравшихся здесь личностей создавал атмосферу творческой  среды, они заложили будущие жизненные и творческие ориентиры  театральной молодежи того времени.

«В студию бурятского драматического театра, которым руководил главный режиссер Федор Семенович Сахиров, я пришла сразу после школы.  Нас было трое молодых – я, Марта Зориктуева и Цыден Цырендоржиев. И мы сразу влились в репертуар театра. Так началась моя творческая жизнь. Атмосфера в театре, окружавшая нас, отношения старших коллег к делу, цельность их натуры, их преданность искусству, все это помогало нам и на сцене, и в жизни. И нам всегда хотелось быть похожими на них» – пишет актриса о начале творческого пути в книге «Свободный полет на крыльях мечты».

Самой первой ролью была роль десятиклассницы Наташи в спектакле «Звездочки южные» по пьесе Н. Бурлака и И. Плахтина. Ее партнерами были великие Владимир Халматов, Жамсо Иванов, Цыдендамба Пурбуев. В комедии «Озорная молодость» по пьесе И. Абдуллина играли вместе с ней роли М. Елбонов. В. Кондратьев, М. Жапхандаев. Ц. Цырендоржиев…

Уже первые  работы показали что в театре появилась одаренная, внутренне цельная  личность. Лариса Егорова начинала с ролей, о которых иные актрисы мечтают долгие годы.

Постепенно молодая актриса открывала для себя различные аспекты  сценического мастерства. Более 100 образов в ее послужном списке – это не просто «репертуарный лист». В сценической галерее женских образов для каждой она находит не только неожиданные актерские краски, но и свою правду, одинаково любимых зрителем.

В творческой биографии Ларисы Ильиничны Егоровой звездных ролей было много. Об одной из таких ролей Л. Егорова писала:

 «Я бесконечно благодарна народному артисту России, моему учителю Федору Семеновичу Сахирову, что он в канун 30-летия Победы доверил мне роль Нилы Снижко. Он дал мне шанс взлететь. Или провалиться. Эта роль стала для меня своеобразным актерским экзаменом на зрелость». Из газет (о гастролях в Москве в июле 1976 года): «…Главная определяющая успеха всего спектакля – исполнение роли Нилы Снижко заслуженной артисткой Бурятской АССР Л. Егоровой… Ее Нила мужественна и женственна, и глубоко драматична. Большую и сложную роль актриса играет на одном дыхании, заставляя зрительный зал взволнованно следить за судьбой героини. Недаром автор пьесы А. Салынский, видавший десятки постановок своей драмы в разных театрах, был искренне взволнован свежестью звучания «Барабанщицы» в Бурятском театре».

За блестящее исполнение роли Нилы Снижко актриса была удостоена премии Ленинского комсомола Бурятии.

 

Переход от характерных ролей к возрастным, хотя и состоялся довольно рано, был для актрисы естественным и далеко не легким.

В 1981 году режиссер Владимир Кондратьев начал работу над спектаклем  «Материнское поле» по Ч. Айтматову. И родилось сценическое произведение, нравственным стержнем  и центром композиции которой стал образ Толгонай, воплощенный Ларисой Егоровой.

В скорби Толгонай воплотилось горе всех матерей, потерявших своих близких на войне. И сливаются стоны матерей и вдов в звучащем набатно вопросе: «Неужели люди не могут жить без войны?». Спектакль был включен в репертуар гастролей театра в Калмыкию и Ленинград. «Лариса Егорова… с первого же появления взвихривает напряжение, создавая практически моноспектакль, возвышая свою героиню до символа Матери-Родины…» – писала газета «Ленинградская правда». То был успех не только актрисы, но и всего коллектива.

Этапной в творчестве актрисы в 1980-е годы становится исполнение роли Бальжин хатан в одноименном спектакле Доржи Эрдынеева в постановке режиссера Т. Бадагаевой. Собрался прекрасный ансамбль незаурядных мастеров сцены: Михаил Елбонов, Нина Токуренова, Доржо Сультимов, Баста Цыденов, Чимит Ринчинов. Спектакль несколько сезонов шел не только на стационарной сцене, ее показали почти во всех районах республики, двух округов. С особым восторгом, с полными зрителями залами встречали свою национальную героиню жители Агинского округа. И ныне при въезде в Агинское поставлен памятник бурятской Бальжин хатан, как символ верности и преданности своей земле, своему народу.

Открыла свой театр «Дангина» в котором были поставлены «Техника любви кочевников», «Медея» Ж. Ануя (2000 г.), в котором актриса сыграла одну из своих любимых ролей Медею – женщину крайностей, женщину риска. Поставленный и сыгранный на сцене монгольского театра, спектакль с наибольшей силой проявил уникальность дарования  актрисы.  Выучив  Эврипидовский стих (64 страницы!) на монгольском языке, Лариса Егорова создала такой образ, который обнажил жизнь этой женщины, сделал ее понятной и в любви, и в жестокости, и в ненависти. Роль, в которой  по ее признанию «…воплотила весь свой накопленный багаж актрисы. Я счастлива, что у меня есть этот багаж».

В таких работах, как Аркадина («Чайка» А. Чехова) с блеском проявились самобытная сила, обаяние, талант и широкий диапазон возможностей актрисы. Сложнейший драматургический материал для воплощения, трудный для сценического «прочтения» текст… «Очень долгие годы я, можно сказать, «пробиралась» к этой роли… Аркадина – актриса до мозга костей. Она привыкла блистать. Мы трактовали ее как знаменитую актрису, которая не терпит вторых ролей… Естественно, что-то мне было близко, а что-то приходилось вытаскивать» – говорила Лариса Егорова. Бесспорное признание жюри и зрителей вызвала ее Аркадина во время чеховского фестиваля в Улан-Баторе в 2000 году.  Роль была  удостоена номинации «Лучшая  женская роль».

 

«Многие, наверное, помнят фильм «Любовь по-итальянски», где блестяще играли легендарные  итальянские актеры Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. Мы же спектакль, подготовленный к моему юбилею в 2009 году,  назвали  «Женщина, не знавшая слез…» («Уйлаха заяагүй эхэнэр»).  Спектакль о большой жертвенной любви!  Глубокий по смыслу и в то же время с тонким юмором пьеса. Судьба у моей героини непростая, сложная, в чем-то перекликающаяся с моей судьбой. За постановку спектакля взялся Владимир Ильич Кондратьев, сам режиссируя,  сыграл роль главного героя. Спектакль получился очень трогательным и пронзительным во многом благодаря его игре». (Из воспоминаний Ларисы Ильиничны).

Значительны ее работы последних лет: роль Эхэ в одноименном спектакле монгольского драматурга Мэндсайхан. Спектакль, в котором  Мать ценой своей жизни заставляет детей задуматься о будущем. В свои монологи героиня вкладывает столько драматизма, которые задевают самые затаенные струны души зрителя.

26 июня 2013 года в театре состоялась премьера спектакля «Птицы нашей молодости» по пьесе молдавского драматурга Иона Друце в постановке заслуженного деятеля искусств России Ювеналия Калантарова (г. Москва). Старая тетушка Долгор (Л. Егорова), женщина с трагической судьбой, одиноко живущая в старенькой избушке, на первый взгляд суровая и недоступная, на самом деле оказывается тем стержнем, той связующей нитью между современностью и прошлым рода, семьи, своей деревни «Долина ласточек». Тяжелое детство, юность, испытания, выпавшие в годы войны не очерствили ее душу, всей жизнью, всеми своими поступками выступает против разрушения человеческого в человеке. По  мнению героини это наступает когда человек отдаляется от природы, когда он излишне сыт и не может думать о возвышенном… Для Долгор хээтэй – дым, вьющийся из трубы ее домика и ласточки, когда-то давшие название их местности – символ молодости, символ любви к Родине, ко всему, что ее окружает, образ несущий философско-мировоззренческие  идеалы, заставляющее думать о многом.

Ныне актриса достигла такого уровня мастерства, когда ей подвластен любой драматургический материал. Новая работа – образ Эльзы Александровны  из спектакля «Оройтоһон дуранай охин», постановка по пьесе Я. Пулинович «Земля Эльзы» в 2017 году  еще раз подтверждает безграничность природы сценического дарования Ларисы Ильиничны.

Потерявшая веру в справедливость, забитая мужем, надломленная безрадостным деревенским бытом в начале,  героиня по ходу спектакля сумела восстать против всего этого. И зритель уже видит притягательного человека, обаятельного, душевно чуткого, сохранившего чувство собственного достоинства, несущего в себе некое духовное таинство, откровение, (существует такое выражение «флер таинственности»).

Природа одарила Ларису Ильиничну двумя бесценными дарами – красотой и талантом. Люди говорили ей, что она «счастливая», что ей «везет». Энергетическое начало или, как сейчас мы говорим, «харизма» достается человеку от природы, но если не подпитывать ее трудом, то она иссякает. Познавшая  в детстве трудности, горести и радости, умение сопротивляться невзгодам, выдерживая удары судьбы, научили стойкости, умению радоваться чужой радости, успеху.  

Продолжательница лучших традиций бурятского театрального искусства, всей своей деятельностью и ныне подтверждает звание примы Бурятского театра. Народная артистка России, мать троих детей, бабушка шестерых внуков и успешная бизнес-вумен – нетрудно представить, какой труд стоит за всем этим. 

Когда размышляешь о жизненном и творческом пути актрисы, когда еще и еще раз мысленно просматриваешь ее роли думаешь о той стороне деятельности, которая скрыта от празднично настроенного зрительного зала, то на ум приходят слова «Искусство всегда двигают вперед одержимые люди».

 

10.11.2017 Автор: Валентина Бабуева, зав. музеем ГБАТД им. Х.Намсараева заслуженный работник культуры Бурятии и России, кандидат культурологии

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии