Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных, немедленно покиньте сайт.

«Золголго в Джиде»: худрук бурятского театра «Ульгэр» о детстве в Верхнем Торее

«Золголго в Джиде»: худрук бурятского театра «Ульгэр» о детстве в Верхнем Торее

В Улан-Удэ, в первый день празднования Белого месяца, состоится массовая церемония "Золголго"

Художественный руководитель бурятского театра кукол «Ульгэр» Эрдэни Жалцанов придался воспоминаниям о детстве в Верхнем Торее. Совсем скоро, 5 февраля, на пл. Советов в Улан-Удэ пройдёт главный обряд Сагалгаана – золголго. В связи с этим событием, Эрдэни Жалцаранов рассказал, как эту традицию почитают в Джиде.


- Мэндэ амар!

- Мэндэ амар!

- Буруу булчинтай, даага далантай,он жилдэ баян-тарган оровуу!

- Он жилдэ баян-тарган оршвоо! – приветствуют друг друга в Джидинском районе совершая обряд «золголго».

У сартулов Джиды обряд «золголго» принято проводить одним хадаком. В первый день мы все идём к старейшинам рода.

Сначала мы - дети, племянники, внуки и правнуки, по степени старшинства преподносим хадак: стороной сгиба от себя сначала к старшему мужчине рода. Приветствие первого дня нового года звучит «Мэндэ амор!». Старейшина, приняв хадак, а вместе с ним и символический подарок, возвращает его теперь уже обратной стороной. Теперь тот же хадак с подарком вручается тёте. И далее по степени старшинства.

А Сагаалган помню с раннего детства. Рано утром бабуля (эмгэ) возжигала лампаду (зула). У нас был большой гунгарбаа (божница). Бабушка была супернабожная, лысая чавганца (женщина, в старости принявшая монашеский обет). А дедушка был лама с саном - учился в детстве в дацане. Его старший брат был габжа-лама. До войны его сослали в Красноярский край, вернулся он только в начале 50-х, уже после смерти Сталина.

Бабушки-дедушки приучили нас к этому празднику относиться как к какому-то мистически-загадочному мероприятию, связанному с зула и воскурением санзай (благовония), молитвами, запахами мяса, бууз и боово. Эмгэй была мастерица готовить все молочные продукты начиная с урмэ, аруула. Я всегда вместе с ней это проделывал: отжимал аруул, сушил его, караулил, чтобы птички не склевали. А еще готовили цуцгы (сметану). Через день-два мы готовили айраг в сав. Сав - это деревянная кадушка, длинная и высокая, а булюур - деревянная палка с конусом на конце для пахтания кислого молока.

В доме всегда стоял устойчивый запах прокисшего молока и жаренных боов. Наши боовы настоящие монгольские, которые и сейчас продают в монгольских магазинах. А еще был боорц - сушеное мясо, которые мы ели уже ближе к весне и летом. Бабушка готовила стол. Там было все!

В этот день бабушка вкусно кормила буузами, мясом, арюулом, пенкой-урмэ. А потом я начинал обход длинной улицы с целью «золгохо». Для меня же основная задача заключалась в том, чтобы набрать полный карман подарков -конфет, печенек, денег. Мы младшие подавали хадаг, старшие переворачивали и возвращали с ответным юроолом и как правило дарили деньги. Рубль, чаще три. Очень редко пять рублей!

Вечером после обхода золголго бабушка под предлогом, что я подаренные деньги непременно потеряю, прятала их в свои закрома. А позже на эти деньги покупала мне всякие вкусности и билет на автобус, чтобы отправить к родителям вместе с оставшимися подарками. Справедливая была моя эмгэ.

01.02.2019 Автор: Буряад үнэн

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии