Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных, немедленно покиньте сайт.

Окунуться в прошлое

Окунуться в прошлое

Об Этнографическом музее народов Забайкалья

Одной из замечательных особенностей нашей республики является музей под открытым небом – Этнографический музей народов Забайкалья. Уходящая стремительно в вечность натура, ещё недавно окружавшая наших предков в течение всей жизни (а некоторые могут увидеть и то, что составляло быт их детства), запечатлена в подлинных вещах и даже объектах, которые можно посмотреть и потрогать руками. И всё это рядом, достаточно сесть на автобус и доехать до Верхней Березовки…

 

СЕДАЯ СТАРИНА

В годы расцвета брежневского застоя в нашей республике открылся Этнографический музей – это произошло 6 июля 1973 года. Одним из его первых экспонатов стали деревенская церковь, перевезённая из села Никольск, и Дэважин-дуган, доставленный из Тамчинского дацана. Постепенно число экспонатов росло, занимая всё большую площадь, и сегодня Этнографический музей народов Забайкалья — один из крупнейших музеев под открытым небом в России. Он занимает территорию площадью 37 гектаров, где собрано более 40 архитектурных памятников и свыше 11 тысяч экспонатов.

Особый интерес вызывает археологический комплекс, где под открытым небом выставлены плиточные могилы народа, когда-то населявшего эти земли. Предположительно, это были древние монголы начала раннего железного века. Самая ранняя дата – 300 годы до новой эры. Могилы, каменные столбы и «сторожевые камни» вместе образуют комплекс, удивительно похожий на небольшой Стоунхендж - так же по кругу стоящие вертикально камни. Первый могильник культуры народа хунну был обнаружен в 1896 году в Ильмовой пади в Кяхтинском районе. В средние века хунну над захоронениями устраивали плоские, круглые каменные кладки. В закрытом павильоне демонстрируются образцы, найденные при раскопках Иволгинского городища.

Есть стоянка эвенкийской семьи - с чумом, лабазами, утварью, орудиями промысла. Особый интерес вызывает деревянная «статуя» из жердей, с длинными ногами, образующими косой проход – через него нужно пролезть, чтобы поймать удачу на охоте. Заглянув внутрь чума, современный городской житель убеждается, что его «хрущоба» - просторные хоромы по сравнению с жилищем древних эвенков.

Бурятский комплекс отражает традиции, а также новые веяния, проникшие в бурятскую архитектуру под влиянием русских мастеров. В первой половине XIX века бурятские храмы походили на русские церкви, так как в их строительстве принимали участие русские мастера. С развитием собственно бурятского храмового зодчества во второй половине XIX века появился новый вид дугана, существенно отличающийся от первых строений и воспринявший местные и восточные черты. Образцом его является Дэваджин-дуган, вывезенный из Тамчинского дацана. В 1926 году храм был перестроен — внешний облик не изменился, увеличилась лишь его площадь. В окраске храма преобладает жёлтый цвет — священный в ламаизме. Внутри находится панно «Тунши», иллюстрирующее индийскую сказку о четырёх животных, решавших спор о том, как достать плоды с высокого дерева.

Отметим, что все экспонаты музея, в том числе и строения, не макеты, а подлинные здания. Так, в Предбайкальском комплексе демонстрируется усадьба бурята-казака с домом-зимником, принадлежавшая ранее богатому буряту С. Б. Сафронову. Дом был построен в 1900 году в селе Хареты (ныне Нукутский район Иркутской области). Перевезён в музей в 1975 году.

А в Забайкальском комплексе есть примечательный экспонат – этапный амбар для ночёвки ссыльных, привезенный из Хоринского района. Начиная с конца XVII века, Забайкалье стало местом ссылки и каторги. На всём пути прохождения ссыльных и каторжан через каждые 25 вёрст располагались этапы и полуэтапы, а также ночлеги. В Верхнеудинском округе находилось более 20 этапов. В амбаре располагается выставка «Из истории ссылки и каторги Забайкалья».

Нехитрый быт забайкальцев показывает старожильческий комплекс, который состоит из домов пашенного крестьянина и казачьего атамана. Дом пашенного крестьянина, построенный в 1880 году, вывезен из села Батурино Прибайкальского района. Рядом с ним расположены строения 1919 года: завозня, амбар, двустенный сарай, перевезённые из ныне несуществующего села Клочнёво Прибайкальского района.

 

ВРЕМЯ ТВОРЦОВ

Хочу отметить одно обстоятельство: предки, жившие 200-300 лет назад, умели многое делать своими руками. Одна из экспозиций музея состоит из домов старообрядцев (семейских), сосланных в Сибирь в XVIII веке. Выстроена типичная улица односторонней застройки конца XIX — начала XX века, состоящая из дома зажиточного крестьянина со всеми надворными постройками, избы крестьянина-ремесленника, дома богатого старообрядца. В небольшом удалении расположена старообрядческая часовня.

Так вот в завозне двора крестьянина-ремесленника устроена выставка хозяйственного инвентаря: сохи, плуги, бороны, молотилки, станки, сани и т.д. В огороде расположена кузница, перед которой два станка: для подковывания лошадей и гнутья дуг и полозьев. И всё это делал своими руками простой мужик! А в доме стоят прялка и ткацкий стан – даже ткани были свои, вещи так и назывались – домотканные.

Раньше неоднократно в литературе встречал слово «полати», а тут впервые увидел их воочию. Хитроумное изобретение, позволяющее уложить спать на небольшом пространстве многочисленное семейство. Это поднятый выше человеческого роста помост, на котором располагались постели – рядком можно разместить хоть десяток детишек. А всё пространство под полатями можно было использовать в течение дня для других дел.

Кроме крестьянского быта нашли отражение в экспозиции реалии сибирского купечества. Двухэтажный дом богатого старообрядца Борисова построен в селе Куйтун во второй половине XIX века. Перевезён в музей в 1972 году. Характерная особенность дома — высокое крыльцо. На первом этаже располагались торговая лавка, кладовая и казёнка. Типичные ворота сибирского дома представлены экспонатом, вывезенным из села Новая Брянь. Ворота построены в 1906 году по заказу Родионова. На них указан год рождения его дочери Анны. По семейному преданию, ворота изготовили буряты. В 1978 году они были реконструированы в музее. Богатое украшение ворот указывало на богатство хозяина дома.

В городском комплексе демонстрируются дома старого Верхнеудинска. Так, городской дом с мезонином был построен в 1900 году. Находился на улице Почтамтской и принадлежал чиновнику. Перевезён в музей в 1978 году. Восстановлен с отступлениями от первоначальной архитектуры. В доме находится экспозиция традиционного интерьера дома зажиточного горожанина начала XX века.

Поразил дом известного врача  Михаила Танского. Это огромный одноэтажный дом с множеством комнат, в залах которого выставлена экспозиция, отражающая быт богатого городского интеллигента. Для посетителей открыт отреставрированный дом, в котором семья Танских проживала с 1913 года до конца 1970-х годов. Он находился рядом со школой №2 в центре столицы РБ.

В залах впервые представлены уникальные экспонаты – книги, предметы быта, старинная мебель, медицинские инструменты, фотопринадлежности начала XX века. В одном из залов дома посетители смогут увидеть уникальную библиотеку Танского, которая создавалась почти столетие – сначала его отцом, затем им самим. В ней хранятся комплекты журналов и другие издания 60-80 годов 19-го века. Библиотека насчитывает более 1000 томов. Михаил Владимирович и Екатерина Александровна прожили долгую и интересную жизнь. Они были настоящими интеллигентами Верхнеудинска. Михаил Владимирович, помимо врачебной практики, был известен как библиофил, краевед, общественный деятель, путешественник. Его супруга Екатерина Александровна, талантливый педагог, воспитала не одно поколение учеников города Верхнеудинска (Улан-Удэ).

Кроме экспонатов, в музее есть и живой уголок, в котором представлены дикие животные, населяющие Забайкалье. Они содержатся в вольерах, рядом с которыми проложены дорожки для посетителей.

Впрочем, кроме прочтения, лучше увидеть всё это своими глазами.

11.02.2019

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии