Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

«Голос кочевников» - это абсолютное счастье!»

«Голос кочевников» - это абсолютное счастье!»

Именно так 12 июля весело прокричала красивая загорелая девушка, случайно оказавшаяся рядом со мной. Наблюдая таких же абсолютно счастливых людей, танцующих под звуки яркой и динамичной музыки польской группы «Żywiołak», я наконец-то поняла, как лучше всего рассказать о фестивале, уже в шестой раз собирающем в Улан-Удэ музыкантов из разных уголков земного шара, некоторые из которых с удивлением узнают о существовании Бурятии на карте мира лишь благодаря «Голосу кочевников». А сделав это открытие, остаются нашими друзьями навсегда.

«Что такое счастье – каждый понимает по-своему»,  подумала я и решила сделать своими соавторами и экспертами всех, кто захотел поделиться со мной своими эмоциями. Сегодня мы представляем, что у нас получилось. 

«Голос кочевников» - это открытие 

Открытием для лидера группы «Raging Fyah» Кумара Бентона, получившего «странное письмо» было то, что его музыку слушают в Бурятии. «Бурятия? Где это?», – первый вопрос, который задал себе музыкант. «Кто слушает мою музыку в Бурятии?» – продолжал удивляться он. Однако арт-директор фестиваля Наталья Уланова, написавшая письмо музыканту, живущему на Ямайке, была настойчива и убедительна, Кумар Бентон не только поверил, но и согласился приехать «в далёкую Сибирь». 

11 и 12 июля все любители регги, а равно с ними и те, кто слушал такую музыку впервые, смогли по достоинству оценить виртуозную игру музыкантов и тот драйв, который уже после первых исполненных композиций, наполнял атмосферу. Молодость, искренность и свободный мятежный дух музыки, исполняемой «Raging Fyah» очень быстро передавались аудитории. 11 июля в Русском драматическом театре люди вставали со своих мест, не скрывая эмоций. Они танцевали, демонстрируя не только возникшее у них вдохновение, но и настоящее, безграничное счастье, которое музыканты из группы «Raging Fyah» подарили нам всем ещё раз 12 июля, но уже под открытым небом на Пикнике фестиваля в Этнографическом музее. И поэтому будет совсем не удивительно, если ребята из Ямайки увезут с собой не только новые впечатления о неизвестной им до этого Бурятии, но и приобретут здесь новых поклонников своей удивительной музыки, «способной разжечь пламя позитива» не только в музыкальной индустрии, но в душах своих слушателей. Поклонников, таких же искренних, как системный администратор Павел, случайно оказавшийся моим соседом в первый день фестиваля – 10 июля, и вновь встретившийся уже на Пикнике. В прошлом году, на V фестивале, Павел открыл для себя болгарскую группу «Kottarashky and The Rain dogs», в которую несколько лет назад объединились музыкант Никола Груев (Kottarashky) и команда «The Rain dogs». По признанию Павла, их неординарная музыка, сочетающая в себе элементы и джаза, и блюза, и старинных балканских песен, настолько поразила его воображение и пришлась по душе, что он весь последующий год только её и слушал. В этом году Павел также надеется открыть для себя что-то новое. «Новая музыка, это всегда новые впечатления. А это всегда интересно», – поделился со мной первый эксперт и соавтор, фамилию, которого я, к сожалению, не догадалась спросить. Но я уверена, что и в этом году Павел не будет разочарован своими открытиями. 

Продолжая говорить об открытиях, не могу промолчать про свои. Первым моим открытием был Пётр Налич. Нет, не тот Пётр Налич, который стал знаменитым с помощью интернета и создал свой собственный стиль в музыке, получивший, с его же лёгкой руки, название «весёлые бабури». И не тот Пётр Налич, музыкальный коллектив которого 7 марта 2010 года был выбран в качестве участника от России на конкурс «Евровидение» с песней «Lost and Forgotten». И даже не тот Пётр Налич, который с 2011 года принимает участие в спектаклях театра-студии оперы Российской академии музыки имени Гнесиных под руководством профессора Юрия Аркадьевича Сперанского, и уже спел партии Рудольфа в опере «Богема» Джакомо Пуччини и Ленского в спектакле по опере Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». А Пётр Налич, который оказывается абсолютно по-своему, как-то особенно трогательно, поёт мою любимую песню, которую я знаю с детства. Конечно же, первый вопрос, который я задала певцу и музыканту на пресс-конференции, касался этой песни. Вторым был вопрос, прозвучит ли она на концерте в Улан-Удэ. «Ну, если зал будет сильно просить, возможно», – ответил Пётр. Не будучи сильно уверенной в том, что зал вообще помнит о существовании этой песни, я настаивать не стала. А уже на концерте для себя решила – не прозвучит, ну, не вязалась она с той программой, которую музыканты привезли на фестиваль. Закончилось первое отделение концерта, подошло к финалу и выступление коллектива во втором отделении, ребята исполнили не только новые песни, которые совсем недавно вошли в их репертуар, но и всем хорошо известные и даже те, которые были заготовлены на бис. Музыканты попрощались со зрителями и ушли со сцены. Наступил так называемый саундчек, иркутская группа «Shono» готовилась к своему выступлению. А на сцену вышла Наталья Уланова и попросила не успевшего скрыться за кулисами Пётра ответить на вопросы зрителей… вместо этого музыкант взял гитару и запел. По тому, какая волна восторга прокатилась по залу, я поняла, моё открытие действительно эксклюзивное, пришедшие на концерт люди, не только знают эту песню… Но и слышали, как поёт «Нiч яка мiсячна» Пётр Налич! Нужно ли говорить, что я, да и каждый сидящий в зале, были абсолютно счастливы? 

Второе мое открытие связано с иркутской группой «Shono». Горловое пение, моринхур и саксофон – это было круто. Зал с восторгом принимал каждую композицию и это не удивительно. Музыканты группы успешно экспериментируют смешивая бурятскую народную музыку с такими музыкальными направлениями, как блюз, рок, фанк. Делают они это очень тонко и красиво. Руководитель группы Александр Архинчеев, талантливый мультиинструменталист, ведущий исполнитель горлового пения в Бурятии, считает, «что при исполнении народных песен, музыки, фольклора, прежде всего, должна сохраняться аутентичность для того, чтобы весь этот материал, который дошёл до нас от наших предков, так же перешёл к нашим потомкам нетронутым и практически неизменённым». При этом, понимая, что «не каждый зритель готов слушать аутентичную народную музыку», Александр является сторонником развития и таких направлений, как этно-фьюжн и world music. «Главное здесь не переусердствовать, – объясняет Александр, – смешивая какую-либо народную песню с современной музыкой, нельзя забывать её первоначального звучания и тогда получится то, что ты хочешь. Человек пришёл, послушал тот же блюз и в то же время познакомился с народной музыкой». 

Ещё одним открытием первого дня фестиваля было то, что русский басист интернациональной группы «Shono» Владимир Сидоров горлит и играет на хомусе не хуже именитых этно-музыкантов! Во время выступления группы именно он неоднократно становился главным объектом для пристального внимания и заслуженного восхищения. И, конечно, все вместе ребята из группы «Shono» подарили слушателям прекрасное исполнение и яркое праздничное настроение. 
 
«Голос кочевников» - это движение и свобода 
 
Начав в 2009 году свою историю, как узко локализованный праздник этномузыки, «Голос кочевников» стал одним из крупнейших за Уралом фестивалей world music. В его основе изначально была заложена идея кочевой культуры, как символа движения и свободы. Именно движение и свобода и стали с течением времени теми мерилами, позволяющими давать более широкое определение понятию «кочевники». Отвечая на вопрос, по какому принципу организаторы фестиваля выбирают его участников, Наталья Уланова объяснила, что в современном мире в основе понятия «кочевники» уже лежит не традиционный уклад жизни, а определённая философия. «Почему кочевниками нужно считать только представителей кочевых этнических культур. Все мы в своём роде кочевники – сегодня здесь, завтра там». Сама находящаяся в постоянном движении, в поиске новых форм и методов реализации своих проектов, Наталья без сожаления ломает стереотипы. В 2010 году она приглашает на фестиваль Дэвида Брауна и инди-группу «Brazzaville», в 2014 – «Музыкальный коллектив Петра Налича». Её критерии – развитие, изменение, и всё те же движение вперёд и свобода. Особенностью кочевника являются не только движение вперёд, но быстрота в принятии решений, способность на скаку развернуть коня и изменить направление. И хотя в философском смысле это присуще всем гостям нынешнего фестиваля, в буквальном смысле наиболее ярким примером этого стала монгольская группа «Altai», которая возвращаясь из Якутии на родину, узнав о предстоящем фестивале в Бурятии, тут же изменила направление своего движения и добавила «Голосу кочевников» свой неповторимый колорит. Музыка «Altai» – это удивительное, незабываемое сочетание горлового пения монгольских пастухов с прекрасными и неповторимыми голосами народных инструментов:  морин-хуура, ятаги, цуура. На этот раз музыканты порадовали гостей фестиваля, представив ещё одно по настоящему уникальное наследие монгольской культуры — инструмент алтай ятагу, найденный в 2008 году на территории Манханского сомона Кобдоского аймага Монголии и впервые зазвучавшего вновь спустя 1400 лет под пальцами композитора и музыканта Дагвана Ганпурэв. Украшением выступления коллектива, безусловно, судя по реакции зрительного зала, стало исполнение братьями Гурбазар и Ганзориг старинного монгольского танца «Бий биелгээ». А уж когда очередь дошла до вариаций на тему бурятского ёхора, возникло непреодолимое желание встать, взяться за руки и станцевать его здесь же в зале бестужевского театра. Красота исполнения, мощная энергетика, разливавшаяся по залу, включали у абсолютно разных по национальности людей единый идентификационный код земли, на которой они родились и выросли. В душе зарождалась и крепла идея, навеянная музыкой и блоковскими строками «Да, скифы мы! Да, азиаты мы!», а вместе с ней гордость и уважение к культуре другого, но такого близкого народа. Особенно чувство гордости и уважения усилились после того, как лидер группы «Żywiołak» Роберт Яворски, поделился, что он ощущает себя наполовину европейцем, а на половину азиатом и этот азиат, находившийся раньше глубоко внутри, теперь стал ему значительно ближе. 
 
«Голос кочевников» - это энергия 

- Ты посмотри, какая мощная энергетика, они как будто бы заряжаются от музыки и друг от друга, – сказал, обращаясь ко мне, мой коллега Максим из «Аргументов и фактов», – обычно никого не расшевелишь, а здесь на удивление сами расшевелят любого. На сцене в это время выступала польская группа «Żywiołak». Слушая Максима, я наблюдала за Робертом Яворски, который с таким восторгом и невероятной экспрессией играл на колёсной лире, что я уже во второй раз не могла поверить, что это тот же самый человек, с которым мы общались на пресс-конференции и который, всего какой-то час назад, вновь разговаривал со мной. Спокойный, даже несколько флегматичный вне сцены, Роберт с лирой в руках удивительно преображался. И глядя на него на сцене, становилась понятна его увлеченность и средневековой музыкой, и старинными инструментами, и хорошим рок-н-роллом и народным искусством, в основе которого дохристианские верования и демонология. Ещё играя в «Kapela Ze Wsi Warszawa» (она же «Warsaw Village Band») Роберт пытался изложить свои интерпретации славянской музыки. Позже создав свою группу «Ich troLe», которая всего за год своего существования смогла взбудоражить небольшую польскую фолк-сцену, он записывает свою первую по настоящему пронизанную духом славянской мифологии композицию. Появление же проекта «Żywiołak» результат встречи Роберта Яворски с другим Робертом – Василевски, родственной душой, также как и он влюблённым в heavy-folk, biometal, folk-metal (hard-folk), и также прошедшего через увлечение славянской, кельтской музыкой и рок-н-роллом. 

Роберт Василевски – гитарист и основатель легендарной фолк-группы «Open Folk», один из немногих фолк-музыкантов в Польше, который вырос, слушая такие группы, как «Led Zeppelin», «Pink Floyd» и «Black Sabbath» и черпающий вдохновение из них. В группе «Open Folk» он осуществил первые смелые попытки соединения народной музыки, славянской мифологии и классического рока. В свою очередь Роберт Яворски поклонник шведской фолк-рок-этно-группы «Hedningarna». В 2005 году они встретились и решили объединить свои силы и создать группу, основной темой творчества которой будет «народная демонология». Дуэт оживил в своём творчестве существ из отечественных легенд и сказок, которые являются неотъемлемой частью славянской мифологии. Существ, которые были представлены впоследствии христианством в роли бесов и темных сил. Все это и стало источником вдохновения для «Żywiołak». За 9 лет состав группы неоднократно менялся. На «Голосе кочевников» «Żywiołak» представляли сам Роберт Яворски, а также Камиль Стшижевски, Михал Ставаж, Ольга Рембовска и Патриция Зишч. 

«Голос кочевников» - это новые проекты 

- Этническая музыка она вся разная. Во-первых, горловое пение, которое я давно знаю, давно наблюдаю. Мы даже пытались как-то подрожать, но это довольно тяжело неподготовленному человеку, голос сразу кончается. Но это очень интересная культура. И вообще культура народов Сибири очень глубокая, в ней помимо пения много всего интересного. Во-вторых, культура Ямайки, которая также мне интересна. И музыка Боба Марли, который здесь упоминался, мне тоже близка. Это для меня, практически, как Шаинский, потому что связано с детством. Музыка Боба Марли она такая же моя, как украинские песни, как любая другая родная музыка. Поэтому я надеюсь, если сложится, мы все вместе выйдем на сцену и все вместе, что-нибудь споём, – ответил Пётр Налич на вопрос журналистки из «Новой Бурятии», нет ли у него желания сделать совместный проект с одним или несколькими участниками нынешнего фестиваля. Возможно, этот проект, действительно, станет реальностью, тем более, что Пётр, сожалея, что не удалось побывать на Байкале, выразил надежду, что ещё вернётся в Бурятию. Это спонтанно возникшее обещание музыканта, неожиданно подкрепилось уверенностью, после сообщения Натальи Улановой, что Петра не раз приглашали в Улан-Удэ в качестве исполнителя романсов. Так что есть надежда, что Пётр Налич не только ещё раз приедет в Улан-Удэ, но и сделает совместный проект…возможно, даже с ребятами из группы «Shono». 

Но если проекты Петра Налича, связанные с «Голосом кочевников» ещё впереди, то кенийская группа «Gargar», в состав которой входят женщины сомалийского происхождения уже один совместный проект в рамках фестиваля осуществила. Правда, произошло это не запланировано, а скорее благодаря провидению. Когда все договорённости между менеджером группы и организаторами фестиваля были достигнуты, неожиданно, как это всегда бывает, случился форс-мажор – выяснилось, что музыканты сопровождающие группу приехать на «Голос кочевников» не смогут. Менеджер «Gargar» позвонил Наталье Улановой и поинтересовался, нельзя ли найти на месте музыкантов, которые бы смогли сыграть для участниц группы. На первый взгляд это было нереально. Как? Не зная языка, не зная музыки. Но когда Стивин отправил музыкальные файлы, было принято решение показать их всем знакомым музыкантам, которые бы рискнули «это сделать». Такие музыканты нашлись. «Почему бы нет, – сказали Евгений Селезнёв, Андрей Баглаев и Дмитрий Печкин, – это может быть интересно». И приступили к репетициям. Сегодня после двух совместных выступлений Евгений Селезнёв комментирует, «то что получилось, это на самом деле хороший опыт, у нас не часто происходит такое перекрещивание культур. Для меня самая большая сложность была, что девушки живут за много километров от Бурятии и у них восприятие немного всё-таки другое. Поэтому для меня было важным, что если мы друг друга не поймём, то чтобы хотя бы музыкальный язык был понятен. Другая проблема – было очень мало времени на совместные репетиции они слишком поздно приехали. Но то, что у нас в конечном итоге получилось, и как это звучит, внушает уверенность, что музыкальный язык мы друг друга поняли. И мы не разочаровались, что за это взялись, потому что для всех музыкантов любой новый опыт – это новые эмоции, новые возможности, новые идеи о будущих проектах». Доволен совместной работой и менеджер группы «Gargar»Стивин: - У музыки один язык, там нет слов, и владеющие этим языком могут понять друг друга, даже если они из разных стран, из разных культур. Я очень был впечатлён талантом парней, которые играли с нами. Единственной проблемой было то, что мы не знали, сколько у нас будет времени для репетиций. Но, как видите, всё получилось. Особенно Стивин был удивлён игрой Андрея Баглаева одновременно на двух гитарах. Как сказал менеджер кенийской группы, он, конечно, видел подобное, но там была специальная модифицированная гитара с двумя грифами. И то, что Андрей делает это на двух самостоятельных гитарах, его очень впечатлило. 

«Голос кочевников» - это душа и сердце Натальи Улановой 

Это понимала не только я, это говорил практически каждый, кому я обращалась с вопросом, что для них фестиваль «Голос кочевников». Их было так много, что я решила привести только два, но дословно, без каких либо комментариев с моей стороны. Евгения Герасимова, преподаватель кафедры театрального искусства Института режиссуры, актёрского и изобразительного искусства: - «Голос кочевников» - это ощущение пространства, которое рождает музыка широкого, необыкновенного. Это единение сердец со всем миром. Это разговор с Богом, потому что только через музыку можно с ним говорить на самом деле. Это знакомство с самыми разными культурами. Но самое главное, это дух безграничной свободы, который раз в год нас посещает нас, и наш город превращается в какую-то особенную страну, которая наполнена разными удивительными эмоциями. Но нельзя забывать, что любой фестиваль - это в первую очередь фестиваль индивидуальностей и личностей, если во главе стоит хорошая, интересная личность, то фестиваль всегда будет интересен. Здесь во главе стоит Наталья Уланова, это её проект, это её дитя, в которого она вкладывает всю свою душу и сердце, поэтому я ей полностью доверяю и желаю ещё больше творческих откровений, ещё больше путешествовать и смотреть, чтобы затем открывать это нам. «Просто Алина»,  настоящая кочевница, девушка, с которой я периодически пересекаюсь на самых интересных проектах нашего города, но фамилию выяснить так и не смогла: «Наталья Уланова – удивительная женщина. Низкий ей поклон за то, что она этот проект уже который год организовывает. Наконец-то у нас есть такой чудесный фестиваль. У всех был, у нас не было, мы ездили в разные другие регионы. А теперь у нас здесь выступают такие интересные группы, происходит такое интересное общение. Замечательный фестиваль. Дай ему Бог долголетия, а всем причастным и Наталье, в первую очередь, здоровья и счастья». 

«Голос кочевников» - это новое мышление 

Тимур Цыбиков, министр культуры Республики Бурятия: «Голос кочевников – это тоже пространство впечатлений. Это пространство мыслей. Это пространство свободы. Мы сегодня много говорим о креативном мышлении, о креативных людях. О людях, которые должны создавать здесь жизнь в Бурятии. Фестиваль «Голос кочевников» объединяет именно таких людей. Эти люди очень важны республике. Для этих людей создаются все условия, чтобы они могли не только работать, но и развиваться. На фестивале звучит музыка со всего мира, чтобы человек узнавал новое. Вся наша программа действий в рамках проекта «Бурятия – пространство впечатлений» заключается в том, чтобы людям было здесь удобно и комфортно жить, не возникало отчаянного стремления уехать из Бурятии. Чтобы люди понимали, что всё что составляет сферу их интересов, они могут найти здесь. И фестиваль «Голос кочевников» очень ярко, интересно и творчески это реализует». 

Очень хорошо помня, что свобода, подразумевает не только движение, но и возможность выбора, я была абсолютно счастлива встречая людей в эвенкийских, соётских, ненецких и манси национальных костюмах. Третий день VI Международного музыкального фестиваля «Голос кочевников-Байкал-Бурятия» совпал с «Байкальским аргишем», проходившем в рамках V Межрегионального фестиваля-смотра деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. А возможность выбора в культурном пространстве Бурятии стала для меня в этот вечер ещё убедительнее, когда возвращаясь домой, я вновь слышала музыку и наблюдала из окна машины абсолютно счастливых людей, распевающих песни под гармонь на Театральной площади вместе с участниками республиканского проекта «Музыкальное лето» на этот раз из Тарбагатайского района.

15.07.2014 Автор: Наталья Стефани

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии