К 85-летию ГБАТД им. Х. Намсараева

К 85-летию ГБАТД им. Х. Намсараева

Серия творческих  портретов деятелей культуры и искусства, внесших большой вклад в развитие Бурятского государственного  академического театра драмы им. Х. Намсараева  от народной артистки России Ларисы Егоровой.

Заслуженная артистка  России Дарима  Сангажапова   отметила свой юбилей.  Позади много сыгранных ролей, работа в отделе искусств министерства культуры. Но поскольку работа  артистов – «товар» эфемерный,  – сыграл роль   и она канула в вечность, и только  в памяти   современников сохраняется действо актеров на сцене. Это было в нашей молодости, сейчас другое дело: у театра есть возможность сохранять свои лучшие работы, благо что современные технологии позволяют это сделать. А сейчас хотелось бы перенестись в то время,  когда мы также были «рысаками», ничего не страшась кидались  головой  «в  омут», что- то получалось, а что-то нет, но мы шли вперед – молодые, бесстрашные… 

1969 год…  Закончив институт, из Ленинграда приезжают молодые  актеры,  полные оптимизма и энергии  и театр наполняется весельем и задором. Актрисы были разные по своей фактуре и темпераменту. Если хрупкая Людмила Дугарова  была  на вид романтичной девушкой и исполняла в дипломных спектаклях роли голубых героинь, то Дарима Сангажапова выделялась среди своих густой шевелюрой роскошных волос, раскосыми  и горделивыми глазами, в которых нет-нет да и вспыхивали озорные огоньки. Вышедшая замуж, будучи студенткой, за своего сокурсника, Гуруева Чингиса, на момент прибытия в театр, они были в ссоре. Мало ли что могло произойти между двумя любящими?  Помнится, как в концерте, стоя друг против друга, она смотрела на него холодными раскосыми глазами, как бы пронизывая его насквозь, и, давая понять, что примирение между ними невозможно…  Но это проявление было чисто внешнего характера,  мир наступил очень быстро и доказательством их примирения стало рождение их дочери Оюны. В Дариме чувствовалась внутренняя сила характера, какой-то несгибаемый стержень, который на протяжении всей ее жизни помогал ей переносить  разные тяготы нашей бренной жизни. Среди дипломных спектаклей  по пьесе Мустая  Карима «В ночь лунного затмения» Дарима играла роль Шафак. Пожалуй, это была одна из самых ярких и запоминающихся  ее ролей. Шафак  Даримы передавала всю палитру чувств молодой женщины, оставшейся так рано без мужа. Вся ее нерастраченная любовь, боль утраты, где- то далеко затаенное ожидание любви – все это можно было прочитать в глазах актрисы. Спектакль был очень сильный и эмоциональный, в то же время по-восточному сдержанный! К ролям такого же плана можно отнести и роль Хатан Долгор в спектакле Х. Намсараева «Кнут тайши». Жена тайши Дымбылова (Сангажапова), вынужденная сидеть в ожидании вечно разъезжающего по своим владениям мужа (нар. арт. РСФСР С. Будажапов), изнывая от тоски и одиночества, тайно встречается с заседателем Хоринской  Думы. Его играет народный артист России Дамба Пурбуев, выступающий против тайши в Думе. Двое разных по темпераменту  и внешности актера в этом спектакле они были достойными партнерами. Пурбуев, игравший в репертуаре театра все центральные роли героев-любовников, со своим презрительным выражением лица и С. Будажапов со своей тонко организованной душой, так мастерски передавал чувства негодования и ревности, бессилия против новой власти, так безудержно надвигающейся и посягающей на его власть. А между ними с затаенной страстью и нетерпеливостью наблюдает Хатан Долгор, решившая вопреки всему, покончить со старым и начать новое путешествие под названием – Любовь! Хатан  Долгор,  в исполнении Даримы, получилась дерзкая, гордая и помимо любви, стремящаяся к материальному достатку. Ее презрительный взгляд в сторону народа, который пришел вымаливать у ее мужа каких-то небольших благ, говорил о том, что ее Долгор никогда бы не оставила своего мужа ради одной любви! Ее чувствами двигало стремление обладать не только заседателем, но и низвергнуть, растоптать бывшего мужа  и, таким образом,  возвести на пьедестал нового тайшу  своего кумира – Тарбу!   Москва в 1976 году рукоплескала прекрасному ансамблю актеров этого национального по содержанию и  сценографии  спектакля, а на обложке журнала «Театральная афиша» красовалась фото бурятской Хатан  Долгор! Далее, хотелось бы остановиться на трех ролях, в которых проявился искрометный комедийный талант актрисы, это: Леонора из «Чудеса пренебрежения» Лопе де Веги,  «Двенадцатая ночь» Шекспира – Мария, а также служанка Катерина из «Дочь русского актера», где мы с Даримой были партнерами по водевилю. Музыкальная, с прекрасным  чувством ритма, она вытворяла чудеса на сцене. Куда девалась ее сдержанность и ее восточная выдержка? Дарима,  как рыба в воде, чувствует себя в острых комедийных ролях. Ее звонкий голос, излучавшие юмор и озорство глаза, казалось бы, созданы для того ,чтобы играть в комедийных спектаклях. В 80-е годы мы с М. Елбоновым и Даримой втроем объездили всю Бурятию с творческим отчетом, славу богу, уж было что представить на суд зрителей и он ломился на наши концерты, а  уходя благодарил,  одухотворенный нашей разнообразной программой! Еще одну роль,  которую  нельзя не отметить, если говорить о творчестве Даримы – это роль  Зойки в спектакле А. Салынского «Барабанщица». Несмотря  на то, что это роль второго плана, сыграна она была так пронзительно и искренне, что до сих пор стоит в ушах ее крик радости при встрече с войны своего возлюбленного: «Алешка! – а – а…».  Неумолимая искренняя ненависть к фашистам и к «немецкой овчарке» Ниле Снижко, которую исполняла я, так сквозила в ее глазах, что мурашки бежали по коже от ее взгляда. Ну, а  теперь хотелось бы остановится на этапной роли Даримы, потому что все роли, которые были сыграны ею до Толгонай в «Материнском поле» Ч. Айтматова,  являются подступом к этому сложнейшему образу. Я думаю, что эта роль помогла ей встать на несколько ступеней выше, чем роли, которые были сыграны ранее.  Мы с ней были дублерами в этом спектакле. Всегда бывает полезно посмотреть на репетиции со стороны и каждый раз рождаются новые соображения по трактовке  роли. Режиссер требовал от нас все возможное и запредельное, что выходило за рамки пьесы: придумать всю историю жизни этой женщины со сложной судьбой, ее мысли, поступки, все до мельчайших подробностей. В результате  спектакль получился интересным. В 1986 году наряду с другими спектаклями,  он был представлен зрителям Калмыкии и Ленинграда, где получил высокую оценку критиков. Ну и, конечно же, работа над этой ролью сыграла  особенную  роль в становлении личности  актрисы Даримы Сангажаповой. Вот, пожалуй, небольшой экскурс по творческому пути Даримы Сангажаповой.

И, поздравляя ее с наступающим юбилеем театра, верю, что  у нее достаточно энергии творить на своей родной сцене, рядом с молодыми  артистами, делясь своим опытом и  в то же время, заряжаться задором молодых! 

 

19.05.2017 Автор: Лариса Егорова

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии