Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

«Весна. Жизнь. Любовь. Мать»

«Весна. Жизнь. Любовь. Мать»

Именно так, как девиз, композитор  Гур-Дарма Дашипылов записал эти четыре слова над неоконченной нотной строчкой черновика.

23 декабря исполнилось бы 80 лет со дня рождения композитора Гур-Дармы Дашипылова. Когда эти слова были записаны – может быть, в последнюю весну 1980 года? Их удалось прочесть благодаря найденным в семейном архиве ценным материалам по творчеству композитора. Верно – рукописи не горят. Мне, как автору и редактору сборника «Гур-Дарма Дашипылов» (Улан-Удэ, 2013), посвященного 75-летию со дня рождения, конечно, досадно, что эти материалы не были найдены раньше и не вошли в сборник статей, особенно в Каталог произведений Г-Д. Дашипылова. Однако они могут стать отправной точкой исследований для нового поколения музыкантов, и не только в связи с юбилейными датами.

Гур-Дарма Дашипылов прожил короткую, но яркую творческую жизнь: им написаны балет «Поэма гор», увертюра-фантазия «Ёхор», камерно-инструментальные произведения и, конечно, знаменитые и любимые в народе песни, прославляющие нашу республику и его народ – «Байгал далай», «Ахамни», «Буряад оронойм соло» и другие.

Во вновь найденных рукописях обнаружено либретто балета «Поэма гор», считавшееся утерянным, причем два варианта – Н. Дамдинова (в трех актах) и Н. Дамдинова, П. Абашеева (в двух актах). Они отличаются несколькими важными моментами сюжетных линий. И хотя основная идея балета – противопоставление  старого мира (Шаман, Стихии, Священная гора) и нового (сын Шамана стал геологом и хочет найти ценный минерал в Священной Горе) – не созвучна сегодняшнему времени, музыка Г-Д. Дашипылова выше идеологических догм. Этот балет может быть поставлен с новым либретто, или его музыка может звучать как самостоятельное симфоническое сочинение. Но звучать «Поэма гор» должна! Среди этих рукописей оказался, предположительно, самый первый вариант клавира балета «Поэма гор» с первоначальным названием «Саянская поэма».

Найдены многочисленные черновики не только известных песен («Харгана», «Буряад оронойм соло», стихи Д. Дамбаева), но и совсем неизвестных («Ургыхан», стихи Ц. Галсанова), иногда представленных одной мелодической строчкой («Ухаан зүрхэм», «Минии хараса…» и другие) или только мелодическим контуром, даже вне ритма, который был понятен только ему («Жарки», стихи В. Липатова). Почерк стремительный, с поправками, вариантами мелодических оборотов… Очень интересен черновик его незаконченной песни «Весна пришла» (автор слов не указан): быстро, карандашом, набросана мелодия запева, кое-где с пропусками фраз, но припев хоровой, гимнический: «Пришла вес-на-а…», а чуть ниже подпись по-бурятски «Хабар ерээ!» и «Бахор – весна (тюрк.)». Мелодия знаменитой «Буряад оронойм соло» рождалась, возможно, одновременно с работой над образом Шамана из балета «Поэма гор»  – темы расположены с двух сторон одного листа. Мелодия песни записана карандашом, целиком, без правки, под ней – ритм аккомпанемента, буквами обозначена гармоническая вертикаль: слышал песню целиком, оставалось только записать... Очень сильная, эмоциональная мелодия песни – «Прощальный ехор «41». Композитор записал: «Сурово, страстно»  –  традиционный жанр и тема войны слиты воедино. Трогательно и волнительно: «Для Сэсы…», умершей в детстве дочери – несколько нотных строчек, скорее всего, песни. Листок из школьной тетради – Дашипылов переписал стихи, сочиненные его мамой Хорло Дашипыловной, на которые он хотел написать песню… И, оказывается, написал! Правда, нашлась только светлая, широкого диапазона мелодия, озаглавленная «Минии нютаг»  – «Напевно. Темп медленного вальса»: «Баян голой эхиндэ / Бадма лёнхо сэсэг лэ / Баабай эжын нютаг юм / Баян дэлгэр дайдал даа».

Обнаружены наброски тем, даже несколько тактов, инструментальных и сценических произведений, которые также, к сожалению,  не вошли в опубликованный Каталог произведений Г-Д. Дашипылова: Симфониэтта, Фантазия, балет «Сон у Байкала»,  Концерт для фортепиано с оркестром …

Все рукописи композитора Гур-Дармы Дашипылова переданы на хранение в Государственный архив Республики Бурятия. 

21.12.2017 Автор: Лариса Халтаева, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии