Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

О трилогии утраты в Буряад театре, Уржине Гармаеве и современных Павликах Морозовых

О трилогии утраты в Буряад театре, Уржине Гармаеве и современных Павликах Морозовых

Нынешние спектакли в Буряад театре, основанные на исторических событиях – это важный процесс не только театральный, но и общественный. Ведь во многом, я думаю, именно на этих постановках и может быть заложен (в принципе, он уже есть) идейный фундамент театра.

«Поющие камни», «Ветер минувших времён» и «Алдар. 9 секунд» – эти спектакли можно назвать трилогией, она и есть тот самый посыл, своего рода, манифест Буряад театра.
К этой исторический трилогии можно отнести и спектакль «Полёт. Бильчирская история», который рассказывает о драматических событиях во время строительства Братской ГЭС, но в данном случае важнее «Поющие камни».

Хронологически именно с «Поющих камней» и начинается тема жертвенности и непротивления судьбе: передача бурятами своей земли переселенцам, и легенда о том, что главную героиню Шойжид-хатан свои же соплеменники забили насмерть камнями за пророчество о разрушенном дацане.

Спектакль же о генерале Уржине Гармаева «Ветер минувших времён» вызвал несколько странный резонанс в Улан-Удэ. Лидер кружка местных сталинистов «Партии Великое Отечество» Павел Желибо (он ещё хотел вернуть улице Коммунистическая имя Сталина) возмутился, мол, как так, он же дескать предатель и всё такое. Но Уржина Гармаева нельзя назвать предателем – он не был гражданином СССР, не служил в Красной Армии, боролся с большевиками, так что предавать ему было некого и нечего. В какой-то степени он был даже последовательным человеком.

Забавно, что именно сталинисты возмущаются этим спектаклем, забыв, наверно, что Сталин сгноил в ГУЛАГе часть страны, и в числе репрессированных, наверняка, могли оказаться и их родственники. В 1992 году Уржин Гармаев был реабилитирован, а Сталин за свои преступления, как мы знаем, нет и вряд ли будет. И здесь возникает резонный вопрос: восхваление Сталина – разве это не есть предательство своего народа? 
Как-то вот незаметно появилось поколение Павликов Морозовых. 
Но впрочем, это другая история.

Зачем же нужен Буряад театру Уржин Гармаев? Он человек вне Истории, вычеркнутый из неё. Для театра он важен как символ безвозвратно утраченного времени, как отсутствие надежды на всякое мирное возвращение и одновременно он выражение тоски по Родине, по мечте о ней.
Подвиг Алдара Цыденжапова – заключительная часть трилогии – закрывает вопрос с принадлежностью к Родине – Бурятия неотъемлемая часть России, её истории. Но и здесь есть тонкий нюанс, нужно ли погибать, чтобы обрести её?
Тема во всех трёх спектаклях – потеря и обретение Родины, и человек перед лицом Истории. И эта тема будет ещё долго главенствовать не только в Буряад театре, но и в нашем обществе, и причём не только среди бурят. Но очевидно, что сейчас борьба самоидентификаций и постколониальных фантомов приняла негативные обороты и дальше, скорее всего, будет ещё хуже.

P.S. Кстати, по поводу, так называемого, «возвращения» улице Коммунистическая имени Сталина. Сталинистам надо забыть эту идею, может они не в курсе, но именно там стоит памятник жертвам политических репрессий 1930-1950 гг. Сталинисты, ну вы карту Улан-Удэ посмотрите, что ли.

 

24.04.2018 Автор: Александр Тармаханов

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии