Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных, немедленно покиньте сайт.

Последний фарфор Бурятии

Последний фарфор Бурятии

Новая выставка рассказывает о грустной судьбе бурятского стекла и фарфора

Выставка «Фарфор, шамот, стекло» открылась в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова. Уникальность ее в том, что она впервые показывает краткую и грустную историю бурятского стекла и фарфора. Это первый показ предметов декоративно-прикладного искусства из керамики, фарфора и стекла, начиная с открытия музея в 1944 году.

Персональные выставки авторов проходили, а вот такой – сводной - прежде не было. Дело в том, что фарфор и стекло – нетрадиционные виды для бурятского искусства. Дерево, металлы, мягкие материалы – это да, а стекло и фарфор традиционно завозились из Китая по Шелковому пути, потому свое собственное, авторское, появилось только в 60-е годы прошлого века.

Стекло прочнее эпохи

Именно тогда выпускник Суриковского училища Андрей Хомяков вернулся в Бурятию и начал осваивать стекло как материал для искусства. Процесс трудоемкий и сложный происходил на Стеклозаводе – оттуда родом оставленные Хомяковым творения. На первый взгляд, лаконичные формы, характерные для той эпохи, не несут ничего необычного, но все это – авторские свидетельства тех лет индустриального могущества. Они оказались прочнее самих заводов и эпохи. Хранимые в запасниках Национального музея, они предстают перед посетителями, возвращая в прошлое своим обаянием.

 
- Когда в начале 90-х я пришел на Стеклозавод, финансирование прекратилось, и работу со стеклом пришлось свернуть, – вспоминает художник Стас Цоктоев.

Работы этого автора из стекла тоже представлены на выставке и относятся к едва ли не последним сделанным бурятскими мастерами уже за пределами республики.

Сегодня со стеклом как с художественным материалом для искусства в Бурятии не работает никто. Причина прозаическая – нет базы. Последние работы были сделаны на стекольных заводах Ростова-на-Дону, Дятьково и Вышнего Волочка. Есть на выставке и работы художника Виктора Галсанова, в том числе из хрусталя, который вообще никогда не производили на бурятской земле.


- Для того, чтобы производить хрусталь и фарфор, нужны мощные печи. Таких в Бурятии не было и сейчас нет. Все созданное из фарфора делалось на заводах в других городах – Ленинграде, Хайте. Ближайшим был Хайтинский фарфоровый завод, - вспоминает хранитель Национального музея Татьяна Алексеева.

Сегодня фарфор Бурятии представляет единственная марка – «Домбо» известного художника Зорикто Доржиева и его жены Мотрены Антоновой. Однако так называемое «белье» для него – белый фарфор - заказывают в Китае, создавая утонченный сувенирный продукт.

Последний фарфор, сделанный руками бурятского художника, можно увидеть на выставке в Национальном музее. Единственная из оставшихся в живых авторов художник Римма Жимбиева создала немало работ из костяного фарфора. Его собенностью является то, что в каолин, белую глину, добавляется костная мука. Костяной фарфор необыкновенной белизны, тонкий и звонкий (при легком постукивании по его поверхности раздается мелодичный звук), иногда называют королевским, а еще чаще белым золотом.


Сервиз Риммы Жимбиевой «Буддийские символы счастья» из 24 предметов был куплен Эрмитажем, и хранится там сейчас. Произвести такой можно было только на заводе с давними традициями.

- Нам очень повезло, что в те годы Бурятия закупала произведения своих художников, - говорит Татьяна Алексеева.

Все работы Риммы Жимбиевой, уделявшей много внимания поиску формы и рельефа, были выполнены на Ленинградском фарфоровом заводе. В советское время художники могли подавать заявки в Союз художников, чтобы получить возможность творить там, где для этого были все условия. В 90-е годы эта практика прекратилась. Те, кто занимался фарфором и стеклом, перешли на более дешевые материалы – акварель и графику. Сама Римма Жимбиева рассказывать что-либо о том времени отказалась, сославшись на то, что давно отошла от дел и фарфором не занимается.
А ее произведения тем временем продолжают жить на выставке и в запасниках музея, рядом с работами тех, кого давно уже нет. Параллельно с ее работами на выставке экспонируются фарфоровые предметы, созданные Валентином Базаровым. Последователь ленинградской школы, он своим почерком сильно отличается от Риммы Жимбиевой, в работах которой преобладает цвет, что характерно для учеников московской школы. Его работы более классические и сдержанные в цвете. На выставке творения авторов представлены по соседству. Показаны также работы Александры Трубачевой, внучки видного бурятского общественно-политического деятеля первой трети 20 века Василия Трубачеева. Разные пластические формы: сервизы из тончайшего костяного фарфора, керамические декоративные вазы и штофы, расписные блюда, скульптурная фарфоровая миниатюра – все это можно увидеть и заметить, как они отличаются способом росписи и обработки материала.

«Все предметы живые»

На вопрос, сколько стоят эти предметы сегодня, хранитель музея ответить затруднилась, добавив только, что вещи очень ценные.

Недавно среди художников прошел слух, что на Императорском фарфоровом заводе (ЛФЗ) вновь вводят практику для художников из регионов. Весть эта добрая взбудоражила многих, но пыл, как всегда, охлаждает цена вопроса, которую, считают художники, без государственной поддержки не осилить. В советское же время каждый автор создавал произведения с оглядкой на транспортировку. Слишком большие предметы в Бурятию доставить было сложно. Никаких самолетов, только поезда, и отдельная плата за провоз хрупкого багажа. Но именно благодаря этому сегодня музею есть что показать посетителям. 


- Если бы площади позволяли, мы бы и раньше выставляли постоянные композиции из того, что хранится в запасниках. А хранится там очень многое. Думаю, даже тогда, когда у музея в 2022 году появится новое здание, нам не хватит помещений, чтобы все показать, - комментирует хранитель.

Что касается керамики, то ее представляет ряд интересных работ, созданных в 80-е годы на заводе сувениров в Улан-Удэ. Завода теперь нет, а керамистов продолжают учить в Колледже искусств им. П.И. Чайковского под руководством педагога Тамары Зандановой. И хотя это только первая ступень обучения, с керамикой дела обстоят более оптимистично – дорогостоящих печей для керамики не нужно.


Выставка открывает перед зрителем относительно небольшой, но важный период в развитии бурятского искусства. Прежде чем экспонаты вновь отправятся на хранение в фонды, их может увидеть каждый, заплатив от 60 до 120 рублей.

- Я - хранитель и могу сказать, что все предметы живые, потому что созданы с помощью мысли и энергии художника, - говорит Татьяна Алексеева.

08.04.2019 Автор: Диляра Батудаева для Номер Один

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии