Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных, немедленно покиньте сайт.

История одной картины из бурятского музея

История одной картины из бурятского музея

Не так давно Дмитрий Есаков, праправнук известного русского художника-передвижника Ивана Горохова и директор Фонда Художественного Наследия И.Л. Горохова, прислал в Художественный музей им. Ц.С. Сампилова выдержки из дневников своего предка.

В фондах музея с 1964 г. хранится работа Ивана Горохова, русского художника-живописца XIX века, члена Товарищества передвижных художественных выставок. Картина называется «У постели выздоравливающей». Однако, записи, присланные Дмитрием Есаковым, пролили свет на историю ее написания. В них она именуется «Выздоравливающая».

Для начала надо немного рассказать о самом художнике Иване Лаврентьевиче Горохове. Он родился в Московской губернии в семье крестьян. С детства увлекался рисованием, изображал цветы, животных, растения, различные природные сцены. Однако его отец не мог дать сыну хорошее образование. Однажды молва о талантливом ребенке дошла до местного землевладельца Владимира фон Мекк. Тот выкупил пару картин мальчика, чтобы показать их своему гостю, известному музыканту Николаю Рубенштейну, неплохо разбиравшемуся в искусстве.

Рубинштейн подтвердил, что у ребенка есть способности к живописи и что при наличии наставников он сможет стать известным живописцем. Фон Мекк и Рубинштейн оказали содействие в развитии таланта Вани Горохова. Они оплатили его обучение в Московском училище живописи, где тот подружился с такими живописцами, как Левитан, Серов, Коровин. Училище Иван Горохов окончил с двумя малыми серебряными медалями в звании классного художника. И предоставленные Художественному музею им. Ц.С. Сампилова записи из дневников как раз относятся к тому периоду, когда в училище он держал экзамены.

Вот что будущий живописец писал в своих дневниках:

«…В сентябре держал экзамен за 5-ый класс. Знания мои были очень несильны, а так как в этот раз держали экзамен кто-то ещё из запоздавших в науках медалистов-художников и с такой же слабой подготовкой, то я наравне с другими выдержал по всем предметам удовлетворительно. И таким образом окончил полный курс наук в училище (сентябрь 1885 года – ред.). После этого у меня как гора с плеч свалилась. Науки в училище всё время давили и угнетали меня до кошмара…».

И далее:

«На выполнение картин от училища [Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества – прим. Дмитрия Есакова] выдавались денежные стипендии, размер которых определялся по эскизам преподавателями-художниками. И так, мне предложили выбрать сюжет для картины, написать эскиз, а потом по нему картину. В данном случае надо было иметь в виду условия, при которых я должен писать картину, обстановку, натурщиков и прочее. Что я мог написать в своей маленькой комнатке или даже в квартире Людмилы Анатольевны [правильное имя – Людмила Антоновна Пестрова, будущая теща художника, в доме которой он проживал в последние годы обучения в Училище – прим. Дм. Есакова]? Только жанр из мещанской жизни. Имея в виду обстановку Л.А. и натурщицу Верочку [будущую жену], я взял самый простой жанровый сюжет «у выздоравливающей подруги». Около кровати с выздоравливающей нашей девицей сидит на кресле другая девушка и читает ей книжку. Обстановка мещанская, с кошкой, с вязаными салфеточками и пр. Я имел в виду писать обе фигуры с одной Верочки…».

Впрочем, «Совет» (Московского Художественного Общества – ред.) нашел мой сюжет слишком простым, не требующим никаких материальных затрат, и поэтому в стипендии мне отказал. Это был для меня удар. Я обратился в Совет Преподавателей, который был возмущен отказом мне в стипендии и они нашли возможность дать мне уже из других сумм, но не 125 руб., а только 75 руб.».

«Ввиду полученного мною со стороны Совета Моск Худож Общ. такого афронта, мое самолюбие было сильно задето. Главной моей целью было доказать, что и простой, несложный сюжет можно исполнить лучше, чем сложный исторический и этим показать заблуждение Совета М.Х. Общества и оправдать взгляд преподавателей-художников».

В своем дневнике Иван Горохов писал далее:

«Экзамен по живописи и рисованию (оценка) обычно начинался часов с 10 утра и продолжался до 2-4 ч. приблизительно. Но нам, учащимся, в особенности конкурсантам-выпускникам, казалось это время неимоверно продолжительным. Но вот выходит надзиратель Александр Захарыч. Конкуренты, оттесняя всех и не давая ему уйти, упрашивают его сказать нам, кто получит медаль, что говорят, скоро ли кончится и т.д. И А.З. на ходу, стараясь высвободиться от нас, тыкая пальцем на меня, другого, третьего и четвертого говорит: «Вы получили, Вы, Вы, Вы». Сердце забилось, но нужно видеть – убедиться самому. Проходит еще минут 15-20 и преподаватели, наконец, выходят. Экзамен кончился. Мы, как обалделые, бросились, толкая друг друга, в актовый зал. Каждый из нас, конкурентов, прежде всего, устремлял взгляд на свою картину и, о, радость! Я увидел на своей картине надпись мелом «Большая серебряная медаль».

Придя немного в себя и осмотревшись, я заметил, что надписи мелом «Больш. серебр. Медаль» были только на 4-х картинах. На двух было написано «окончить», а на остальных – никакой надписи. То есть, удостоены Большой Серебряной Медали были я, Нестеров, Степанов и Рыбаков. Написано «окончить» Васильеву и М. Михайлову. Остальные не удостоились получить медалей (апрель 10,1886 г. – ред.) Теперь мне остается только получить самый диплом и самые медали, но это обычно выдается через несколько месяцев на Акте, при торжественной обстановке…».

Такова история написания одного из первых шедевров художника Ивана Горохова «У постели выздоравливающей», которая теперь хранится в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова. И сейчас ее можно увидеть в экспозиции музея, посвященной русскому искусству.

В составе этой экспозиции есть работы таких известных русских живописцев, как: Маковский, Боровиковский, Левитан, Куинджи, Айвазовский, Репин, Коровин, Ярошенко, Перов, Кончаловский, Рерих.

В свое время, в 1947 и 1949 годах, эти работы наряду другими картинами, графическими работами, скульптурами русских художников XVIII-начала ХХ веков были переданы Художественному музею им. Ц.С. Сампилова в дар Русским музеем (г. Санкт-Петербург).

В рамках торжественных мероприятий празднования 75-летия Художественного музея им. Ц.С. Сампилова 4 октября 2019 года будет открыта расширенная выставка русского искусства XVIII – начала ХХ веков.

20.11.2019 Автор: Баярма Раднаева, Дарья Гомбоева

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Куда пойти

Последние комментарии