Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ КАК ШАГ К ВОЗРОЖДЕНИЮ…

КОЛЫБЕЛЬНАЯ КАК ШАГ К ВОЗРОЖДЕНИЮ…

Республиканский центр народного творчества представил уникальный сборник колыбельных песен «Бүүбэй, бүүбэй, бүүбэйхэн» (Баю, баю, баюшки), на бурятском языке с СD-диском.

О том, как родилась эта идея, и насколько она важна, нам поведала одна из участниц проекта Баирма Цыденова.

- Баирма Цыдыповна, расскажите, как создавался этот сборник? И кто именно участвовал в его создании?

- Так получилось, что этот сборник, скажем так – зрел как проект почти 13 лет, и вышел в свет благодаря поддержке и пониманию директора РЦНТ Жаргалмы Анзановны Архинчеевой. В центре есть все возможности для воплощения таких проектов. Мы проделали большую командную работу. Я являюсь составителем сборника, редактором нотного текста и основным консультантом выступила Светлана Самбуева. Аранжировку мелодий и запись песен осуществил Хэшэкто Бодиев.

Идею же сборника еще в 2005-м году предложил Бато Дугаржапович Баяртуев, в свое время он был моим преподавателем в университете, затем я работала под его руководством во Всебурятской ассоциации развития культуры. Причем, по задумке Бато Дугаржаповича сборник должен был стать реальным шагом, или одним из реальных шагов к возрождению языковой среды, языковой культуры бурят.

- И этим шагом должны были стать колыбельные песни?

- А с чего начинается наша сознательная жизнь, если хорошо подумать? С колыбельных песен и начинается. Следовательно, родная речь бурят начинается с колыбельных песен на бурятском языке. Кстати, поводом для создания сборника послужили конкретные данные. К 2005-му году, например, уже два поколения бурят выросли на «Спят усталые игрушки…». Мы провели творческий эксперимент, просили молодых мам и женщин  среднего возраста исполнить знакомую и привычную колыбельную песню. Почти все исполняли либо «Спят усталые игрушки…», либо «баю-баюшки-баю…». В общем, когда мы решили собрать сборник бурятских колыбельных песен, таковых попросту не оказалось. Тогда мы объявили конкурс, привлекли поэтов, композиторов, знатоков народного фольклора, четко прописали условия, для того, чтобы участники понимали, чего от них ждут…

- И чего от них ждали? 

- Колыбельная – это не просто песня. Одни колыбельные поют младенцам, другие – малышам двух, трех, пяти лет. Участники конкурса должны были понять, что колыбельная – это первый культурный стереотип ребенка, или первая базовая ценность, заложенная в подсознание. Конкурс мы объявили в 2005-м году, появились первые колыбельные песни, но все замерло, когда  не стало Бато Дугаржаповича. С тех пор прошло много лет, и все это время я не теряла надежды издать сборник, воплотить идею в жизнь. Удалось это сделать только в прошлом году, когда я пришла работать в РЦНТ и получила одобрение от директора центра Жаргалмы Анзановны Архинчеевой.                         

- Как вы думаете, Бато Дугаржаповичу в итоге удалось воплотить задуманное?

- Думаю – да. Другое дело, что задумка-то удалась,  а что дальше? Мы проделали огромную работу, составили универсальный сборник, который включает себя тексты песен, ноты, диск с песнями и минусовками, подобрали исполнителей под каждую песню, сделали современную аранжировку мелодий.

Изначально в сборнике не предполагалось наличия диска с песнями и минусовками. Но потом мы решили, что в нынешней ситуации он просто необходим. Быть может, кто-то начнет его включать своим детям на ночь, а кому-то он пригодится как практическое пособие, например, педагогу, или артисту. Для нас теперь важно, чтобы эти песни услышали, и приняли.          

- В чем уникальность бурятских колыбельных песен на этом диске?

- На диске записано десять колыбельных, и звучат они буквально во всех диапазонах бурятского песенного искусства. Есть песни в исполнении звезд, например, таких как Галина Шойдагбаева и Бадма-Ханда Аюшева, есть народные песни, в исполнении маленькой девочки (она поет колыбельную кукле) мамы, бабушки, даже папы, ведь отец тоже должен участвовать в воспитании. Есть так же колыбельные  шэнэхэнских бурят и одна монгольская песня, чтобы дети имели представление о богатом многообразии родной речи.    

Вообще, любая народная песня является основой народной педагогики. Вы наверняка видели бабушек, которые что-то тихо поют своим маленьким внукам и внучкам. И в какой-то момент дети начинают им подпевать, причем подсознательно, так в их умах оживает генетическая память. В этом и заключается уникальность любой колыбельной песни.

- Сборник, пусть и спустя столько лет, наконец-то вышел в свет. Что дальше?

- Около пятисот экземпляров будут распределены по библиотекам республики. Сейчас мы готовимся к презентации сборника, она пройдет 7 февраля в конференц-зале РЦНТ. В рамках этой встречи будет представлен еще один  масштабный проект Республиканского центра народного творчества – сборник «Вселенная бурята: обряды младенческого периода», работа, в которой отражены уникальные обряды практически всех этнических групп  бурят. Таким образом, мы планируем выпустить целую серию творческих проектов РЦНТ, посвященных культуре и обычаям народов нашей республики.

25.01.2018 Автор: Вениамин Бату

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии