Экспозиционные комплексы Этнографического музея народов Забайкалья

Единственный в Республике Бурятия музей под открытым небом паркового типа
Купить билеты

На сегодняшний день в музее функционируют 6 экспозиционных комплексов, где представлена традиционная культура и быт народов, издавна населяющих Забайкалье (эвенков, сойотов, забайкальских и предбайкальских бурят, русских старожилов, казаков, старообрядцев), а также археологический комплекс, где экспонируются уникальные археологические памятники  (жилище хунну, шатровые и плиточные могилы, курганные захоронения – херексуры и др.), и городской комплекс  «Старый Верхнеудинск», в котором сосредоточены недвижимые памятники г. Улан-Удэ XIX – начала XX вв. с восстановленным внутри типичным интерьером.

Каждый комплекс по-своему уникален и интересен. Единый ансамбль под открытым небом вкупе с природным ландшафтом создают подлинную и многообразную картину жизни и быта эвенков, сойотов, бурят и русских XIX – начала XX вв. Экспонаты показаны в подлинной среде их бытования и типичном окружении, хотя и перевезены сюда из разных мест.

Эвенкийский комплекс — это реконструированное характерное стойбище охотников, рыболовов и оленеводов XIX – начала XX века с учетом начавшегося социального расслоения, воссозданное по собранным сотрудниками музея материалам.В комплексе представлены традиционные жилища эвенков – чумы, крытые берестой, лиственничной корой, шкурами оленя, деревянные лабазы, хозяйственные навесы, а также традиционные предметы быта, охотничье снаряжение, орудия рыболовства и лесного собирательства эвенков Бурятии XIX – начала XX вв. Особое место в экспозиции отведено шаманскому комплексу, включающему в себя чум шамана с галереей идолов – помощников шамана.

Сойотский комплекс

Сойоты – малочисленный народ, компактно проживающий на территории Окинского района Бурятии. Предками сойотов были тюркоязычные племена, а родственными народами являются тувинцы-тоджинцы, цаатан, тофалары. Издревле сойоты занимались скотоводством и охотой, кочуя с оленями, яками, лошадьми по разным зонам горной местности. Сойотский комплекс  организован при содействии жителей Окинского района и сельских музеев, предоставивших экспонаты. В состав экспозиции входят жилища конической формы (урса), крытые лиственничной корой и  шкурами животных, хозяйственные навесы, культовые сооружения, а также отдельные бытовые предметы. Работа над созданием экспозиции сойотского комплекса продолжается.

Старообрядческий комплекс

Старообрядческий (семейский) комплекс Этнографического музея представляет собой типичную улицу односторонней застройки конца XIX в. Здесь представлены дома крестьян разного достатка: дом – «связь» зажиточного крестьянина, изба крестьянина-ремесленника, дом богатого старообрядца-торговца. В комплекс входит также культовый объект древлеправославной веры – часовня беспоповцев.

Усадьба зажиточного крестьянина состоит из трех основных частей: переднего двора, скотного двора и огорода. Во дворе расположен жилой дом, зимовье, дом для работников, хозяйственные постройки, где представлено множество предметов хозяйственного инвентаря, средства передвижения.

Дом – «связь» зажиточного крестьянина Зайцева был построен в Тарбагатайском районе Бурятии в конце XIX в. в традициях старинной русской архитектуры.

Дом богатого семейского крестьянина-торговца Борисова построен в с. Куйтун Тарбагатайского района Бурятии во второй половине XIX в. Это большой двухэтажный дом – «связь» с жилыми помещениями и балконом-террасой на втором этаже, торговой лавкой, большой кладовой и казенной комнатой.

Главным украшением богатой усадьбы являются въездные ворота из села Новая Брань Заиграевского района Бурятии, выполненные местными и пришлыми мастерами в 1906 г.

В усадьбе бедного крестьянина ремесленника Красикова на переднем дворе находится дом несложной планировки с сенями, чуланом и крытым крыльцом. Главной в интерьере избы была печь, расписанная узорами. Много места  в доме занимают предметы женского ремесла – ткацкие станки, чесалки, прялки.  Кроме дома в жилом дворе находится амбар, кузница и два станка.

Казачий комплекс

Русский старожильческий комплекс Этнографического музея представляет материальную и духовную культуру самой многочисленной этнической группы населения Сибири – русских старожилов, а именно забайкальского казачества и пашенных крестьян.

Войсковая администрация стремилась упорядочивать строительство: планировка усадеб в казачьих селениях была прямоугольной, а застройка – линейной, двухпорядковой.  В комплекс входит усадьба станичного атамана, этапный пункт и дом пашенного крестьянина. Все дома и хозяйственные постройки являются подлинниками (перевезены в музей из разных мест Забайкалья) и представляют собой образцы народного зодчества.

Усадьба станичного атамана включает хозяйственные постройки, которые являются типичными образцами русской строительной традиции: на переднем открытом дворе по периметру расположены жилой дом, амбары, завозня, навес. В интерьере дома соседствуют элементы традиционного крестьянского и нового городского быта. В спальной комнате стояли кровати, сундуки для хранения одежды, крытые шерстяными коврами.

Постройки перевезены из с. Халзаново Прибайкальского района Бурятии и являются памятниками XIX в.

Усадьба пашенного крестьянина состоит из дома типичной великорусской постройки, вывезенного из с. Батурино Прибайкальского района Бурятии, двухкамерного амбара, сарая и завозни. Дом представляет собой небольшое зимовье с одной жилой комнатой и холодными сенями. Большую часть дома занимает глинобитная печь.

Городской комплекс

Верхнеудинск –  столица  Бурятии  до 1934 г.(ныне г. Улан-Удэ), возникший в 1666 г. на слиянии рек Уды и Селенги как острог, быстро разросся и в 1689 году получил статус города. Импульс развитию города придала Верхнеудинская ярмарка, а в конце XIX – начале  XX вв. – Транссибирская железнодорожная магистраль.

Улицу городского комплекса образуют несколько зданий, построенных в начале ХХ в. Типичной постройкой этого времени в  г. Верхнеудинск являлся Доходный дом коридорного типа, что позволяло владельцу сдавать внаем отдельные части дома и комнаты.

Памятником архитектуры дореволюционного Забайкалья является дом Танских. Семья Танских  проживала в этом доме с 1913 до конца 1970-х годов. В комнатах восстановлен интерьер городского дома начала ХХ в., представлена богатая экспозиция предметов, отражающих увлечения хозяина дома и профессиональную деятельность.

Двухэтажный особняк с мезонином, разделенный на две части парадным крыльцом с навесом, опирающимся на точеные колонны, замыкает городскую улицу.

Бурятский предбайкальский комплекс

Бурятский комплекс состоит из предбайкальского и забайкальского секторов.Экспозиции Бурятского предбайкальского комплекса включают в себя зимнюю усадьбу богатого бурята, состоящую из жилой избы, двухкамерного амбара, четырехстенной деревянной юрты, навеса, летней кухни, завозни, а также зимнюю усадьбу бедного бурята (зимний дом, амбар, четырехстенная юрта и загоны для скота). Кроме того, в этом секторе представлены традиционные типы деревянных юрт.

В экспозицию Бурятского забайкальского комплекса входит войлочная юрта, зимний дом, амбары, хозяйственный навес. Также здесь представлено культовое здание – дуган «деважин» из Тамчинского дацана, в настоящее время оборудованный в качестве выставочного зала. В настоящее время здесь размещена выставка из истории культового зодчества бурят (фотографии, чертежи, схемы некоторых дацанов).

Археолгический комплекс

Знакомство с Этнографическим музеем народов Забайкалья начинается с археологического комплекса, где  собраны  памятники глубокой древности  этнической Бурятии. Археологические памятники дают представление об умениях, верованиях, искусстве, строительных сооружениях и укладе быта древних жителей края.

В экспозиции представлены древние культуры:  плиточных могил (VIII – II в.в. до н.э.), керексуры (херексуры)  (конец II – начало I тысячелетия до н.э.), петроглифы (I тысячелетие до н.э.), захоронения и жилища хунну (II в. до н.э. – I  в. н.э.), оленный камень (I тысячелетие до н.э.).

Жилища хунну, оригиналы которых перевезены с Иволгинского гуннского городища Бурятии, установлены в закрытом археологическом павильоне.

В музее пользуется огромной популярностью «Уголок живой природы», открытый в 1976 году.

Справки по тел. +7 (3012) 33-25-10; 44-33-10

 

Другие мероприятия