Опера «Царская невеста»

Спектакль Владимира Рылова по опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» (semi-stage)
Купить билеты
5 апреля
17:00

Композитор Николай Римский-Корсаков
Либретто Ильи Тюменева по одноименной драме Льва Мея

Мировая премьера: 22 октября 1899 года, театр Московского товарищества частной русской оперы
Премьера постановки: 18 марта 2022 года
Продолжительность спектакля: 2 часа 20 минут
Спектакль идёт с одним антрактом
Спектакль 15 марта 2023 года мы посвящаем первому бурятскому профессиональному тенору, заслуженному артисту РСФСР Абиде Арсаланову (1918-2002). В этот день исполняется 105 лет со дня его рождения.
Описание
«Царская невеста» — девятая опера Н.А. Римского-Корсакова по одноименной драме русского поэта, переводчика и драматурга Л. А. Мея (1822—1862). Еще в 1868 году, по совету М.А. Балакирева, Римский-Корсаков обратил внимание на эту пьесу. Однако к созданию оперы на ее сюжет композитор приступил лишь тридцать лет спустя. Сочинение «Царской невесты» было начато в феврале 1898 года и закончено в течение десяти месяцев. Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С.И. Мамонтова.

Драма Л. Мея «Царская невеста» была написана в 1849 году. Ее действие происходит в эпоху Ивана Грозного, в период жестокой борьбы царской опричнины с боярством, сопровождавшейся многочисленными проявлениями деспотизма и произвола. Драма не претендует на историческую достоверность, однако в ней ярко обрисованы напряженные ситуации той эпохи, представители различных слоев населения, жизнь и быт московской Руси.

В основу драмы положен малоизвестный исторический эпизод третьей женитьбы Ивана Грозного. Вот как описывает его Н.М. Карамзин в своей «Истории Государства Российского»: «Скучая вдовством, хотя и не целомудренным, Иван Грозный уже давно искал себе третьей супруги… Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных, и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12… долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец, предпочел всем Марфу Васильеву Собакину, дочь купца новгородского. Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейного благополучия. 

Злобный клеветник, доктор Елисей Бомелий, предложил царю истреблять лиходеев ядом и составлял, как уверяют,губительное зелье с таким адским искусством, что отравляемый издыхал в назначенную тираном минуту. Так Иоанн казнил одного из своих любимцев Григория Грязно́го, князя Ивана Гвоздева-Ростовского и многих других, признанныхучастниками отравления царской невесты. Между тем царь женился (28 октября 1572 гoдa) на больной Марфе, надеясь, по eгo собственным словам, спасти ее сим действием любви и доверенности к милости Божией; через шесть дней женил и сына на 
Евдокии Сабуровой, но свадебные пиры закончились похоронами: Марфа 13 ноября скончалась, быв или действительно жертвою человеческой злобы, или только несчастною виновницею казни безвинных».

В опере Римского-Корсакова сюжет Мея не претерпел существенных изменений. В либретто, написанное И. Ф. Тюменевым (1855—1927), вошли многие стихи драмы.

На сцене Бурятского театра оперы и балета «Царская невеста» ставилась в 1948, 1953 и 1971 годах.
Владимир Рылов о «Царской невесте»
«Опера эта здесь не шла очень давно, — рассказывает художественный руководитель театра Владимир Алексеевич Рылов. — Нынешние исполнители встречаются с этим сочинением впервые. Автора оперы «Царская невеста», Николая Андреевича Римского-Корсакова, я почитаю одним из величайших музыкальных изобретателей, наряду, конечно, с Чайковским, и со всеми мировыми гениями той эпохи. Думаю, что возможность прикоснуться к этой музыке для любого музыканта и для любого слушателя, которому небезразлично музыкальное искусство — это счастье, радость, удача и праздник для души.Драматург Лев Александрович Мей — это великий знаток человеческих душ. Живя в XIX-м веке, он настолько проник в психологию людей века XVI-го, что мы, нынешние, ни минуты не сомневаемся в том, что находимся рядом с его персонажами.
Думаю, что мне и моим певцам удалось идентифицировать себя с этими людьми, с их временем, удалось понять и почувствовать, что люди XVI-го века удивительно похожи на нас, что человек не меняется, что он так же любит, так же страдает от неразделенной любви, так же счастлив в любви взаимной, так же подвержен страшным пароксизмам ревности, презрения, 
ненависти, которые приводят его к смертному греху: убийству. Приводят к самоуничтожению и разрушению собственной души. Именно эти проблемы хочется в первую очередь предложить для рассмотрения нашей публике.
Наша постановка посвящена и очень серьезной проблеме власти — власти подавляющей, тоталитарной, и здесь возникают прямые ассоциации с веком XX-м. Многие наши зрители знают о событиях XX-го века только по книгам, фильмам или рассказам. Я же в большой степени сам участник и очевидец этих событий, и тот исторический фон, на котором разворачивается драма 
наших персонажей, напоминает об этом времени».

Левиафан Дины Орловой
«Идеи нашей постановки не расходятся с идеями классической «Царской невесты‎», — продолжает режиссер Дина Орлова. — Мы говорим о государстве, о чудовищном Левиафане. В свое время английский философ Томас Гоббс вывел формулу: чтобы избежать войны всех против всех, люди отдают государству часть своих прав и полномочий, чтобы взамен государство защищало и оберегало людей. За эту защиту и для того, чтобы предотвратить войну всех против всех, людям часто требовалось идти на очень серьезные жертвы. Ценой такой жертвы с легкостью могла стать человеческая жизнь (или даже тысячи человеческих жизней). В частности — жизнь и судьба женщины, рассматривавшейся как объект насилия или торга…
У Римского-Корсакова события происходят во времена Ивана Грозного. Мы уходим в определенную условность и одеваем наших персонажей в костюмы первой половины XX-го века. Тогда женщины формально уже обрели свои права. И в то же время мы знаем, сколь трагичны были судьбы многих из них.
Мы говорим об этом для того, чтобы подобных трагедий в нашей истории не было бы впредь».

Художественно-постановочная группа
Дирижёр-постановщик — Владимир Рылов
Режиссёр-постановщик — Дина Орлова
Художник-постановщик — Алексей Амбаев
Художник по костюмам — Татьяна Тышкенова
Художники по свету — Владимир Цыбиктаров, Алексей Амбаев
Художник мультимедиа — Егор Бельских
Хормейстеры — Валерий Волчанецкий, Евгения Сулейманова, Майдар Дамбаев
Балетмейстер — Михаил Овчаров
Концертмейстеры: Дарима Линховоин, Саян Манжигеев, Елена Березовская, Александра Васильева

Другие мероприятия