Музыкальный руководитель и дирижер — Владимир Рылов
Художник-постановщик — Алексей Амбаев
Художник по костюмам — Татьяна Тышкенова
Хормейстер-постановщик – Валерий Волчанецкий
Консультант по пластике – Александр Курбатов
Ответственный концертмейстер — Виктория Винс
Продолжительность спектакля: 2 часа 50 минут
Спектакль идёт с двумя антрактами
Описание
«Евгений Онегин» — это одно из самых известных и любимых произведений в мировом оперном репертуаре. В этом произведении гениальная музыка Петра Ильича Чайковского соединяется с «энциклопедией русской жизни», которую создал Александр Сергеевич Пушкин в своём романе в стихах. Опера глубоко погружает зрителя в мир чувств и переживаний, воспевая красоту пушкинской поэзии через музыкальные образы, что сделало её бессмертной.
Идея создать оперу на основе «Евгения Онегина» принадлежала певице Елизавете Лавровской. Она предложила Чайковскому взяться за этопроизведение, однако изначально композитор воспринял её предложение с большим сомнением. Он считал, что Пушкинский роман — это «святая книга», прикосновение к которой в формате оперы могло бы быть неуместным и рискованным. Тем не менее, эта идея не оставила Чайковского равнодушным. В конце концов, работа над оперой полностью его увлекла, и вскоре он уже не мог отказаться от этой задумки.
Когда в 1877 году Петр Ильич Чайковский приступил к написанию музыки для «Евгения Онегина», среди критиков и коллег находились скептики, которые сомневались, что пушкинский сюжет подойдёт для оперной постановки. Они считали, что внутренняя драматургия произведения слишком тонка для театральной сцены, а лирические моменты трудно будет передать в музыкальной форме. Но вопреки этим опасениям, Чайковский создал произведение, где музыка и поэзия Пушкина слились в единую, глубокую драму, которая затрагивает сердца слушателей уже многие поколения.
До сих пор опера «Евгений Онегин» вызывает отклик у зрителей и музыкантов по всему миру. Каждое поколение находит в ней свои смысловые и эмоциональные акценты, а великолепная музыка Чайковского продолжает звучать свежо и актуально, передавая вечные темы любви, разочарований и утраченных возможностей.
Новая постановка
Постановка оперы «Евгений Онегин» на сцене Бурятского театра оперы и балета представит собой глубоко эмоциональное и визуально захватывающее путешествие, наполненное контрастами и внутренними трансформациями героев.
Постановщик спектакля создаст сложную, но утончённую интерпретацию пушкинского текста и музыки Чайковского, уделяя внимание не только трагедии главных героев, но и их внутреннему миру, который раскрывается через уникальные сценические решения.
Спектакль начнётся с путешествия в мир Татьяны Лариной, юной, мечтательной девушки, чья жизнь наполнена романтическими иллюзиями и страстными переживаниями. Татьяна, восхищённая романами, которые она так любит читать, словно живёт на грани реальности и литературной фантазии. Визуальное оформление первой части оперы подчеркнёт эту грань — сцены и декорации напоминают страницы книг, которые оживают на глазах зрителей. Декорации будут оформлены как иллюстрации к романам, полные света, ярких цветов и поэтических образов, символизирующих чистоту и трепетные мечты Татьяны.
Каждая сцена первой части оперы будет наполнена лёгкостью, ожиданием счастья и нежными мелодиями Чайковского, создающими ощущение того, что мир, в котором живёт Татьяна, полон надежд и мечтаний о великой любви. Именно через её восприятие зритель увидит всё происходящее вокруг: светлый деревенский быт, искренние разговоры с сестрой Ольгой и её первая встреча с Онегиным, в котором она видит своего идеального героя из романов.
Однако иллюзии разрушатся после роковой дуэли между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским. Выстрел на дуэли становится символическим переломом не только в судьбах героев, но и в самой постановке. Жестокая реальность вторгнется в мир Татьяны, и её романтические грёзы столкнутся с трагической правдой жизни.
После дуэли спектакль зритель увидит происходящее через призму восприятия Евгения Онегина. Его внутренний мир — это пустыня, выжженная равнодушием и цинизмом. Декорации, которые когда-то были яркими и наполненными символами мечтаний Татьяны, станут мрачными, холодными и лишёнными всякой надежды. Пространство вокруг Онегина словно отразит его душевное опустошение, одиночество и горечь сожалений. Визуальные образы подчеркнут внутренний конфликт Онегина, который осознаёт, что когда-то «счастье было так возможно», но он сам его упустил.
Онегин станет заложником своих ошибок, и его мир превратится в метафорическую выжженную землю, на которой больше не может вырасти ничего живого.
Вся постановка будет проникнута уважением к классическому тексту Александра Сергеевича Пушкина и великой музыке Петра Ильича Чайковского. Постановочная группа с трепетом отнесётся к оригинальному произведению, передавая его дух и идею, но при этом создаст уникальный визуальный язык, который позволит зрителю ещё глубже погрузиться в трагедию Онегина и Татьяны.
Эта постановка станет подлинным украшением театрального сезона, предложив зрителям не только классическое прочтение известного произведения, но и новое эмоциональное переживание, акцентирующее внимание на внутреннем мире героев, их мечтах и ошибках, которые привели к неизбежной трагедии.
Опера «Евгений Онегин» на сцене Бурятского театра оперы и балета — это не просто история о любви и сожалениях, это глубокий философский спектакль, где каждый зритель может найти отражение своих собственных переживаний и эмоций.
«Евгений Онегин» в Бурятском театре оперы и балета
Опера «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского впервые была поставлена на сцене Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра в 1943 году, став важной вехой в истории освоения классического оперного наследия в Бурятии. Этот спектакль стал знаковым событием для республики, которая только начинала свой путь в развитии оперного искусства. Для молодых бурятских певцов, ещё не имевших достаточных навыков в исполнении сложных произведений, работа над этой оперой стала серьёзным испытанием и вызовом.
Постановочная команда — дирижёр Павел Берлинский и режиссёры Александр Миронский и Гомбо Цыдынжапов — решили использовать студийный метод, который предполагал долгие и кропотливые репетиции. Работу вели почти целый год, и освоение сложных интонационных и ритмических фраз для певцов, привыкших к пентатонической мелодике, занимало значительное время. Иногда разучивание одной фразы могло затянуться на несколько дней, а порой и недель. Также трудности вызывало пение под оркестровое сопровождение, что было новым для многих исполнителей. Одной из ключевых задач стало научить артистов естественному сценическому поведению, что требовало огромных усилий от постановщиков и труппы.
Однако упорный труд принёс свои плоды. Весной 1943 года состоялась премьера оперы «Евгений Онегин», где в главных партиях выступили молодые бурятские певцы: роль Татьяны исполнила Клавдия Гомбоева-Языкова, Ольги — Вера Лыгденова, Ленского — Абида Арсаланов, Гремина — Бадма Балдаков, Трике — Тимофей Карпов. Премьера стала настоящим триумфом, и после её успеха ни у кого не осталось сомнений в том, что Бурятия в скором времени получит свой полноценный оперный театр, способный профессионально ставить мировую оперную классику.
После этого значимого дебюта опера «Евгений Онегин» неоднократно возвращалась на сцену театра. Спектакль был возобновлён или заново поставлен в 1945, 1947, 1951, 1957, 1981, 2005, 2015 и 2021 годах, каждый раз подтверждая свою важную роль в репертуаре театра и демонстрируя высокий уровень исполнительского мастерства бурятских артистов.