Сохранить наследие

В Тарбагатайском районе отреставрируют старообрядческую усадьбу 19 века.
ТК. «Ариг Ус»
81

В селе Нижний Жирим Тарбагатайского района стоит старинный дом. Многие могут сказать, что в нем нет ничего примечательного: покосившиеся ворота, прохудившаяся крыша, закрытые ставнями окна. Но только старожилы знают, что это не простая изба, а старообрядческая усадьба, построенная аж в 19 веке.

Чиримская деревня

Старообрядческие семьи, ссылаемые в Забайкалье из Польши, Украины и Белоруссии во второй половине 18 века, получили название «семейские». Сплоченность внутри их общин не только помогала им выжить на новых землях с суровым климатом, но и сохранить культурные традиции допетровской Руси.

Власти распределяли старообрядцев в села, основанные в 17 веке первыми переселенцами. Село Жирим, которое позже сменило название на Нижний Жирим, считается в этом плане уникальным. Этот населенный пункт находится на юге Бурятии в долине реки Селенги в межгорной впадине. Историю его основания можно проследить по документам, найденным в архивах учеными Фирсом Болоневым и Михаилом Шмулевичем.

В «Росписи Тарбагатайской Зосимо-Саватиевской церкви прихожанами разных селений» за 1765 год деревня не значилась. Зато в Бурнашевской деревне среди тех, кто не причащался и не исповедался в никонианской Тарбагатайской Зосимо-Саватиевской церкви –  а это были все староверы, –  значились Русины, Калашниковы, Петровы и Шилины. Именно они стали первыми поселенцами.

В «Ведомости за 1795 год» в графе «Чиримской деревни» записано: «Поселение их наперво в разных селениях. Потом переведены на речку Чирим под названием Чиримской деревни. Из графы «которых годов поселены в Забайкалье» указан 1765 год. При этом село делилось на две части:  в одной были поселены старообрядцы, признающие священство, в другой – беспоповцы, беспоповщина. Подсчитать население до последнего человека так и не удалось - семейские считали официальные переписи «грехом» и, как могли, уклонялись от них.

То, что на месте Нижнего Жирима кочевали буряты, закрепилось в названии гор: Цэрэнка, Эрдэнэйка. Само название села вполне могло произойти от бурятского «жэрэм», что означает «седельная подпруга, обшитая тканью». По дороге из Тарбагатая перед хребтом Харабчин ослабляли «жэрэм», а спустившись, подтягивали. Семейские перенимали у бурят навыки специфических для Забайкалья ремесел и отраслей хозяйства: животноводство, охоту, орошение и удобрение лугов. Они брали у бурят землю и покосы в аренду, часть своего скота угоняли на летние бурятские пастбища и отдавали им на пастьбу. Семейские заводили себе друзей из бурят –  тала, нукеров. «Мыдыковали» (беседовали) с ними, решая разные хозяйственные вопросы.

Верховские «нижнежиримцы» поддерживали связи с бурятами-алтачейцами, низовские –  с бурятами-оронгойцами. «Подле семейских, –  писал этнограф П.А. Ровинский, –  сибиряки стали лучше обрабатывать землю, принялись за пашню буряты».

От отца к сыну

Семейским удалось сохранить свою культуру, работая сообща. Каждое домохозяйство обеспечивало производство всего необходимого для всех своих членов, вовлекая всех в совместный труд и жестко регламентируя образ жизни. Высокий крепкий забор, называемый заплотом, охранял двор с хозяйственными постройками. В старообрядческих деревнях традиционный уклад сохранялся почти до 1980-х годов, причем староверы соблюдали вероисповедание и нормы поведения допетровского времени.

Свои дома они строили, соблюдая традиции древнерусского деревянного зодчества, без фундамента. Даже постройки 1970-х годов следовали им. В некоторых старинных домах в 70 –  80-х годах жители сделали посильный ремонт, изменения коснулись только печей и крыш.

– Современные жители села, за редким исключением, не видят ценности деревянного зодчества и не понимают важности его сохранения для своих потомков. Сейчас они не имеют достаточных средств для ремонта, но есть опасения, что при финансовой стабильности они выберут современные материалы и технологии. Так, в соседнем селе Тарбагатай уже многие старинные дома обшиты сайдингом, окна заменены на стеклопакеты, – пишет в пояснительной записке к проекту «Архитектурная реставрация старообрядческой усадьбы 18 века» на сайте Фонда президентских грантов Сергей Петров.

Именно он, как руководитель Общества культуры семейских Бурятии, решил всеми силами сохранить традиционный быт и культуру старообрядцев в Нижнем Жириме, планируя превратить дом своего деда Якова Милентьевича Петрова в усадьбу-музей. Проект стал одним из победителей конкурса президентских грантов, по нему в процессе обновления построек и утвари мастера расскажут и покажут, как современные технологии могут помочь продлить жизнь вековым домам староверов.

Усадьбу построил прадед Якова Родион Феоктистович в 1885 году, когда его сыну Милентию было 6 лет. Теперь это единственный в селе дом типа изба-связь. В нем сохранилась глинобитная печь конца 19 века, а также дворовые постройки, амбары, зимовье, баня, колодец и предметы утвари.

– Можно сказать, что в этом доме прожило пять поколений. В нем все аутентичное, в хорошем состоянии, но надо отреставрировать. Уникальность в том, что это не перевезенный дом, как многие другие, а исконно построенный на этой земле, в Нижнем Жириме, –  отмечает Сергей Петров.

Дом стоит закрытым с 1998 года, с тех пор как умер Яков Петров. По рассказу внука, его дед очень любил лошадей, поэтому всю свою жизнь проработал конюхом. Кроме того, Яков Милентьевич показал себя  как хороший пулеметчик, поэтому прошел три войны – КВЖД, Халхин-гол и Великую Отечественную – и имел множество наград.

– Это уникальный случай –  после Великой Отечественной войны на него пришли две похоронки, но он вернулся домой живым. Он был инвалидом второй группы – в военных действиях   прострелили руку, в шее были два осколка. Но, тем не менее, он прожил 93 года.

Привлечь внимание общественности

До недавнего времени усадьба использовалась  как молельный дом, но теперь организаторы решили отреставрировать его. Этот проект позволит обновить постройки и сделать дом первым в Бурятии музеем, где можно будет вживую увидеть, как в Сибири жили старообрядцы. Размер гранта на эти цели составит более 2,9 млн рублей.

В процессе реставрации мастера-умельцы, в том числе жители Нижнего Жирима, будут устраивать мастер-классы, записывать видео о том, как можно «вернуть к жизни» утварь, обновить деревянные постройки, не изменив их исторический облик.

–  Для семейских деревень это сейчас очень важно, так как существует большая проблема: многие дома обветшали  и люди при ремонте обшивают их металлопрофилем, –  рассказывает Сергей.  –  Проект позволит нам привлечь внимание общественности к проблеме сохранения наследия  семейской культуры.

Организаторы ставят цель воплотить свою идею в жизнь до 1 июня 2021 года. В проекте участвуют также эксперты Восточно-Сибирского государственного института культуры, поддержку оказывает комитет государственной охраны объектов культурного наследия. Одна из задач совместной работы  –  распространить наработанный опыт архитектурной реставрации построек старообрядческой усадьбы для всех желающих.

–  К тому же в Бурятии, как оказалось, если и есть усадьбы-музеи, то они все перевезенные. Дом Петрова станет первым музеем без отрыва от земли, на которой он был построен, его смогут посещать туристы, – поясняет автор идеи.

Марина Эрмиль

В статье использованы данные сайта «Энциклопедия Староверов»

Фото: Сергей Петров, сообщество «Тарбагатай-инфо. 24/7», Жирим-Инфо 

Мелентий Родиновоич Петров
Яков Милентьевич Петров

Читайте также