Впервые в жизни прикасаюсь к бивню мамонта, благородному дорогому материалу неповторимой цветовой гаммы. Он пролежал в вечной мерзлоте несколько тысячелетий. Плотный, на ощупь совсем не холодный: хранит особую ауру, мощную энергию и историю прошлых поколений. Пройдет время, и мастер-умелец из Загустайской долины вернет куску этого ценного органического материала вторую жизнь.
Мастер из Тохоя
Я в мастерской потомка тохойских дарханов. Мастер как раз закончил работу над очередным шедевром из бивня мамонта. Работа у него действительно филигранная, требующая природного дара, огромного мастерства, колоссального опыта, недюжинного терпения и необыкновенного упорства. Всеми этими качествами, вкупе с базовым академическим образованием, необходимыми для истинного профессионала-костореза, обладает заслуженный художник Республики Бурятия Бато-Мунко Чимитов.
Маэстро встретил меня крепким рукопожатием и взглядом, излучающим тепло и свет.
- Вчера я завершил работу «Богиня Янжима», съездил в дацан на Верхней Берёзовке, где Буда-лама ее освятил, – сообщил мастер. – Буда-лама сказал, что внизу, на дне изделия надо изобразить знак Ваджра (Очир), и тогда будет законченное творение.
Ну, а дальше разговор заходит о корнях Мунко Чимитова.
- Родился я в Тохое, – мысленно возвращается в детство герой этого повествования. – Мой дед по материнской линии был «белым» дарханом (работал, в основном, по дереву), а предки по отцовской линии были «черными» дарханами-кузнецами (ковали изделия из железа).
Скорее всего, к тохойскому мальчугану Бато-Мунко по наследству передалась тяга к рисованию. В школе он был редактором стенгазеты, часто рисовал портреты пролетарских вождей и, конечно же, Ленина, а однажды на небольшом полотне обоев акварелью нарисовал чемпионов мира – всю сборную команду Бразилии по футболу. Другим увлечением в школьные годы был спорт: вместе со сверстниками он играл в футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, настольный теннис.
После школы Бато-Мунко решил-таки из деревни, минуя Улан-Удэ, прямиком махнуть в Подмосковье и поступить в известное на весь мир Абрамцевское художественно-промышленное училище имени В.М. Васнецова. Поступил с первого захода. Когда наступило время определиться, чем именно он будет заниматься – камнем, деревом или костью – решил съездить в Москву в Государственный музей искусства народов Востока.
На практику – в Холмогоры
В легендарных Холмогорах его настолько впечатлили работы мастеров резьбы по кости из Индии, Японии, Китая и Кореи, что парень сделал поистине судьбоносный выбор – будет заниматься резьбой по кости. Студент престижного училища при первой возможности выбирался в этот музей, где часами изучал шедевры косторезного искусства. Конечно же, талантливый юноша многое почерпнул для себя на практиках – в Архангельской области, где в легендарных Холмогорах изучал косторезное искусство в стиле «ажур» и на фабрике художественных косторезных изделий в Тобольске. В студенческие годы Бато-Мунко времени зря не терял и помимо учебы занимался самбо сначала под опекой основоположника самбо в Хотьково Евгения Карасёва, а затем – под руководством заслуженного тренера России Альберта Астахова. Совсем немного времени не хватило Чимитову для получения заветного серебряного мастерского значка. Забегая вперед, скажем, что вернувшись в Бурятию, он некоторое время на стадионе имени 25-летия республики тренировал мальчишек. Среди его учеников – ныне известный наставник Александр Леликов.
По окончании Абрамцевского училища камнерез мог остаться в Москве, было желание «рвануть в Холмогоры». Но дома его очень ждала мама, инвалид первой группы. К тому же сестры и братья были маленькие, и надо было помогать маме по хозяйству. Потому и приехал в Улан-Удэ. Устроился на опытный завод художественных изделий и сувениров. Организовал там цех резчиков по кости. Затем трудился главным художником предприятия. В 1978 году, после того, как получил жильё, женился. Свадьбу, широкую, раздольную, справили в родном Тохое, откуда родом и супруга художника – Лариса Кимовна Абушеева. С будущей женой познакомился еще в школьные годы.
- До сих пор идем по жизни вместе, и 50 % моих заслуг в творчестве принадлежит жене, – признался художник. – Сколько она меня поддерживала!
Особенно важна была ее поддержка после того, как в 91-ом Бато-Мунко Чимитов окончательно ушел на постоянную творческую работу.
Гран-при в Якутске
Особая тема для разговора – основной материал, из которого изготавливаются уникальные изделия, то есть бивни мамонта. Их он начал собирать через знакомых еще со времен работы на «сувенирке». Мало найти бивни и кости, их надо правильно хранить: при неправильном хранении возникают трещины.
В 2018 году Бато-Мунко Балтуевич стал лауреатом госпремии РБ. В октябре прошлого года он впервые принял участие в седьмом Всероссийском фестивале косторезного искусства народов России, который проходил в Якутске, и, представив на суд жюри шесть работ, в том числе скульптуру Чингисхана и икону с изображением Хамбо-ламы – Даши-Доржо Итигэлова, выиграл Гран-при. А затем – снова победа: в Магадане получил диплом первой степени на втором международном фестивале «Косторезное искусство народов мира». А недавно получил благодарность Министерства культуры РФ за подписью министра Ольги Любимовой.
Прикасаюсь к одной из значимых работ мастера – объёмной скульптуре Чингисхана.
- Вот из качественного куска бивня мамонта, который держал до лучших времен, решил вырезать фигуру Чингисхана, – поясняет Бато-Мунко. – Диаметр бивня был большой. Долго думал, как его изобразить. Решил изобразить сидящим на троне (хан есть хан) и в соболиной шапке. Подставка выполнена из австралийского дерева лайсвуд.
Много о чем мы говорили с уникальным мастером резьбы по кости. Он поведал о том, что в одном из микрорайонов города своими руками построил дом «три в одном» и тем самым решил проблемы с мастерской, дачей и гаражом. С болью в душе говорил, что сегодня бивни мамонта «вагонами уходят в Китай». Рассказывал, о том, как был полностью погружен в творческий процесс, работая над иконой Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова: «одним этим жил, даже ночами не спал». Поведал, что все трудности преодолимы, «когда рядом верная спутница жизни». Говорил, как нелегко приобрести дорогое сырье и как трудно сбыть изделия.
Держа в руках его необыкновенные творения из кости мамонта, поймал себя на мысли: было бы хорошо, если бы спонсоры и состоятельные земляки оказывали поддержку таким мастерам, как Бато-Мунко Чимитов. Ведь они, как и спортсмены, участвуя в конкурсах, прославляют нашу страну и республику, сохраняют нашу национальную культуру и народные традиции, идущие из глубины веков. Сохраняет и приумножает народную культуру, радуя своим творчеством людей, Бато-Мунко Чимитов, который прошел тернистый путь от первых проб до шедевров.
Его творчество, наполненное национальным колоритом, подтверждает, что искусство требует настоящего профессионализма. Иначе кость, будь то клык моржа или бивень мамонта, кость КРС останется всего лишь обычной костью, и шедевра из него не получится. Этот сильный духом и на редкость целеустремленный человек идет своим путем, созидает, творит и радует нас жизнеутверждающим творчеством. Несмотря ни на что.