Если попросить жителя Бурятии назвать то, что он любит больше всего в своей республике, то скорее всего он назовет три вещи: театр "Байкал", озеро Байкал и буузы. И это неудивительно, потому что все бурятские зрители просто обожают театр песни и танца "Байкал", все премьеры проходят с полным аншлагом. В этом интервью мы говорим c главным балетмейстером и автором балетных постановок театра - Ириной Баторовой.
- В одном интервью вы сказали, что, став танцовщицей, вы осуществили мечту своей мамы. Мне кажется, что это редкость, когда совпадают мечты родителей и детей, особенно в выборе профессии. Почему вы с мамой выбрали именно это направление? Может ваш талант уже был виден с раннего детства?
- Когда мне было примерно 5 или 6 лет, мы жили на цокольном этаже пятиэтажного дома. Летом я любила открывать настежь окна: они были низкими, почти вровень с землей, и, очень для меня удобными. Я вставала на подоконник и начинала зычно созывать соседских бабушек и дедушек, которые сидели на лавочке во дворе. И танцевала для них номера, придуманные под песни из фильмов "Электроник" и "Красная шапочка". Потом они рассказывали моей маме, что увидели целый концерт в моем исполнении. Маме, конечно, были приятны эти отзывы. Наверное, это и было толчком для моего будущего и её решения отдать меня в хореографическое училище. Мама мне часто рассказывала о том, как она в детстве любила танцевать индийские танцы и просила, чтобы я тоже танцевала под индийские песни. В те годы все были влюблены в красивую, поющую и танцующую Индию.
- Сегодня вы уже известный балетмейстер и солистка любимого всеми театра песни и танца "Байкал". Известно, что во многих ваших проектах артисты танцуют этно-балет. Что такое бурятский этно-балет? Требует ли он соответствующих знаний и умений?
- Этно — это этника, народ. Для меня — это смешение классики и народного танца. Это очень интересный процесс, главное найти в этом миксе нужную консистенцию, не переборщить с тем или иным. Знание требуется во всем и везде. Здесь можно ошибиться, даже если ты профессионально владеешь мастерством танца. Поэтому, чтобы соблюсти четкий рисунок танца, нужно очень тонко чувствовать задачу поставленного.
- Чем тогда этно-балет отличается от традиционного национального танца? Можно ли сказать, что именно театр "Байкал" является основоположником этого стиля?
- Традиционный народный танец — это исполнение той или иной "народности" с чувством и сохранением традиций, с "запахом" эпохи и колоритности. Костюмы, музыка, исполнение полностью отличаются. Сказать, что театр Байкал стал основоположником этого стиля, я не могу. Смешение разных стилей делали и до нас, но именно с бурят-монгольской культурой, конечно, да. Театр "Байкал" был первым испытателем и искателем в проекте «Show of dance». Мы реализовали и испытывали себя как постановщиков в совершенно новом для нас.
- Какие тренды вы используете в хореографии? Над чем сейчас работаете?
- Тренды? Даже не знаю, как ответить на этот вопрос. Танец, во- первых, это выражение чувств и эмоций. Через музыку, через чувства, через хореографию, артист рассказывает зрителю смысл своего танца. Если сам артист не понимает, что он чувствует, он не сможет это донести до зрителя. Конечно, в хореографии, как и в мире моды, тоже есть свои тренды, предпочтения, увлечения, которые меняются и совершенствуются каждый год. Мы следим за этим. На мой взгляд, нужно стараться опережать время и события, но не забывать о корнях и истории своего народа. Ведь история — это ключ ко всему будущему. Все новое, как говорится, это хорошо забытое старое.
- Где вы берете вдохновение для таких масштабных проектов, как "Блеск Азии", "Угайм Сулдэ" и других? Как подбираете музыку, костюмы, исполнителей? И какой посыл несут для общества эти спектакли?
- Вдохновителями и основоположниками этих масштабных проектов являются талантливые люди: директор и Заслуженный деятель Российской Федерации - мой учитель и наставник Бадлуев Дандар Жапович и художественный руководитель, Народный артист Республики Бурятия Жалсанов Жаргал Жалсанович. В большинстве, этот вопрос относится к ним (смеется). Для каждого артиста, я считаю, новая роль, новый проект, новый взгляд или хореография дает возможность реализовать себя, толкает на самосовершенствование, пересмотреть свой внутренний мир, покопаться в литературе, пересмотреть видеоматериал и многое другое. А исторические спектакли для меня — это целый клад, где можно прикоснуться к прошлому, увидеть его. Но, самое главное — это показать зрителю, позволить и ему окунуться в этот клад с головой, проникнуться старинными песнопениями, мелизмами (украшения звука, прим. авт.), костюмами. Ведь это так интересно и трогает до глубины души. Еще раз скажу, нельзя забывать о корнях своего народа, но шагая в ногу со временем.
- На сайте театра "Байкал" вас характеризуют как человека жесткого. Значит, ваши воспитанники проходят суровую школу. А как вы учите саму себя? Где вы самосовершенствуетесь?
- Я считаю, каждый руководитель должен быть жестким, но справедливым, а иначе как? 23 года в театре "Байкал" - это, конечно, огромный опыт работы. Все, кто со мной работал и с кем мне посчастливилось поработать, несомненно друг друга чему-то научили. Это 100000%. Я тоже прошла школу, мягко говоря, «суровую». Восемь моих школьных лет прошли в замкнутом мире, в мире танца, в мире дома хореографического училища. Все, кто там учился, поймут меня (смеется). Мы не знали жизни за пределами нашей школы. Вокруг нас всегда были наставники - звезды мирового масштаба. Хотя тогда я этого не понимала. Они передавали нам свой опыт, свои бесценные знания, окружали нас своей фанатичной энергетикой искусства танца. Сахьянова Лариса Петровна, Абашеев Петр Тимофеевич, Дудеева Татьяна Иннокентьевна, Чернова Эржен Антроповна — это те люди, которые сыграли в моей жизни огромную роль. Но это я стала понимать спустя много лет.
- Бывали ли моменты, когда вы хотели уйти из профессии?
- Они бывают практически каждый день! (смеется). Было время, когда я ушла из, тогда еще театра "Бадма Сэсэг». Уехала в Иркутск. Молодая, озорная, амбициозная, как мне казалось. Но, увы, ничего не получилось. Тогда у меня было опыта мало, а амбиций выше крыши. Приехала обратно в Улан-Удэ. И стала работать во ВСГИК педагогом народного танца. Оттуда у меня начался первый профессиональный опыт как педагога. Как говорится все, что ни делается - все к лучшему. Проработав полгода, я вернулась обратно в "Бадма Сэсэг". За это время в моей душе многое произошло, переосмыслила многое и с новыми силами влилась в родной коллектив.
Есть ли у вас кумиры?
В детстве у меня был кумир - Нина Гедевановна Ананиашвили, народная артистка Грузии. Я так хотела стать балериной и быть полностью похожей на нее. Но, увы, или к счастью, мои мечты рухнули, когда меня перевели с классического отделения на народное. Сейчас моим кумиром является мой наставник, мой учитель Дандар Жапович Бадлуев, я всегда восхищалась и буду восхищаться его безграничному таланту.