Геннадий Башкуев вырос в Улан-Удэ, который навсегда запечатлел в своем творчестве. После окончания отделения журналистики филологического факультета Иркутского государственного университета работал корреспондентом, ответственным секретарем, главным редактором. Работал сторожем и по ночам писал острые заметки, ради которых люди покупали газету.
С 2001 года Геннадий Башкуев - свободный журналист, сотрудничает с ведущими изданиями республики.
Писатель и драматург
Когда однажды он преодолел страх чистого листа, известный писатель Владимир Митыпов прочел его повесть «Пропавший» и сказал: «Надо писать». Если бы не это одобрительное слово, возможно, Башкуев и не стал бы писателем. Теперь спустя многие годы, говоря о Башкуеве, знаменитый Митыпов предельно краток: «Это самый талантливый автор по прозе и драматургии у нас в Бурятии».
Пьесы Геннадий Башкуев стал писать с подачи театроведа, выпускника ЛГИТМиКа Анатолия Политова. Его первую пьесу «зарубили», сказав: «Да кто он такой, Башкуев?»
Его первая пьеса — «Климат резко континентальный» поставлена Бурятским государственным академическим театром драмы им. Х. Намсараева в 1985 году. Почти все драмы и комедии драматурга поставлены в более чем 20 театрах России — в Улан-Удэ, Санкт-Петербурге, Кирове, Таганроге, Сыктывкаре, Элисте, Уфе, Якутске, Красноярске, Армавире, Чебоксарах, Братске, Перми, Рязани, Смоленске и др., а также в Монголии, Казахстане, на Украине, переведены на башкирский, коми-пермяцкий, чувашский, монгольский, украинский языки.
Он вступал в Союз писателей России как прозаик за повесть «Прощай, мой Боливар». Одновременно работает в прозе, публикует повести «Пропавший» (1988), «Прощай, мой Боливар!» («Маленькая война») (1991), книгу художественных очерков «Дневник свидетеля» (2002), книгу «Буряты: традиции и культура» (2003), повесть в новеллах «Записки пожилого мальчика» (2007). В 2007 г. издал в республиканских издательствах книгу публицистики, прозы и драматургии «На переломе» и «Пьесы разных лет». Автор пьес для детей, поставленных в разные годы на сценах Бурятского театра драмы им. Х. Намсараева и Бурятского театра кукол «Улигэр». Лауреат республиканских литературных премий — им. И. Калашникова и Ц. Шагжина. С 1986 года на сцене театра Бурятской драмы было поставлено 15 его пьес. Правда, только спектакль «Танцующий призрак» в постановке Баярмы Жалцановой, по признанию драматурга, донес его замысел.
Режиссеры говорят, ставить его сложно. Кажется, все знакомо, но в том то и дело, что современную жизнь без поэтики, без образного осмысления невозможно показать.
Книга - покаяние
Ведущие критики страны высоко оценивают его творчество. В интервью для издания «Литературная Россия» в 2018 году Михаил Щукин, главный редактор журнала «Сибирские огни» (Новосибирск), на вопрос, о каких самых важных и ярких публикациях журнала должна знать вся читающая Россия, ответил: «Среди самых заметных публикаций нынешнего года я бы назвал роман Геннадия Башкуева «Чемодан из Хайлара»… Это настоящая самобытная проза, о которой можно рассуждать и рассказывать очень долго, но лучше прочитать».
«Убить время» - так называется новая книга народного писателя Бурятии, члена Союза писателей России, драматурга, публициста Геннадия Башкуева. В нее вошли повести, созданные им в разные периоды жизни. Это «Чемодан из Хайлара», «Убить время», «Маленькая война» и «Пропавший». Сам писатель прокомментировал выход книги так: «Дело в том, что я вступил в тот возраст, когда надо подумать о старых долгах. Эти долги в виде старых желтых истлевших листочков, написанных моей мамой. Она прошла японскую резню, видела все ужасы того времени, когда Хайлар был городом, в который бежали многие, ища спасения в нем как в Ноевом ковчеге. Это была трагедия перемещения народов. Рассказы мамы не давали мне покоя всю жизнь. Вступив в пенсионный возраст, я понял, что надо писать, и начал складывать пазлы пожелтевших листочков. Я старик, и чего мне теперь стыдиться? Пора каяться. И в первую очередь - перед мамой».
Его называют мастером бессюжетного повествования.
- Зачастую его зарисовки тяготеют к остроумному анекдоту, устному живому рассказу. Новый тип литературного героя, открытый Геннадием Башкуевым, практически не имел предшественников. Это явление не регионального уровня. В границах этого нового для русской литературы типа у Башкуева особый градус откровений. Как будто герой стремится вывернуть свое внутреннее зло, как будто автор стремится одновременно принизить героя - возвышая его, и возвысить героя - принижая его. Для творческой манеры Башкуева характерно максимальное приближение героев к жизни, использование документального материала и реальных прототипов, – говорит доктор филологических наук Вера Башкеева.
«Чемодан из Хайлара», по мнению литературоведа, - новая ступень в развитии творчества Башкуева, в котором «пожилой мальчик» становится психологически взрослым человеком. Это герой, который научился принимать жизнь и радоваться ей.
Говорят, он стал афористичен. «Убить время» - название, зарождающееся в начале, когда герой попал в карцер и с помощью футбола хочет убить время, символично. Другой смысл, по мнению литературоведов, связан с идеей убить время своей жизни, убить свою жизнь. А еще более глубокий смысл связан с тем, что герой убивает в себе страх, больше не думает о своем эго и ставит сострадание к другому человеку важнее самосохранения. Он убивает слабости и недостатки, горечь и зло времени – прошлого, настоящего и будущего.
- Писатель не должен жаловаться на жизнь, ведь он может сказать миру о своей печали иначе. Как когда-то Теннесси Уильямс в «Трамвае «Желание» сказал о том, что лучшие люди - хрупкие, совестливые, тонкоорганизованные - не могут жить в капиталистическом мире. И потому эта пьеса бессмертна, - говорит Геннадий Башкуев. - Ночь – это время, когда писатели творят, сидя под лампой, ощущая, что весь мир против и тысячи томов написаны до них. Что еще можно сказать миру? Но если чувствуешь, что ты - писатель, то должен идти дальше.