Новые имена в моде

Улан-удэнка участвует в престижном конкурсе молодых дизайнеров.
Марина Эрмиль, Ариг Ус
838

Дизайнер одежды, куратор и искусствовед Надежда Абзаева стала участницей конкурса «Новые имена в моде-2021». На нем она представляет коллекцию одежды и концепцию своего бренда, в основу которого заложена идея национальной идентичности и долгая кропотливая работа.

Звук, движение и соприкосновение миров

Конкурс «Новые имена в моде» проводит питерское издание «Собака.ру». В разные периоды его участниками были известные российские дизайнеры, ныне формирующие индустрию моды. Они представляли свои коллекции на мировых неделях моды, выигрывали гранты на обучение в институте моды, а также примеряли свои вещи на Матильду Шнурову, Лизу Боярскую, Данилу Козловского, Ивана Урганта и других медиа-персон. Онлайн-голосование стартовало 16 февраля. Один победитель определится по итогам выбора читателей, а еще девять финалистов выберут эксперты - главные представители российской фэшн-индустрии.

Надежда Абзаева решила принять участие в конкурсе в этом году, и вышло это отнюдь не случайно. По слова дизайнера, она давно мечтала подать заявку, но только после создания серьезной коллекции.

- Коллекция, с которой я выдвинулась на конкурс, называется «Ветер дует». В ней заложен звук, движение, соприкосновение миров. Когда ветер дует, развевая хий морин на ветвях, читаются молитвы. Молитвы соединяют мир людей, мир природы и мир духов воедино. Происходит гармония, единство всего. Этот прекрасный обряд я помню с детства, и сейчас мы тоже каждый год ездим в дацан, чтобы привязать хий морин в нужном направлении ветра, - рассказывает дизайнер.

Наша героиня уверена, что через одежду можно передать любую идею. На это ее могут вдохновить, казалось бы, обычные и привычные вещи. Этот талант был с ней всегда, но реализовать его Надежда смогла спустя долгое время поисков себя.

«Понять, кто ты и зачем ты здесь»

Тяга к дизайну одежды у девушки возникла еще в школе, когда она ходила в кружок модельеров при Доме пионеров. Занятие настолько сильно захватило Надежду, что она хотела поступить на дизайнера одежды. Но судьба привела ее в Российский университет дружбы народов на специальность журналиста-сценариста документального кино.

- По этой профессии я работала всего один раз – писала сценарий к программе по изобразительному искусству на телеканале «Культура», - вспоминает дизайнер. - Но в то же время старалась не забрасывать дизайн одежды. Шила вещи, делала брошки, аксессуары и частенько дарила эти изделия подругам.

После окончания РУДН Надежду взяли на работу в галерею рядом с вузом - сначала как сценариста акции «Ночь в музее», а позже уже штатным сотрудником. Там девушка начала узнавать больше об изобразительном искусстве. А позже параллельно с работой наша героиня получила второе высшее образование в Российском государственном гуманитарном университете по специальности «История и теория искусства».

Шесть лет назад Надежда переехала в Улан-Удэ, работала куратором, проводила выставки, сотрудничала с художниками, а в свободное время исполняла свою давнюю мечту и училась на дизайнера одежды в Республиканском многоуровневом колледже. Выпускной работой нашей героини стала коллекция «Хара-хун», или «Черный человек».

- Она была посвящена черному цвету и бурятской культуре.  Раньше это понятие не носило отрицательный оттенок, наоборот, так называли сильного и энергичного человека. Мне захотелось вернуть первоначальное значение черного цвета и образа, связанного с силой, энергией.

С «Хара-хун» девушка участвовала в конкурсе дизайнеров Baikal Fashion Week и победила в номинации «Прет-а-порте». Коллекцию отметили профессионалы модной индустрии, что дало Надежде толчок к дальнейшему развитию. Поэтому она поступила в Академию брендинга и дизайна Метрикс, начала глубже изучать вопрос создания бренда, а позже уже придумала свою концепцию.

- Я поняла, что через бренд можно выстраивать коммуникацию с людьми. Одежда – способ говорить о том, что важно, а бренд - отражение моего мира. Я назвала бренд своей фамилией, так как это передает важную для меня идею - помнить и знать историю своего рода. Мой род по отцу происходит с острова Ольхон на Байкале. Это шаманский род, поэтому шаманизм для меня - одна из важных граней нашей жизни, то, что всегда рядом. И в дизайне одежды очень хочется передать это уникальное ощущение мира, природы, цвета, фактуры, формы, времени. А еще я верю, что в нашем мире очень важна идентичность – понять, кто ты и зачем ты здесь. Каждый человек ищет свою внутреннюю природу. «Внутренняя природа» - очень красивое, глубокое и чуткое к человеку словосочетание, дающее большой простор для интерпретации и поиска смыслов. Мы все разные, и это прекрасно, но все-таки в чем-то едины. В мой бренд заложена идея национальной идентичности, адаптации прошлого, выстраивании новых взаимосвязей с разными культурами, эпохами и людьми.

Сегодня Надежда находится на стадии поиска своего авторского стиля. Первые попытки совершились после окончания Академии, когда дизайнер представила свою вторую коллекцию «Ветер дует», которую и отправила на питерский конкурс. При разработке концепции коллекции Надежда использовала важные для неё элементы культуры, например, форму рога. Девушка собрала эту форму из отрезков ткани и использовала ее как модуль для последующих экспериментов с деконструкцией.

- В основе кроя национального костюма многих народов лежит принцип безотходного производства. Сегодня эта важная идея экологии и уважения к природе и миру вновь становится актуальной. И это очень вдохновляет. В коллекции некоторые изделия сконструированы из выпадов из лекал - отрезов ткани, которые остаются после производства, - рассказывает дизайнер.

Создание шедевра

Работа над новой вещью для Надежды начинается с идеи и подбора референсов - визуальных источников вдохновения. Ими могут оказаться фотографии, камни, вода, архитектура и т.д. Это процесс занимает большое количество времени, так как дизайнер через созерцание форм и линий проводит мини исследование, и, согласно ему, пытается найти структуру будущей вещи. Например, камень может вдохновлять своей формой, цветом, текстурой. Лед – цветом, переливами, влажным блеском. Главное на этом этапе – изучить изображение или предмет, а после решить, какие характеристики можно применить к одежде.

Далее создаются рисунки, скетчи и начинается работа с манекеном. Сначала в ход идет маленькая модель размера 1:2, а позже переносится на манекен в натуральную величину. В завершении профессиональный конструктор помогает дизайнеру сделать лекалы по изделию, которые после этого направляются на производство.

- Я стараюсь использовать в своей работе натуральные ткани премиального качества, например, хлопок, шелк и шерсть. Также я создаю жилеты и топы из межлекальных выпадов - отходов производства, - отмечает девушка.

Только вперед

Сейчас Надежда старательно развивает свой бренд. Про ее работу уже написали на портале Института развития индустрии моды «Би ин Опен» и назвали дизайнера «молодой кровью».

- Это крутые ребята, которые меняют систему моды в России. Они проводят конференции онлайн, обсуждают проблемы развития индустрии, объединяют молодых дизайнеров. Для меня было честью выделиться на общероссийском уровне, - признается она.

Девушка нацелена на победу в международном конкурсе молодых дизайнеров, чтобы заявить о себе не только на отечественных подиумах, но и за рубежом.

Читайте также