«Человек всегда свободен в своем творчестве»

Лидер культуры 2020 - Надежда Абзаева, искусствовед, дизайнер, куратор проектов
Диляра Батудаева
1132

«Генезис»

В 2020 году искусствовед Надежда Абзаева стала одним из кураторов симпозиума деревянной скульптуры «Генезис», который при поддержке министерства культуры Бурятии впервые прошел в Этнографическом музее народов Забайкалья.  

 «Генезис» был задуман с целью популяризировать традиционное искусство и создать на его основе новые и актуальные художественные работы.

- В современном мире традиции, к сожалению, постепенно забываются. Очень больно это наблюдать. Мне кажется, всегда так было в искусстве: чтобы дать ещё один импульс для развития, традиция смешивалась с современным подходом к материалу, композиции, форме. Для того чтобы наши традиции не умирали, а обрели новое дыхание, развивались, были бы интересны и актуальны для многих людей, мы и создали этот проект, - рассказывает Надежда Абзаева.

«Залуу»

26 февраля 2021 года в Улан-Удэ на улице Коммунистическая открылся центр современного искусства «Залуу». Идею создания центра поддержал в прошлом году глава Бурятии Алексей Цыденов на совете по культуре и искусству. Надежда Абзаева вместе с режиссёром Олегом Юмовым стала координатором центра.

Залуу в переводе с бурятского языка означает «молодость». В основе концепции центра – стремление выявить и поддержать молодое искусство Бурятии. Новаторы, творящие в самых разных жанрах, смогут представить здесь своё творчество. Это не только художники, скульптуры, но и поэты или, например, современные танцоры.

- Мы решили поэкспериментировать и соединить разные виды искусства, создать авторские интерпретации и высказывания, которые лежат на пересечении уличного танца, живописи, музыки, театры и перфомативных практик, - отмечают в центре «Залуу». Задача центра современного искусства «Залуу» - открыть новые имена и поддержать молодых художников и не только. 

Первую выставку «Сагаан саг» посвятили празднованию нового года по Лунному календарю – Сагаалгану.

- Много белого цвета - как белый лист, с которого и начинается всё вдохновение. Мы специально стараемся разграничить рамки и музейные экспозиции, это пространство для экспериментов, здесь театральные перфомансы, самые сумасшедшие эксперименты и многое другое! – сказала Надежда Абзаева на открытии центра.

О пути

Надежда Абзаева родилась и училась в Улан-Удэ. После окончания школы она хотела связать свою жизнь с дизайном одежды, но не успела подготовиться к вступительным экзаменам. Судьба была благосклонна, и Надежда оказалась в РУДН на кафедре телевидения и документального кино. Выбранный путь сценариста привел ее в "Галерею Беляево", где началась ее искусствоведческая биография. Именно директор выставочного зала поддержала ее, предоставила возможность совмещать работу с учебой в РГГУ по направлению "теория и история искусства". 

- Я писала диплом у известной художницы, куратора выставок современного искусства Оксаны Саркисян. Она очень многое мне дала: подход к кураторским проектам, понимание, что такое современная культура и современное искусство. 
Однако дизайн одежды не отпускал. В Улан-Удэ Надежда Абзаева закончила курсы портного, закройщика и дизайнера одежды, все время что-то шила, мастерила аксессуары своими руками, в 2018 году выпустила свою первую коллекцию, с которой победила в номинации «прет-а-порте» на Baikal Fashion Week.  

О страсти и любви


– Дизайн одежды – это давняя страсть и любовь. Окончив курсы в Улан-Удэ мне захотелось больше углубиться в эту замечательную профессию, и я решила поступить в онлайн академию дизайна и брендинга Metrics. Там я попала к ведущему педагогу лаборатории Вячеслава Зайцева – Елене Ржевской. Ее уроки, посвященные наколке, макетированию, коллажам, эти удивительные творческие эксперименты очень сильно способствовали моему профессиональному росту, они и сейчас меня вдохновляют.  

 
Коллекции Надежды – совершенно небытовые. Они не подогнаны под силуэт человека, не повторяют контуры тела, а концентрируют в себе идею. Ее одежда практически всегда исследование формы, цвета, отражение ее генетической памяти и поиск собственной идентичности. 
– Мой папа вырос на Ольхоне, прадедушка был шаманом нашего рода, папа рассказывал, что он гадал по бараньей косточке. Эта память стала частью концепции моего бренда одежды «Abzaeva». Ведь мы – это пазл из элементов прошлого, того, что было у наших прадедов и у наших родителей, и настоящего - то, что сейчас нас окружает. Мы – это синтез всего и, на самом деле, эта идея меня очень сильно вдохновляет.  

Ветер дует

Ее коллекция "Ветер дует" разрабатывалась два года, неразрывно связана с темой идентичности, которую дизайнер исследует в разных направлениях деятельности. Даже в названии коллекции заложена междисциплинарность. 


– В ней заложен звук, движение, соприкосновение миров. Когда ветер дует, развевая хий мориин на ветвях, читаются молитвы. Молитвы соединяют мир людей, мир природы и мир духов/божеств воедино, происходит гармония, единство всего. При разработке концепции коллекции я использовала важные для меня элементы культуры. Например, форму рога. Эту форму я собираю из отрезков ткани, использую ее как модуль для последующих экспериментов с деконструкцией. Мы знаем, что в основе кроя национального костюма многих народов лежит принцип безотходного производства. Сегодня эта важная идея экологии и уважения к природе и миру вновь становится актуальной. И это очень вдохновляет. И эта мысль тоже есть в коллекции, некоторые изделия сконструированы из выпадов из лекал — отрезов ткани, которые остаются после производства.   

Как выразить идею

После окончания РГГУ Надежда Абзаева ездила в Австрию, в Летнюю школу искусств Оскара Кокошки изучать теорию постколониального дискурса.

- Это одна из важных тем, над которой работают многие авторы в современном искусстве. Там я разработала очень важный для себя проект - «Восемь историй невинности и взросления», посвященный гибридной национальной идентичности».  

За ее плечами учеба в кураторской школе " NEMOSKVA" и Школе фотографии и мультимедиа им.Родченко, в мастерской у Алексея Шульгина. 

– Мне удалось попасть к удивительному человеку, который воспитывает новые генерации людей, отношение к искусству. Мы учимся делать какие-то невероятные проекты, создавать алгоритмы, записываем саунд-арт, разрабатываем инсталляции, – вспоминает искусствовед.

По мнению Надежды, человек всегда свободен в своем творчестве, если идея переполняет, то выразить ее можно разными средствами. 

- Я думаю, современный художник – это в первую очередь, всегда автор, который создает некое высказывание и выбирает медиумы, через которые он доносит это высказывание:  живопись, скульптура, графика, фотография, инсталляции, перформанс, мультимедиа и т. д. 

О современном искусстве

Мне кажется, современное искусство почти всегда о нашем сегодняшнем дне, оно много взаимодействует с разными междисциплинарными историями и через проекты часто поднимает какие-то важные вопросы, проблемы, существующие во многих областях жизни человека.  

Надежде очень близка мысль, что размышляя о своей идентичности, можно вдохновляться не только  очень  далеким прошлым, к примеру, временем Чингисхана, кочевой историей, но и тем, что было в советское время и в суровые 90-е и т. д.

- Все это — тоже части нашей идентичности. И, конечно, мы имеем отношение к наследию всего мира, к западным авангардным художникам, их экспериментам с формой, цветом, концепциями. Мне кажется, сама история искусства постоянно нам доказывает, что в творчестве нет никаких границ. Можно искать, смешивать и смело создавать что-то новое, свое.  

Читайте также