Искусство сильных

Лидер культуры 2020: Татьяна Муруева – Народная артистка БурАССР, внесшая значительный вклад в развитие балетного искусства Бурятии
Диляра Батудаева
41

Легендарный курс

Годы, когда они танцевали на сцене, были удивительными. В театре всегда были аншлаги и в конце спектаклей сцена утопала в цветах, не хуже, чем в Большом театре.

Она принадлежит к первому выпуску Бурятского хореографического училища, который определил развитие балета в республике и стал самым титулованным за всю историю этого учебного заведения. Ее однокурсниками были народные артисты РСФСР Екатерина Самбуева, Юрий Муруев, Виктор Ганженко, заслуженный артист РСФСР Алексей Павленко. Партии, исполненные ими прочно и надолго вошли в репертуар театра и стали его украшением.

В репертуаре Татьяны Муруевой было много ведущих партии. Диапазон сыгранных ею ролей разнообразнен и в каждую из них она внесла свое видение. Женственность, красота, неподдельная искренность и открытость чувств были присущи ее героиням. 

Не все сразу

Но сценический путь не был гладким. На выпускном спектакле «Щелкунчик» Татьяна Муруева, тогда еще Миханошина, танцевала испанский танец, а хотелось Машу. Но как до этого было далеко!  Постановщик «Щелкунчика» Ксения Есаулова, балетмейстер и педагог пермской балетной школы, предложила тогда Татьяне продолжить учебу в Перми. Ведь первый выпуск Улан-Удэнского училища был экспериментальным и обучался шесть лет вместо восьми. Учеба в Перми позволила бы доработать, отточить мастерство. Но поездке в знаменитое пермское хореографическое училище воспрепятствовало руководство Бурятского Государственного театра оперы и балета, остро нуждавшееся в кадрах.  Воспротивиться юная Татьяна не решилась, потому, поступив на службу в театр, несколько лет танцевала в кордебалете.

Только благодаря целеустремленности, серьезной и вдумчивой работе с наставниками — З.Н. Тыжебровой, Б.Н. Васильевым, Л.П. Качуриной, Л.Г. Батубаевой, П.Т. Абашеевым, и встречам с известными балетмейстерами страны П.А. Гусевым, Ю.И. Громовым, Н.М. Стуколкиной и А.Л. Андреевым, Н.А. Волковой, Г.Н. Прибыловым, Л.Д. Трембовельской, к ней придут уверенность, мастерство и редкое сценическое обаяние.

Жизнь на сцене

Как писали тогда, ей, балерине высокого роста, броской манеры танца, большого танцевального шага была свойственна широта исполнения движений и, одновременно, мягкая певучесть линий, завершенность поз классического танца и музыкальность. Став солисткой, Татьяна Муруева запомнилась зрителям в партиях Одетты — Одиллии, Мирты и Жизели, Заремы, Комиссара и др. Ее танцу была свойственна точность в передаче стилевых особенностей классического, народно-характерного танца, современной пластики.

Когда в 1979 году Татьяна Муруева станцует партию Мирты во время гастролей театра в Москве и Ленинграде, сама Ольга Лепешинская, прима-балерина Большого театра 40-60-х годов, решила, что театр из Бурятии пригласил на роль Мирты какую-то столичную балерину. Мирта в исполнении Татьяны Муруевой станет одной из лучших на бурятской сцене. С балетом «Жизель» будет связан весь ее сценический путь.
В балете «Лебединое озеро» Одетта в исполнении Муруевой была спокойна и прекрасна, в то время как Одиллия — обольстительна, но не коварна, а лишь ведома злодеем Ротбартом.

Ведущие партии в балетах классического наследия стали основой ее репертуара. Свои лучшие образы Татьяна Муруева создала с Алексеем Павленко, Георгием Мергеневым и Юрием Муруевым. Дуэт Муруева — Павленко отличался слаженностью и  гармоничностью, единством дыхания и пониманием друг друга с полувзгляда.

Педагог и репетитор

Она до сих пор считает, что это была самая удачная идея – открыть в Улан-Удэ балетное училище. По этой причине до сих пор Бурятский Государственный  Академический театр оперы и балета им. Г. Ц. Цыдынжапова обеспечен кадрами. Когда-то в нем танцевали выпускники из других городов. Сейчас это было бы вряд ли возможно, но благодаря прозорливости создателей училища, у театра есть своя кузница молодых дарований.

- Уровень наших артистов высок и признан не только в России. Многие наши выпускники солируют за рубежом. Бурятская школа хорошо известна среди профессионалов, - говорит Татьяна Муруева.

К слову, Виктория Терёшкина учившаяся у нее в классе в Красноярском хореографическом училище сегодня является примой-балериной Мариинского театра. В марте 2013 года её ученица, студентка третьего курса БРХК Наталья Алексеева стала дипломантом I Всероссийского конкурса молодых исполнителей «Русский балет».

Она с самого начала хотела преподавать, как только окончила училище, но понадобилось время, чтобы прийти к этому. Как только в 34 года Татьяна Муруева вышла на пенсию, то сразу обратилась к директору театра Дамдину Яхунаеву, что хочет учиться на репетитора.

- Дамдин Шарапович, помню, так обрадовался и поддержал меня, - вспоминает Татьяна Михайловна. Я заочно училась в Российской академии театрального искусства (ГИТИС) и танцевала, а когда окончила учебу, сразу взяла класс. Но тут в театре началась чехарда с директорами. Пришел новый балетмейстер, решивший отказаться от классических балетов…

Любителям театра, ценителям балета начала 90-х годов XX века надолго запомнился творческий вечер Татьяны Муруевой и Алексея Павленко, состоявшийся 19 мая 1994 года. Артисты уже знали, что завершают свою работу в театре и представили зрителям ранее не исполнявшиеся ими хореографические номера – от балетной классики и неоклассики до характерного и современного танца.

- Закончился творческий вечер, а с ним и исполнительская карьера длиною в двадцать семь лет. Но не закончилась жизнь в балете: несколько лет я преподавала в Красноярском хореографическом колледже, затем вместе с мужем Юрием Муруевым восемь лет преподавала в Институте танца Пекинского центрального университета, - рассказывает Татьяна Михайловна.

Они и теперь являются почетными профессорами этого известного учебного заведения.

Возвращение в театр

Сегодня Татьяна Михайловна Муруева вновь работает в Бурятском Государственном театре оперы и балета педагогом-репетитором и балетмейстером-постановщиком балетной труппы.  Она вернулась в театр в 2019 году. Параллельно она является ведущим педагогом классического танца в Бурятском хореографическом колледже, доцентом кафедры «Педагогика балета» ВСГИК, передавая свой богатейший сценический опыт ученикам и артистам балета.

Несмотря на все сложности, Татьяна Муруева провела 2020 год очень насыщено: стала репетитором балета «Талисман» номинированного на самую престижную Национальную театральную премию «Золотая маска». Артисты балета Бурятии выступили в Геликон опера 29 октября 2020 года.

Важным событием стала ее работа репетитором-постановщиком хореографических номеров Эрдэма Сандакова и Харуки Ямада в телевизионном конкурсе «Большой балет» на телеканале «Россия-Культура». Вся Бурятия болела за своих артистов и гордилась ими. Артисты были высоко оценены членами жюри – Народными артистами России Дианой Вишнёвой, Фарухом Рузиматовым, заслуженным артистом России Алексеем Мирошниченко, заслуженным артистом Украины Денисом Матвиенко.

Также Татьяна Муруева выступила редактором и репетитором прекрасного обновленного балета «Тысяча и одна ночь». В 2020 году ей удалось с успехом ввести молодых исполнителей в балетные спектакли.

Все свое музыкальное чутьё и строгий академизм стиля она передает следующим поколениям артистов балета в Бурятском Республиканском хореографическом колледже им. Л.Сахьяновой и П.Абашеева. Татьяна Михайловна также преподает на кафедре «педагогика балета» Восточно-Сибирского Государственного института культуры. Своим высоким профессионализмом, неустанным трудом и талантом она, как и прежде, вносит неоценимый вклад в расцвет бурятского академического танца. За свой труд Татьяна Михайловна удостоена почетных званий: «Заслуженный артист БурАССР» (1973), «Народный артист БурАССР» (1981), «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (2011). 

Партии:

Жизель и Мирта в «Жизели» А. Адана, Одетта, Одиллия, па-де-труа в «Лебедином озере» П. Чайковского, Миледи в «Трёх мушкетёрах» В. Баснера, Никия и Гамзатти в «Баядерке» Л. Минкуса, Лиза в «Тщетной предосторожности» Л. Герольда, Медора в «Корсаре» Л. Минкуса, Баядерка в одноимённом балете Л. Минкуса, Зарема в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева, Джульетта в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева, Эгина в «Спартаке» А. Хачатуряна, Пастора в «Испанских миниатюрах» (музыка народная), Солистка в «Пахите» Л. Минкуса, Мехменэ Бану в «Легенде о любви» А. Меликова, Чертовка в «Сотворении мира» А. Петрова, Эстрелла в «Тореро» Е. Светланова, Франциска в «Большом вальсе» И. Штрауса, Повелительница дриад в «Дон Кихоте» Л. Минкуса, Комиссар в одноимённом балете Г. Банщикова, Кончита в «Авось!» А. Рыбникова, Вожак огненных псов, золотой божок в балете Ю. Корнакова «Владыка джунглей», Зима в одноактном балете на музыку А. Вивальди «Времена года» и др. 

Участвовала в Днях литературы и искусства Бурятии в Москве (1983 г.), Якутске (1974 г.), творческих отчётов театра в Москве и Ленинграде (1979, 1989 гг.).

Читайте также