Светлана Пузакова – профессиональный бутафор. За плечами мастера сотни театральных реквизитов и декораций. По ее стопам пошли также дочь Александра и сын Артем. Сегодня они – успешная творческая команда.
«Я буду там работать»
Светлана – уроженка села Оронгой Иволгинского района. Отец нашей героини занимался станковой живописью, а мать – множеством рукоделий, поэтому образование дочери в сфере искусства началось практически с пеленок. Затем к полученным навыкам прибавились профессиональное образование портного-закройщика, резчика-народного мастера по дереву, обучение в электротехникуме и диплом художника-конструктора.
– В младших классах я попала на постановку Русского драматического театра «Золушка», – вспоминает Светлана. – Спектакль так поразил меня, что, возвратившись домой, твердо сказала родителям: «Я буду там работать». Так началась моя длинная дорога к театру, и не только моя, но и моих детей. Поэтому говоря о бутафории, правильнее говорить о нашей семье.
«Это уже не способ зарабатывания денег»
Вначале Светлана пришла работать в ГРДТ одна, а через несколько лет в работу включилась дочь Александра и сын Артем. Как рассказывает женщина, многие считали их самой сильной командой бутафоров.
– По моему убеждению, именно преемственность поколений, когда вся семья занимается одним делом, дает наибольшее развитие в творчестве. Ведь после работы творчество не останавливается. Оно плавно перетекает домой, продолжается и в праздники, и в выходные. И это уже не способ зарабатывания денег. Это жизнь с творчеством, как неотъемлемая часть существования.
Первым спектаклем, который больше остальных запомнился бутафорам, стала постановка Иркутского ТЮЗа «Легенды седого Байкала». По словам Светланы, этот проект отличался свободой творчества и особым отношением к нашим истокам. Тогда бутафоры создавали необычные характерные костюмы и головные уборы. Это был первый опыт работы с театральным коллективом.
Ушли из театра, но не из профессии
Светлана проработала в театре 9 лет, а дети – почти 5. Позже наша героиня перешла в Молодежный художественный театр и стала художником-конструктором. Теперь она занимается не только технологией, но и постановкой спектаклей, как сценограф и художник по костюмам. Александра открыла свое дело и стала художником по костюмам. Девушка придумывает и создает необычные сценические и праздничные костюмы, а также сотрудничает с МХТ и другими организациями. А Артем занимается изготовлением предметов декоративного оформления.
Статуи, окровавленные туши и вороны
Если прочесть должностные инструкции, то бутафор обязан знать технику рисования, черчения, живописи, колористику, технологию лепки, формовки и изготовления бутафорских предметов из разных материалов и технологию клеев. Также в багаже знаний должны быть основы химии полимерных материалов, технология химического крашения и художественной росписи тканей, история материальной культуры и театрально-декорационного искусства, основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств и т.д. К тому же бутафору нужно уметь вылепить скульптуру и знать более 36 видов рукоделия от вышивки и плетения до резьбы по пенопласту. Даже на этом список не заканчивается. Но самое главное – бутафор должен постоянно развиваться.
– Конечно, есть наработки старых мастеров, база. Но время не стоит на месте, все меняется и развивается. Появляются новые материалы, и к ним нужно придумать новые технологии и способы обработки. Чаще всего происходит так – режиссеру нужны определенные предметы, фактуры, ощущения, которые мы не можем использовать на сцене, и они максимально должны быть схожи с натуральными. Тогда начинается поиск материалов и затем придумывается технология изготовления, способ обработки, покраски и декорирования.
Обычно работа над спектаклем с момента его утверждения и до премьеры – долгая и кропотливая. Вначале проводится технический совет по спектаклю. На нем бутафоры обсуждают с режиссером и художником- постановщиком все, что находится на сцене: декорации, реквизит и костюмы. После этого бутафорам дается время на пробы, муляжи, поиск технологий изготовления и материалов. И только затем наступает творческая часть – изготовление. По мнению Светланы, это самый яркий и запоминающийся этап в процессе создания спектакля.
– Спектакли на большой сцене всегда объемные в плане бутафории, а если это еще и сказки… Сказки к Новому году – одно из самых значимых событий в любом театре. К их созданию относятся с особым трепетом, придумывая интересные костюмы, элементы декораций и реквизит, ведь в них должно быть волшебство и ощущение праздника. Как раз они – самые долгие в производстве.
Как отмечает Светлана, постановки, в которых много бутафории, нельзя назвать тяжелыми. Даже несмотря на усталость и бесконечный ряд реквизита, пробников и материалов, лучшая награда за труды – видеть благодарные глаза режиссера и слышать «круто» и «спасибо» от актеров.
– В плане бутафории объемными были спектакли Сергея Левицкого, начиная от головных уборов и аксессуаров костюмов, заканчивая огромными статуями, окровавленными тушами, разбивающимися воронами и т. д., – рассказывает Светлана. – Но именно после них, несмотря на физическую усталость, мы получали наибольшее удовлетворение. Сейчас, глядя на прошлые спектакли, думаю, что, например, тут я бы сделала по-другому. Это именно то самое постоянное развитие, о котором я говорила ранее.
Значимые проекты
Помимо театральных постановок, семья бутафоров в тандеме с режиссером Евгенией Герасимовой уже несколько лет сотрудничает с проектами «Мисс Улан-Удэ» и «Краса Бурятии» под руководством Руфины Уюиной. С Евгенией бутафоры также работали над проектами ко Дню города, спектаклями ВСГИК, в городских мероприятиях и спектаклях МХТ.
– Совсем недавно наша творческая мастерская работала на двух больших, значимых для республики проектах: чемпионате мира по боксу среди женщин, проходившем в Улан-Удэ, и Днях культуры Бурятии в Кремле. Мы с Александрой разрабатывали и изготавливали костюмы для пролога открытия чемпионата по боксу и нескольких номеров концерта в Кремле.