Баярто Дамбаев: «На любого зрителя у нас должен быть качественный, мирового уровня продукт»

Лидер культуры- 2021: Художественный руководитель Бурятского государственного академического театра оперы и балеты им. н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова  
Пресс-служба Министерства культуры Бурятии
958

При участии Баярто Дамбаева бурятский балет впервые в истории был номинирован на престижную премию «Золотая маска».

Баярто Цырендоржиевич, заслуженный артист России и Бурятии на посту худрука балета Бурятского театра оперы  балета с 2019 года, в его послужном списке все ведущие партии и две главные роли в знаменитых художественных фильмах «Горький можжевельник» и «Пегий пёс, бегущий краем моря». Сегодня Баярто Дамбаев получает еще одно почетное звание «Лидер культуры».  

Баярто Цырендоржиевич, вы стали одним из лучших деятелей культуры нашей республики в 2021 году. Что значит для вас стать «Лидером культуры»?

Я благодарен всем, кто в меня поверил. Но это и огромная ответственность, как перед театром, так и перед республикой. Лидер культуры – это человек, не узкой специализации, а целой культуры, нации, республики, страны. Морально не то, что не готов, не созрел, еще не понял. Но раз возлагают такую надежду на тебя, надо ответственно относиться и работать.

Быть художественным руководителем непросто?

Любая руководящая должность непроста.  У меня 70 человек по штатному расписанию – это только артисты балета, с репетиторами, концертмейстерами, все со своими амбициями. Всегда веду с ними разговоры, дискуссии, жду инициатив. Предыдущий руководитель был Морихиро сан, столько при нем было поставлено! Когда я стал исполнять обязанности, у меня не было задумки все перечеркнуть, наоборот,  хорошее все взять и дальше продолжать.

Говорят, что без обновления репертуара развитие театра немыслимо. Что для вас качественный репертуар и как вы его планируете?

Репертуар это и есть рост театра. У нас в госзадании ежегодно бывает 2 балета и 2 оперы. В прошлые годы с пандемией мы сделали реконструкцию «Жизели», «Бахчисарайского фонтана». Они в репертуаре уже давно были, просто в «Жизели» декорации, костюмы старые. Редакцию новую провели, свежее дыхание дали спектаклю. Есть у нас и современные спектакли, на национальную тему, например, «Лик богини» о скульпторе Үндэр-Гэгэн Занабазаре. Там тоже свои сложности, в том смысле, что свою же историю ребята танцуют, уже непосредственно из нашего бурят-монгольского мира. Чтобы проникнуться, ребята в музеях пропадали, читали, смотрели. Впервые спектакль был поставлен в 1990 году. Тогда Олег Игнатьев был постановщиком. А сейчас либретто Юрия  Ирдынеева осталось, а язык хореографический совершенно другой и оформление другое.

В академическом театре, в моем понимании, должно быть все: классический, национальный и современный репертуар. Все в синтезе, на любого зрителя у нас должен быть свой продукт. Продукт хорошего качества, мирового уровня. Не надо говорить: «Ай, сегодня так сделаю, завтра забудется». Если с таким настроем работать, тогда смысл здесь сидеть вообще? Вот у меня такой критерий.

Под вашим руководством было создано множество балетных спектаклей: «Сон в летнюю ночь», «Талисман»,«Тысяча и одна ночь», «Бахчисарайский фонтан»,«Лик богини», «Жизель». Если работаете над постановкой старинного художественного произведения, то, как вы решаете, что нужно оставить, а что изменить в нем?

По балету работаем с художественным руководителем театра, слава богу, он у нас сейчас есть, на худсовете разговариваем, я предлагаю варианты. В диалоге ищем, все решения принимаем вместе.

У нас последние были «Сон в летнюю ночь» и «Лик богини». «Сон в летнюю ночь» - современная история нашей выпускницы Анастасии Кадрулевой, человека с большим именем, талантливого хореографа театра «Балет Москва». У нас был «Талисман». В Мариинке этот балет в свое время чаще шел, чем «Лебединое озеро». Но потом его сняли с репертуара и забыли. А Александр Сергеевич Мишутин, наш российский балетмейстер из Японии предложил материал: «Вот такой спектакль есть, музыка есть, давайте попробуем». Я говорю, ну давайте рискнем. Тогда Морихиро сан был, Эржена Зугдаровна Жамбалова. Сомнения, конечно, были, я говорю им, нам надо ставить, то, что нигде не идет, так мы увеличиваем свою конкурентноспособность. Конечно, «Жизелью» и «Лебединым озером» мы Большой и Мариинку не превзойдем. Хуже не будем, но все равно с ними тягаться в классике нам тяжело. И поэтому, когда мы номинацию прошли на «Золотую маску», балетные критики, коллеги приходили, все говорили: «Вы выдержали стиль, который был у Мариуса Петипа в 19 веке». Самое главное - это стилизованность, поэтому «Золотая маска» и балетные критики приняли нас, наш балет полюбился. Я считаю, что этот акцент был правильным. А сейчас у нас к 100-летию республики стоит задача национальной оперы и национального балета. Туда будем идти сейчас, сейчас все на стадии переговоров. Прошли конкурсы, отборы, театр за собой оставил выбор и уже в ближайшем будущем мы раскроем секрет.

Какие из этих спектаклей стали для вас художественным прорывом?

Конечно, это был «Талисман», он дал результат. И  того же я подсознательно жду от «Лика богини». Редакцию мы еще будем делать, бюджет почти не затрагивается, костюмы чуть обновим, не успевали тогда пошить и чуть изменим хореографический язык. И будем подаваться на «Золотую Маску», интуитивно считаю, что у нас есть шанс. Потому что это национальный балет, ему не с кем конкурировать. Я думаю, мы пройдем.  А так любой спектакль был прорывом, становлением нашего бурятского балета, все важно для нас.

Какие премьеры нам ждать? Как они рождаются, сколько стоят и сколько времени тратится от идеи до финиша?

В этом году у нас «Ромео и Джульетта» и «Снежная королева». Спектакль «Снежная королева» будет поставлен другим известным выпускником нашего колледжа Петром Базароном. Сегодня он художественный руководитель детского театра балета «Щелкунчик» в Екатеринбурге. Это будет совместный проект с колледжем, как раз из темы воспитания молодого поколения. Очень рады, что студенты будут участвовать в этом спектакле.

«Ромео и Джульетта» - это классика, это великие Лавровский и Прокофьев, поэтому все будет по классическому канону. Здесь тоже выбор был, были предложения сделать в современном стиле, но я сказал, давайте начнем с классики, у нас есть почитатели современного, есть молодежь, но их мало. Это как классическая книга, которую надо прочесть только в оригинале. На этом спектакле вырастет ряд поколений. Да и потом, Михаилу Лавровскому сейчас 80 лет, такого калибра человек приедет сюда! Поставит сам спектакль. Ассистенты, конечно, будут, но с солистами он сам будет работать. Поэтому для нашего балета, для нашего театра – это очень важный шаг. Когда такой высоты человек приезжает нам помогать – это генетически важно. И политически нам важно.

Бюджет дорогой, в оформление уйдет много, сцена должна быть богатой, той эпохи одежда, атрибутика. У нас прекрасный главный художник Алексей Амбаев, очень думающий, профессионал, талант. По времени у нас на подготовку уйдет примерно 3 месяца. Труппа уже будет готова через полтора месяца.

Как вы относитесь к современной хореографии, готов ли бурятский зритель к новаторской балетной постановке?

Я не против, сегодня основным из правил для участия в конкурсе является современный номер. В первом туре два классических номера, во 2 туре современный и классический. То есть хочешь, не хочешь, мы должны развивать современную хореографию. Хотя наша публика еще не готова к слишком смелым новинкам. Но они все равно растут, пожелания нам пишут, иногда в коридоре или на улице встретят, говорят. Ну и дыхание их из зала слышим же, насколько им понравилось, может кто-то совсем не понял. Они так и говорят. В таком диалоге и появился проект для детей «Пробалет». С его автором Павлом Окуневым мы придумали еще одну идею, хотим взять под кураторство один класс в 33 школе. Допустим 4 класс и так с ними до выпуска, в театры водить, с оркестром знакомить, с инструментами, с балетными терминологиями. Глядишь, они вырастут, а мы получим своего готового зрителя.

 

Читайте также