Более сорока лет Баярма Дамбиевна посвятила развитию традиционного вида бурятского искусства — плетению из конского волоса.
Родилась Баярма Дамбиевна в 1948 году в селе Чиндалей Дульдургинского района Читинской области.
«В семье нас было шестеро, пять девочек, один мальчик. Мы воспитывались в атмосфере теплоты, дружбы, уважения к бурятским традициям. Папа — Дамбинима Цырендашиевич, журналист и писатель, хорошо рисовал и чеканил, мама — Будажап Раднажаповна, всю жизнь посвятила преподаванию в школе; ученики ее любили и уважали. Как многие бурятские женщины она умела шить дэгэлы, ичиги, детские меховые шубки, одеяла… Помню, мне было семь лет, я плела тоненькие яркие шелковые тууза на маленьких самодельных бердах, потом ими украшали края дэгэла или безрукавки. Нужно было приложить немало терпения, чтобы шелковые нити не затянулись, были ровными и гладкими» (здесь и далее выдержки из интервью с Баярмой Дамбиевой, записанного в 2019 году автором статьи).
После окончания в 1971 году библиотечного факультета Московского государственного института культуры, работая в Национальной библиотеке Улан-Удэ, Баярма Дамбиева начала собирать вырезки, изучать материалы по истории и технологии гобеленного ткачества. А в 1982 году она приходит в художественные мастерские при Союзе художников Бурятии по совету председателя Союза, народного художника РСФСР Даши-Нимы Дугарова.
Баярма Дамбиевна начала осваивать технику гобеленного ткачества, но не из шерсти, а из конского волоса. Ее первым большим опытом стало участие в создании театрального занавеса «Ургы» для Бурятского государственного академического театра драмы имени Хоца Намсараева в 1981–1982 гг. Художественным оформлением театра в эти годы руководил Даши-Нима Дугаров. Для создания театрального занавеса — монументального гобелена размером 8 на 12 метров по эскизу художников Эдуарда Аюшеева, Солбона Ринчинова, Даши-Нимы Дугарова — была собрана группа мастериц под руководством Светланы Ринчиновой. Уникальный и единственный в России гобелен-занавес в технике ручного ткачества из конского волоса остается ярким примером сплоченной коллективной работы, гордостью бурятского национального искусства.
С 1983 года Баярма Дамбиевна начинает участвовать в зональных, а затем и во всесоюзных, международных выставках. К ранним авторским произведениям относятся: «Хонгор» (1983),«Композиция» (1983), «В степи» (1987). В 1983 году она приступает к работе над гобеленом «Сотворение» по эскизу Аллы Цыбиковой. Баярма Дамбиевна называла Аллу Цыбикову своим учителем, на протяжении шестнадцати лет длился их творческий союз, и сегодня мы можем любоваться гобеленами, сотканными по эскизам замечательной художницы поистине «золотыми» руками мастера: «Сотворение» (1983), «Белый старец» (1991), «Лотос» (1991), «Игра на флейте» (1992), «Родник» (1992).
В 1980-х годах совместно с Татьяной Дашиевой, Римой Доржиевой по эскизам Аллы Цыбиковой были созданы масштабные гобелены для общественных учреждений Улан-Удэ и районов Бурятии: «Водопад» (1983), «Богатый край» (1985), «Облачный край» (1988).
В 2014 году прошла первая персональная выставка Баярмы Дамбиевой в Художественном музее имени Цыренжапа Сампилова под названием «Юртэмсын гурбан үнгэ — три цвета Вселенной».
«Используя традиционный подход, я стремлюсь показать возможности конского волоса. Считаю, что они еще не до конца раскрыты, а для этого необходим творческий поиск и работа».
Ей по душе был сам процесс подготовки конского волоса — мытье, сушка. Некий азарт, энергия охватывали ее при мысли, что вот из этих, пока еще грязных, спутанных волос будут сотканы изящные линии, тонко переливающиеся оттенки природной цветовой палитры.
Волшебством веет от нежной и лиричной работы «Зүүдэн бороо» (2015).
Девушка в дэгэле «сидит» на уголке рамы, глаза ее мечтательно полуприкрыты, а, может быть, она спит в легкой полудреме. Тонкие нити в ее руках протянуты высоко к небу, облакам. Зритель может вспомнить о летних дождях или о том, что в старину сложилось представление, что по конскому волосу боги спускают в дом благодать, счастье и богатство.
Одна из работ с философским содержанием «Код жизни» создавалась с 2017 года на протяжении двух лет.
«Трактовка содержания связана с философскими понятиями, близкими мировоззрению кочевника, некий код жизни степняка. В целом, вся композиция имеет форму чаши или «чаши жизни». В ее основании находится мотив хамар угалза, от него идут стебли, а в завершении — цветок лотоса, его сияние разливается по степи, словно благословение к процветанию. В нижних углах я разместила орнамент үлзы, означающий благополучие, счастье, долголетие».
Можно отметить, что зооморфный мотив хамар угалз, или воловьи ноздри, так же как и роговидный мотив эбэр угалза, связан у бурят с символикой благополучия, приумножения скота. В центре работы «Код жизни» изображен мотив инь-ян — символ жизненных процессов, развивающихся по закону единства противоположностей; он выделен в гобелене контрастом черного и белого. Гобелен наполнен теплым колоритом в сочетании оттенков коричневого, бежевого, золотисто-желтого. В этой работе автором был найден яркий желтый цвет, созвучный с благопожелательной символикой и названием гобелена.
Сегодня продолжают работать ученицы Баярмы Дамбиевой, которым она передала свое мастерство и опыт: Алима Цырендоржиева, Жанна Хунгеева. В манере ткачества Алимы Цырендоржиевой особенно чувствуется влияние ее учителей — Баярмы Дамбиевой и Аллы Цыбиковой, — это мягкие плавные линии рисунка, тонкие цветовые градации.
В 1992 году по эскизу Аллы Цыбиковой Баярма Дамбиева и Алима Цырендоржиева приступили к совместной работе над гобеленом.
Композиция этого произведения притягивает взгляд своей оригинальностью, она словно состоит из двух частей — неба и земли, соединенных диском солнца и нитями-бусинами, их чередование напоминает о первых весенних дождях. Нижняя часть гобелена с изображением земли наполнена коричневато-бурыми оттенками. На этом фоне светлыми бутонами выделяются цветы. Сотканные волнообразные дуги белой и серой пряжи передают движение потока родниковой воды. В верхней части композиции плывут слоистые облака, их рисунок отличается плавными линиями, напоминающими орнаментальный мотив уулэн. Манера ткачества точно передает замысел и характерный авторский почерк Аллы Цыбиковой, все детали сотканы бережно, с любовью.
Одной из учениц Баярмы Дамбиевой стала ее внучка — Батоева Ринчена, выпускница ВСГИК по специальности литературное творчество. Она буквально с детства впитывала в себя творческую атмосферу, начала пробовать ткать со школьных лет. Одно из ее завершенных произведений выполнено по эскизу Аллы Цыбиковой — «Пейзаж» (2016) — уже демонстрировалось на художественных выставках.
Творческий подход Баярмы Дамбиевой раскрыл новые художественные возможности искусства гобелена из конского волоса. Кажется, что нет такой формы, с которой она не смогла бы справиться. Наполненные теплым колоритом, живописными плавными оттенками, они вызывают восхищение тонкой ювелирной работой в таком непростом материале как конский волос. Произведения, выполненные Баярмой Дамбиевой с большой любовью к своему делу, будут хранить и нести людям частичку тепла ее души.
Библиография:
1. Дятловская, Ирина. Алла Цыбикова. Чита: Общественный Благотворительный Экологический фонд «Байкал», 2006.
2. Прикосновение к истокам // МБОУ Хоготовская СОШ им. А.О. Бороноева. URL: www.hogot.ucoz.ru
3. Художники Бурятии. Улан-Удэ: Принтлето, 2018. — 168 с.