Катя Ионас: «У нас теперь есть два спектакля – «Птифуры. Бабушки» и «Птифуры. Дедушки», и в задумке есть ещё «Птифуры. Внуки»

Актриса  комментирует участие в IV международном фестивале театров кукол «Путь кочевника»
Мнение, БайкалМедиаКонсалтинг
145

– Я из Санкт-Петербурга, по первому образованию музыкант, а по второму – драматическая актриса. В кукольный театр меня привели поиски своего режиссёра – я его нашла именно там! Я хотела бы сказать всем молодым актёрам – если ваш режиссёр, с которым вы мечтаете работать, ставит оперу, а вы драматический артист – идите в оперу, если он ставит балет, то идите и танцуйте! Я своего режиссёра нашла в театре кукол, и я совершенно счастлива! Старые актёры говорят, что в нашей профессии есть два главных вопроса: режиссёр – это «Что?», а актёр – это «Как?», и никаких других вопросов нет.

– Мои папа и мама актёры, папа ещё и режиссёр, и они меня всячески оттаскивали от этой судьбы, потому что это трудный путь. Конечно, он и счастливый, но только в том случае, если ты верно его выбрал. Мама сказала: «Сначала получи нормальную профессию!». Нормальной профессией, на её взгляд, была «Дирижёр хорового коллектива». Я окончила музыкальное училище, художественную школу, и только потом мама сказала: «Ну, ладно, иди в свой театральный!», и я окончила ещё и театральный институт. Музыкальное образование мне очень пригодилось – я пою и в драматических постановках, и в кукольных спектаклях. В театре Комиссаржевской я играла на рояле Крейцерову сонату, и даже когда я оказалась вне театра, то работала пять лет в кабаре, где у меня, как у певицы, была сольная шоу-программа с кордебалетом – мы ходили в золоте, блёстках, боа и на каблуках.

– Я так и не научилась сниматься в кино. В театре я нашла своих режиссёров, а в кино я не понимаю зону своей ответственности. В театре я знаю «Что?» и «Как?» – я предлагаю «Как?», беру штурвал в свои руки, и знаю, куда я иду, и что я предлагаю режиссеру, а в кино, я этого всего не понимаю, но единственное, в чем я уверена – в кино главная роль – у режиссёра.

– Так далеко, как в Улан-Удэ, мы не забирались никогда – большое спасибо за это грантовому проекту «Большие гастроли», который организует такие поездки. Впечатления замечательные – когда мы сыграли первый спектакль, я про себя подумала: «Боже, какой наивный зритель!», а потом поняла – он не наивный, а очень воспитанный зритель, он сразу же включается, и готов идти за тобой – это было прямо до слёз!

– «Кукфо» – это сокращённое «кукольный формат». Основатель, художественный руководитель, художник и режиссёр театра «Кукфо»» – Аня Викторова. Она окончила нашу театральную академию Санкт-Петербурга, её учителями были Эдуард Кочергин и Резо Габриадзе, у которого она работала, впитав в себя всё и от одного, и от другого, и будучи сама очень талантливым человеком. Когда я в 2003 году увидела её спектакль «Всадник Cuprum», то осторожно подошла к Ане, и сказала: «Аня, возьмите меня пожалуйста в работу!». Аня говорит: «Катя, ты театральная драматическая артистка, а у меня своих кукольных артистов полно!». Я задумалась, и десять лет потом ходила вокруг Ани, как акула – это у меня такой стиль, и есть ещё режиссёры, которых я тоже беру измором. Больше, чем через десять лет я нашла тему, набрала материал – музыку, авторов, идею, мало того, выиграла грант на постановку, и пришла к Ане, сказав: «Аня, вот деньги, а вот спектакль – давай работать!». И тут уже Аня сказала: «Давай». Мы сделали «Птифуры», а потом и их продолжение – у нас теперь есть два спектакля – «Птифуры. Бабушки» и «Птифуры. Дедушки», и в задумке есть ещё «Птифуры. Внуки». Кстати, мы заметили, что на наш спектакль сначала приходят мамы с детьми, а во второй раз приходят уже со своими мамами. А вообще, питерские старушки – это такой же символ города, как Медный всадник или Александрийский столп. Ещё живы блокадницы, и они сохранили радость жизни – сейчас ты их встречаешь редко, но они тебе дают надежду, хотя они очень хрупкие – они уже почти растаяли, но в них есть такая радость жизни и такая любовь к жизни! У меня мама такая – она блокадница – маленькой девочкой танцевала в ансамбле при Дворце пионеров, и в 10 лет получила медаль «За оборону Ленинграда». Они ездили с выступлениями по госпиталям, по заводам, и их приравняли к героям.

– Работать с куклами – это очень трудно, прежде всего, из-за необходимости отказа от себя. Драматический актёр знает, что инструмент – это он сам, он достаёт всё из себя, из своей пластики и своей психофизики. А здесь ты должен даже отречься от себя, проводя всю свою энергию через куклу. На премьере я даже забыла, что что кукла ведома мною, и стала хохотать так, что мой партнёр Кирилл сказал: «Катя, ты что с ума сошла?», но у меня тогда возникло ощущение, что кукла живёт отдельно, и я к ней не имею совершенно никакого отношения. Кирилл Смирнов – это профессиональный кукольный артист и режиссёр, он мой учитель и очень терпеливый партнёр.

– Птифуры – это маленькие пирожные – точная копия больших пирожных, и это очень питерская история, как и питерские бабушки. И наш спектакль состоит из маленьких историй-лимериков, и куклы тоже маленькие – точная копия больших, но в одной маленькой истории ты видишь всю жизнь.

Читайте также