Распускаясь, как цветок: На «Голосе кочевников» выступят музыканты из объединения AYA.prod

Молодые таланты рассказали о своём творчестве и поделились мнением, на каком языке лучше петь в Бурятии
Антон Алексеев, Информ-Полис
1072

AYA.prod (AYA gang) - это объединение молодых артистов из Бурятии, которые делают музыку и зажигают на площадках нашего города. Перспективные артисты не только привлекают своим творчеством молодёжь, но и вносят свой вклад в культуру родной республики и хотят рассказать о волнующих молодое поколение проблемах на всю страну.

Наш журналист пообщался с двумя представителями объединения, которые рассказали, почему в России не развивается хип-хоп, что главное в песне и можно ли в Бурятии зарабатывать музыкой. 

Общее чувство музыки

Идея создания проекта AYA gang принадлежит рэп-исполнителю из Бурятии Баиру Тарбаеву, выступающему под псевдонимом Lutaar. За несколько лет в объединение вошли битмейкер Дамир, вокалист Odser, рэп-исполнитель Shuurgan, поп-артист из Монголии Surnee, диджей Александр Чойбсон и другие молодые люди.   

Название проекта происходит от наименования цветка ая-ганга (в переводе «цветок чабреца»). Музыканты говорят, что, выступая, они сами распускаются, как этот цветок. Парней объединяют общие взгляды на музыку и жизнь. 

- Когда встречается человек похожего мировоззрения, чувства музыки, вкуса, можно создавать что-то общее, - объясняет Shuurgan (Эрдэни Мункуев). - Мы начали выпускать треки и поняли свой рынок - это Монголия, Китай. В данном случае больше треков выходит на бурятском языке, на русском очень мало. 

Жанр, в котором ребята творят, - это рэп, ар-н-би, поп. Каждый из них по-своему уникален и создаёт песни независимо от остальных. Парни отлично показали себя на фестивале молодых исполнителей UU.SOUND, после чего получили предложение выступить на «Голосе кочевников».  

«Музыкант должен вести за собой»

Эрдэни Мункуеву 21 год, родом он из Джидинского района. Творческий псевдоним Shuurgan переводится как «шторм», и парень говорит, что это объясняет его характер и отражается в песнях. Окончив школу в Гусиноозёрске, Эрдэни переехал в Улан-Удэ, где учится в колледже им. Чайковского на отделении оперного пения.

- Я планирую заниматься музыкой всю жизнь, - говорит он. - Сам я из Джидинского района - это очень бедный район. Я знаю и о проблемах России, что также влияет на моё творчество. В будущем планирую рассказывать о них. У меня в жизни было много чего, занимался я и «блатными делами» в подростковое время, что тоже повлияло на творчество - появилось понимание таких людей. Я могу писать и «пацанский рэп», если захочу. Могу проявлять себя в разных жанрах.

Рэпер уверен, что для того, чтобы правдиво передать чувства в песнях, их нужно пережить самому. Для этого важно общаться с людьми и много читать о культуре, каждый раз впитывая в себя новые эмоции и вкладывая их в тексты песен. 

- Артист-музыкант должен вести за собой людей, я так считаю. А чтобы их вести, нужно понимать этих людей: в каких условиях они жили, какие у них проблемы, о чём они думают. Это нужно для того, чтобы об этих вещах говорить, чтобы люди слышали об этом и наслаждались. Это какая-то магическая вещь - передавать такую энергетику, и неважно - в музыке или в словах, но лучше, конечно, балансировать. И я считаю, что музыкант может влиять на ситуацию в стране и мире в целом. Раз родился - влияй, иначе для чего мы рождены? - рассуждает Эрдэни.  

В качестве примера музыкант привёл американского рэпера Тупака Шакура, убитого в 1996 году. Этот исполнитель создавал песни о людях и об условиях их жизни.

- Он очень сильно повлиял на хип-хоп. И хочу отметить, что в России такого исполнителя нет, а это проблема в хип-хопе, потому что всё уходит в коммерцию - в попсу. Столпов у нас нет вообще. И должны появиться музыканты, которые ситуацию в стране изменят, на что-то повлияют, - поделился мнением Shuurgan. 

Песни молодого исполнителя выходят в основном на бурятском языке, и это, несомненно, большой вклад в развитие местной культуры.  

- Среди моих ровесников 20% говорят на бурятском. В основном им владеют люди старшего поколения, но им же приятно, что появляются молодые имена, которые творят на бурятском языке. Я считаю, это огромный вклад в культуру. Если делать творчество на бурятском и на это многие обратят внимание, будет очень здорово, - говорит он. 

Фото: Евгений Коноплёв; личный архив героев публикации

Русские песни монгольского певца

Поп-артист Surnee родом из Монголии. Сурэнхуу Бор (настоящее имя. - Прим. автора) со школы учил русский язык, а потом успешно прошёл конкурс на бесплатное обучение в БГУ. Так парень попал в Улан-Удэ.  

- Я люблю русскую музыку, русские песни, обожаю Диму Билана - это мой кумир. В Улан-Удэ мне пришлось быстро выучить русский язык, но в какой-то момент я уехал обратно в Монголию и думал, что делать - заниматься музыкой или быть экономистом и жить в Монголии. Я выбрал первое и остался в России. Ребят из AYA gang я знаю давно, они предложили мне вступить в объединение, - рассказывает певец. 

В репертуаре монгольского исполнителя песни о любви, молодости, танцевальные треки о смысле жизни. Сам певец отмечает, что вкладывает в творчество свои мысли о будущем молодежи. Пишет же он преимущественно на русском языке, хотя в его творческом багаже есть песни на бурятском и монгольском языках. 

- У меня не такой хороший русский, но мне нравится русская площадка, и я буду выпускать песни на обоих языках, чтобы максимально охватить аудиторию, - признаётся он. - Допустим, BTS (корейская группа. - Прим. авт.) мы слушаем, не знаем, о чём они поют, но нам нравится музыка. Мы хотим сказать, что сейчас не так важно, на каком языке ты поешь, важна музыка. 

Невольно сравнивая Монголию и Россию, Сурэнхуу отметил, что в его родной стране преобладает рэп и музыканты этого жанра затмевают попсовых исполнителей. В любимом стиле в Монголии певцу было сложно развиваться. Это стало одной из причин переезда. 

- Успеха проще добиться в России - тут какие-то чудесные треки, - говорит он. - Сейчас популярна песня «Зачем мне солнце Монако». Она «взрывает» хит-парады, хотя совсем недавно эту девушку никто не знал. Один трек залетел - и она стала популярной. Хочется таким же быть. И когда-нибудь осуществится моя мечта - сделать совместную работу с Димой Биланом. Я всё равно буду творить музыку на русском языке, потому что на нём проще песне залететь.

Также музыкант хочет выступать не только в Улан-Удэ, он мечтает, чтобы имена и песни всех ребят их творческого объединения знали в Монголии, Иркутске, Москве, Санкт-Петербурге. 

Фото: Евгений Коноплёв; личный архив героев публикации

О целях и заработках

Молодые перспективные ребята просто горят своим делом, хотят жить и заниматься только музыкой. Но перспективно ли это? 

- Артистам нынче нужно подрабатывать, потому что в сфере музыки заработок небольшой, - говорит Эрдэни. - Лично я работаю и буду работать, скорее всего. Я из деревни и могу подрабатывать в строительстве - построить забор или сложить печку. Официантом могу быть. Другого выхода нет. Я никого в этом не виню, потому что это проблема многих стран. Приходится так делать, тем более творческим людям. В Бурятии можно заработать только на корпоративах, а чтобы развиваться, нужно менять цели и расширять их в масштабах страны. Ведь мы занимаемся музыкой не только ради прибыли, важно и духовное совершенствование.

Услышать молодых артистов вы сможете на фестивале «Голос кочевников», который пройдёт 15–16 июля в Заиграевском районе (Ацагат) в этнокомплексе «Степной кочевник». Мероприятие организовано Бурятской государственной филармонией при поддержке Министерства культуры Бурятии.

Билеты на сайте burconcert.ru и в кассе филармонии (Улан-Удэ, ул. Каландаришвили, 23, 1-й этаж). Тел.: (3012) 21-32-24. 

Знак информационной продукции 0+

Читайте также