Страницы истории балета Бурятии. Бакалин Васильев

85 лет назад, 3 ноября 1937 года, родился Бакалин Николаевич Васильев — народный артист Бурятской АССР, преподаватель Бурятского хореографического училища, почетный профессор Восточно-Сибирской академии культуры и искусств, публицист и общественный деятель
Динара Трегубова, заведующая литературной частью БГАТОиБ
105

 И сегодня, 4 ноября, в честь его юбилея, на сцене Бурятского театра оперы и балета состоится вечер балета «‎Рыцарь танца‎».

 

Б.Н. Васильев действительно был благородным рыцарем танца, посвятившим культуре и искусству Бурятии 60 лет творческой деятельности. С 1948 по 1956 гг. он обучался в знаменитом Ленинградском хореографическом училище имени А.Я. Вагановой, а с 1956 г. до последнего дня своей жизни работал в Бурятском театре оперы и балета.

 

До середины 1980-х гг. Б.Н. Васильев — ведущий солист балета, создатель галереи ярких, неповторимых образов в богатом репертуаре тех лет. Это Черный Вихрь в «Красавице Ангаре», Ротбарт в «Лебедином озере‎», Нурали и Гирей в «Бахчисарайском фонтане‎», Визирь в «Легенде о любви», Магдавая  в «Баядерке», Эспада в «Дон Кихоте‎», Тореро в «Кармен-сюите‎», лесничий Ганс в ‎«Жизели‎»‎, Половец в Половецких плясках из «Князя Игоря» и многие другие.

 

Жизнь артиста Бакалина Васильева была неотделима от жизни педагога, воспитавшего несколько поколений артистов балета и балетмейстеров, работающих в разных городах России и за рубежом. «‎Он начал преподавать в культурно-просветительном училище..., а затем был приглашен преподавателем народно-сценического танца в Бурятское хореографическое училище… Мальчики выпускались у Б. Н. Васильева по классическому и народно-сценическому танцам, а девочки – по народно-сценическому танцу», — пишет доцент кафедры хореографии ВСГИК, заслуженный работник культуры РФ Аралтай Исаевна Каржаубаева.

 

С теплотой говорит о своём педагоге, Бакалине Николаевиче Васильеве, заслуженный работник культуры России и Бурятии, журналист и автор публикаций о Б.Н. Васильеве Эржена Цыреновна Гомбоева: «В наши первые годы учебы в училище он был еще молодым артистом балета, и мы, девчонки, наверное, все были в него влюблены. Занятия он вёл он очень деликатно, очень тактично. Чувствовалось, что он немного стесняется…  Но когда он выходил на сцену — то преображался. В нем жил неистовый темперамент, актерская харизма, он полностью входил в образ».

 

«Наш театр 1960-х, 70-х и 80-х годов невозможно представить без Бакалина Николаевича, — рассказывает главный балетмейстер Бурятского театра оперы и балета, заслуженный артист России Баярто Дамбаев. Он был постоянным партнером Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева, антиподом. Например, исполнял партию Черного Вихря. Каким он был! Взрывной, влюблённый, властный.

 

Жгучий испанец, он мог передать страстный испанский характер лучше самих испанцев! Это отмечал даже Херардо, когда в 1977 году приезжал в наш театр ставить "Испанские миниатюры"».‎

 

«На нашей сцене таких испанцев не было, — вспоминает Э.Ц. Гомбоева.  — В 1963 г. начали ставить балет «Дон Кихот», и он танцевал Эспаду. Сколько было эмоций, сколько энергии, какой он был красивый, какие эффектные были у него позы. Ощущались смелость, одержимость, стремление идти вперёд и побеждать. На сцене он был великолепен.

 

А его Нурали — это был взрыв. Дикая, стихийная, восточная натура. Когда он входил в раж, зал стонал.

 

Благодаря ему партия Ротбарта, у которого нет самостоятельных вариаций, выходила на значимую высоту. Каждый поворот головы, каждый взмах крыльев-рук, каждый настороженный  взгляд — всё говорило о том, что это злой гений, что именно он владеет всеми этими лебедями, и что без борьбы он Одетту не отдаст.

 

Когда в последние годы он работал помощником режиссера, то знал все роли, начиная от ведущих партий и заканчивая артистом кордебалета, который стоит в десятой линии около последней кулисы, он видел всю сцену. К этому времени практически вся балетная труппа состояла из его учеников».

«Не вы заработали это звание — академический,  — часто говорил тогда Б.Н. Васильев. Вы не имеете права танцевать хуже, ронять эту планку. Только поднимать — и с гордостью нести дальше». 

 

Среди выпускников Б.Н. Васильева — народные артисты РФ В. Ганженко, Ю. Муруев, Е. Самбуева, заслуженные артисты РФ А. Павленко, В. Кожевников, народные артисты РБ Т. Миханошина-Муруева, В. Андреев, Г. Батурина, заслуженные артисты РБ Э. Чернова, Н. Абыкова, Л. Иданова, А. Хабитуев, С. Сандаков.

 

Имя Бакалина Николаевича Васильева занесено в мировую энциклопедию «Балет‎» и энциклопедию МНР (в 1985-1986 гг. по направлению Министерства культуры СССР Б.Н. Васильев работал в Монгольском музыкально-хореографическом училище).‎ За заслуги перед Бурятией, связанные с достижениями в области культуры, за общественную деятельность по укреплению мира и дружественных отношений между народами Бакалин Васильев в числе первых был награжден медалью Агвана Доржиева. Статьи Б.Н. Васильева посвящены истории бурятского народа, языку и традиционной культуре бурят. Он внес значимый вклад в профессиональное искусство в Бурятии и за ее пределами.

Читайте также