«Подчиняя бронзу»: скульптор Пётр Гармаев о творческих находках, бурятской культуре и современном искусстве

Скульптор Пётр Гармаев  - лауреат выставки
Ольга Аносова, Бурятия
1068

Скульптор по зову сердца

Пётр Гармаев сейчас получает признание на многочисленных выставках и конкурсах. Его скульптуры экспонировались на выставках в Москве, Перми, Красноярске, Улан-Удэ и Иркутске. В бронзовых работах автор обращается к образам бурятской культуры и философии буддизма. Его герои - персонажи с добрым и открытым характером. Темы искусства Петра Гармаева - детство, любовь, семья.

Сегодня он - желанный гость в творческих проектах. Но поначалу ему не хватало веры в свои силы, и ремесло скульптора казалось чем-то несерьезным.

Мастер рассказывает о себе, что не получал художественного образования, а постигал азы искусства самостоятельно. Родился в семье из Бурятии - его отец из Джидинского района, а мама - из Кяхтинского. Таланты стали проявляться еще в детстве, когда Пётр увлекся пластилином. Ребенком много времени проводил рядом с отцом, который трудился в Союзе художников Бурятии. В то время Пётр часто бывал вместе с отцом в мастерской скульптора Геннадия Васильева.

В юности его интересовало программирование и цифровые технологии. Но в 2000 году высшее образование такой направленности можно было получить только во ВСГАКИ. Родители же отговорили от поступления туда, так как был большой конкурс абитуриентов. Был выбор поступить в Восточно-Сибирский государственный технологический университет. Так Пётр поступил на кафедру машиностроения во ВСГУТУ. Это был как раз год, когда в вузе открыли новую специальность «Технология обработки материалов и ювелирных изделий». Там преподавали живопись, рисунок, немного скульптуры. С момента начала обучения уже стало понятно, что интерес к ремеслу есть.

Свою первую практику Пётр Гармаев проходил в мастерской сейчас уже всемирно известного российского скульптора Даши Намдакова. Потом стажировался около 5 лет в мастерской Дмитрия Будажабэ. Там же познакомился со скульптором Гэсэром Зодбоевым. Каждый из этих мастеров, по словам Петра, научил его многому в светской пластике.

Скульптура воина: 1) с маской 2) без маски

В поисках себя

Сейчас на счету Петра Гармаева уже десятки крупных выставок не только в Бурятии, но и в России. Его работы высоко оценили в других регионах страны. А ведь поначалу к своему ремеслу он относился несерьезно, это было обычное хобби после окончания вуза. Параллельно с хобби мастер трудился на трех работах.

Творчество не приносило дохода, но требовало колоссального труда. Сильно повлиял и негативный опыт работы с несколькими художниками в Улан-Удэ. И было много моментов, когда действительно хотелось все бросить, Пётр считал, что скульптура - это не его. Вспоминает, как однажды ему сказали: «Либо занимайся этим серьезно, либо бросай».

- Я работал под заказ. И для многих я лепил их эскизы, идеи, получая постоянные претензии и переделки, хотя все выполнялось согласно техзаданию. Тут, конечно, играет роль особенность заказчиков - творческих личностей - они склонны полностью менять свою идею буквально на ходу. Так работать скульптору сложно, ведь у нас задача трудная, а переделать потом уже готовое изделие - все равно что начинать сначала. На одну скульптуру мог уйти месяц, а оплата всего 5-10 тысяч  рублей. Работа по итогу не ценилась совсем. Например, если заказчик просил меня выполнить заказ быстрее, то я мог все закончить за три дня. Но это воспринималось, почему-то, как лёгкие деньги для меня. Хотя я во время лепки не спал ночами и ускорялся, как мог. И естественно были мысли все бросить, - делится скульптор.

Самое запоминающееся событие было связано с поступлением в 2019 году в Красноярскую академию художеств. Оттуда выпускались многие именитые художники и скульпторы. Наш земляк Даши Намдаков тоже окончил это учебное заведение. Друг позвонил Петру и сообщил, что идет набор на обучение, нужно было быстро собрать документы и портфолио. При этом людей без художественного образования в академию не брали. Но он все равно решил попробовать.

В итоге героя публикации приняли в академию даже без профильного образования на основе портфолио и рецензий художников из Бурятии. Все окружающие были приятно удивлены. Пётр уже настраивался на учебу с сентября, но планы резко поменялись. Академия, которая раньше относилась к минкультуры России, перешла в ведение федерального министерства просвещения и изменились правила приема абитуриентов. Пётр не подошел по возрасту, всего на один год.

- Отказ я воспринял спокойно. Для меня было победой уже то, что меня вообще приняли туда без художественного образования, - объясняет Пётр.

Пётр Гармаев за работой

Сейчас, несмотря на более чем 20-летний опыт работы, он продолжает совершенствовать свое мастерство и раскрывает секрет, что участвует в выставках не ради победы или награды, а ради полезного опыта.

- Я не придаю значения победам в конкурсах или на выставках. Каждую свою работу делаю от души. Участвую в выставках для того, чтобы познакомиться с разными мастерами, скульпторами, художниками. Мне это нужно, чтобы узнать что-то новое, а не для того, чтобы кого-то победить, - говорит Петр.

Об искусстве Бурятии

Несколько лет работает в собственной мастерской вместе с еще двумя мастерами - Александром Дашимолоновым и Баиром Очиржаповым. Говорит, что ставить на поток искусство ему не нравится, но таковы требования времени, нужно зарабатывать.

Идей очень много, как и желания их когда-нибудь реализовать. Пока они воплощаются, благодаря участию в выставках, для которых мастер может делать свои персональные работы с уникальным художественным видением. С теплотой вспоминает скульптор свои самые первые работы -  «Маленький воин», «Львёнок» и «Девочка с маской».

- У каждого художника, скульптора свое лицо, свой стиль и своя техника. Самое сложное - найти свою индивидуальность, быть не похожим на других. Но так как в Бурятии многие из нас работают в одной тематике - национальной, буддийской, азиатской в целом, то все авторы похожи. Простому обывателю трудно отличать работы. Все дело в деталях, в штрихах, в стилистике в целом, - раскрывает тонкости лепки Пётр.

Скульптура «Орел»

У самого Петра Гармаева тоже есть своя стилистика, правда, он признается, что не может раскрыть свое видение в работах до конца. Ведь в Бурятии, привыкшей к классическому исполнению, его замысел могут просто не понять. Сам он объясняет это своим более современным взглядом на искусство. Свой авторский почерк в работах он определяет, как микс стилей.

- Бронзовое литье - это дорого. Поэтому я не все свои работы отливаю. Некоторые работы должны заслужить бронзу, к их выбору надо подходить тщательно, - считает Пётр.

Любимые работы мастера - «Счастье», «Бууза» и «Орёл» из стали. «Счастье», по словам Петра, отражает его глубоко личные переживания, воспоминания о детстве. Олицетворяет счастье. Изображена маленькая девочка, потому что взрослое счастье  - это мимолетное и обычно что-то материальное, а детское счастье - это самое искреннее и доброе. Поэтому, это одна из самых эмоциональных работ, которая восхищает и других людей.

Скульптура «Счастье» - одна из любимых работ мастера

Мастер мечтает сделать скульптуру Будды, с соблюдением всех канонов. Говорит, что это очень сложно, ведь много нюансов и нужно отразить глубокий смысл. Пётр объясняет, что лично для него - это вызов. Идея в том, чтобы потом скульптуру Будды сделать для всех своих родных и оставить память о себе.

Семья к творчеству Петра относится хорошо. Причем мама всегда поддерживала и положительно воспринимала увлечение сына. Отец же поначалу много критиковал, а сейчас часто помогает.

Пётр верит, что со временем люди поймут его индивидуальное видение, необычный стиль. Также говорит, что планирует заняться чеканкой в будущем, но пока это его не интересует, хотя иногда работы и приходится чеканить самому.

Скульптура «Лев» в авторской стилистике Петра Гармаева

- Большая мечта - продвинуть Бурятию, дать развитие бурятскому искусству, сделать его более прогрессивным. Пока у нас искусство остается классическим. А для большей части России Бурятия  - это вообще неизвестная другая страна. Бывали случаи, когда я приезжал в другие регионы на выставки и люди искренне считали, что я иностранец. Хочется, чтобы больше знали о нашем регионе и Байкал ассоциировался не только с Иркутском, но и с Бурятией, с нашим уникальным искусством, - заключает Пётр Гармаев.

Автор: Ольга АНОСОВА

Читайте также