Прикосновение к прекрасному: Татьяна Тышкенова

На сайте Союза театральных деятелей России вышло интервью  с художником по костюмам Бурятского театра оперы и балета Татьяной Тышкеновой
Дарья Семёнова
896

Художник по костюмам – профессия, позволяющая красоту не только изображать, но и воплощать непосредственно: сердцем, фантазией и собственными руками. Татьяна Тышкенова – дизайнер из Улан-Удэ, уже седьмой год создающая костюмы в Бурятском театре оперы и балета им. Цыдынжапова. Строгие рамки классического искусства лишь подстегивают творческое воображение, и сцена становится самым лучшим подиумом. Впрочем, для этого мастера театр – место сакральное, где происходит настоящее таинство: рождение Спектакля. 

– Расскажите, как происходил выбор профессии. Он родом из детства? 

– Я с детства любила рисовать, шить, и мне всегда была близка творческая деятельность. В школе на уроках труда мы учились строить конструкции лекал, изучали технологический процесс изготовления одежды, и эта сфера меня заинтересовала. После окончания школы я думала,какую профессию выбрать. Поступала параллельно в два университета – на экономический факультет и факультет сервиса, технологий и дизайна по специальности «конструирование швейных изделий», потому что на тот момент специализации «дизайн одежды» в вузах города еще не было. Остановила свой выбор на творческой специальности. 

– Вы ведь начинали именно как дизайнер. 

– Да, я участвовала в конкурсах дизайнеров и в процессе учебы, и после выпуска, ездила по разным городам. Я являюсь лауреатом и дипломантом всероссийских конкурсов, финалистом международных – «Адмиралтейская игла» в Санкт-Петербурге, «Русский Силуэт» в Москве. Уже работая в театре, я приняла участие в международном конкурсе дизайнеров и модельеров «Подиум – 2019» в Сочи и была удостоена специального приза от председателя жюри Салеха Мохамеда Абдель Моати (Луксор, Египет) за коллекцию «Illusion Flowers». Мне хотелось бы вернуться к этой деятельности, но пока свободного времени нет – я полностью посвятила себя работе в театре.

– Откуда же интерес к театру? Тоже из детства?

– Насколько я помню, в первый раз я побывала за кулисами в 2011 году, когда участвовала в конкурсе дизайнеров «Baikal Fashion Week». На следующий год конкурс опятьпроходил в театре, и у меня появилась возможность вновь увидеть эту сцену, зал... Ты как будто попадаешь в другой мир, наполненный тайной. Также я посещала разные спектакли, смотрела видео, мюзиклы, и интерес к театру становился все больше, хотелось прикоснуться к этому виду творчества, узнать, как рождается постановка, как создаются костюмы и декорации. 

– Расскажите о своих первых шагах в театре. 

– В ноябре 2016 года я увидела вакансию портного, но не смогла на нее откликнуться, поскольку в это время путешествовала, а по приезду ее уже не было. Но уже в начале 2017-го я устроилась в театр, а в конце следующего года у меня появилась возможность попробовать себя в качестве художника по костюмам. Первой моей работой стал балет «Щелкунчик»: было редактирование спектакля, обновление некоторых костюмов – французского и испанского, для танца снежинок, костюмов родителей.  

– Важно ли, что до того, как занять должность художника по костюмам, вы поработали в цехах? 

– Придя в театр, я уже знала технологию изготовления костюма, но что-то было ново для меня – какой здесь процесс изготовления лифов для балета, какие тонкости используют при пошиве. Интересно было работать над классической пачкой: она состоит из девяти слоев, и каждый слой собирается по-разному. Думаю, да, работа в цехе помогла мне, я уже понимаю, какие нюансы нужно учитывать при создании эскизов. Особенно это касается балетного костюма, поскольку он обладает определенной спецификой.

По специальности я инженер-конструктор, поэтому изучала,какие есть нюансы в технологии, как сделать лучше и эффективнее. Я думаю, что художник по костюмам должен знать, хотя бы немного, технологический процесс изготовления костюмов, разбираться в видах тканей и используемых материалах. Потому что прочитать эскиз можно по-разному, а что именно за материал, какая конструкция деталей была задумана художником, может сказать только он сам. Когда я создаю эскиз, я параллельно продумываю технологический процесс изготовления, крой, какие будут использованы ткани, фурнитура. 

– В театрах есть мастера, занимающиеся только женскими и только мужскими костюмами, а как у вас в театре? И над чем работали вы?

– У нас в театре тоже есть такое распределение, но часто бывает, что в конкретном спектакле больше женских или мужских костюмов, тогда работа распределяется на всех. Я работала как женский мастер, но также выполняла и работу над мужскими костюмами.   

– Какие ткани чаще всего используются в театре? 

– Самые разные. В балете в основном выбираем легкие ткани, такие, как шифон, легкий креп, бифлекс, но и более тяжелые тоже присутствуют. Так, для создания балета «Ромео и Джульетта» были использованы такие материалы, как жаккард, бархат, замша. Общий метраж тканей иногда бывает достаточно большим, например, в «Танце рыцарей» для платьев дам на балу он достигал 14 метров! 

– Что нужно учитывать при создании костюмов: сценографию, хореографию? 

– Сначала режиссер озвучивает свои идеи, общий замысел к спектаклю. Потом мы с художником-постановщиком приступаем к работе. Костюмы должны гармонировать с декорациями, учитываются цвет, детали, материалы. Также влияет свет, ведь он может изменить цвет и фактуру тканей. Изучается и либретто, уточняется, как будет поставлена хореография. Ведь костюм в хореографии играет важную роль, помогая актеру раскрыть характер персонажа.   

– В классическом балете уже многое продумано заранее – традиция. Насколько интересен вашему зрителю такой репертуар? 

– Мне кажется, интерес к классическому балету никогда не угаснет, ведь посмотреть такой спектакль – это все равно что прикоснуться к чему-то прекрасному, вечному, возвышенному. 

– Какие из ваших работ вы могли бы выделить особо? 

– Работа над каждым спектаклем очень важна и дорога мне, ведь в процессе всегда погружаешься в историю, отдаешь частичку своей души. Но, наверное, на данный момент я все-таки смогу назвать три. Это, во-первых, балет «Лик богини» в постановке Александра Мишутина. Затем «Ромео и Джульетта» в постановке сына и внука знаменитого балетмейстера Леонида Лавровского – хореографа-постановщика Михаила Лавровского и режиссера Леонида Лавровского-Гарсиа. И национальный балет «Земля веры – Баргуджин Тукум», где художественным руководителем, режиссером-постановщиком, хореографом-постановщиком и художником по свету является Никита Дмитриевский. 

– К слову о «Земле веры». Как воспринимается этот необычный балет в Бурятии? 

– Зритель очень полюбил его. Это не простой балет – он основан на бурятской мифологии и истории, на традициях и верованиях. Это спектакль, где мир шаманизма встречается с миром буддизма: главные герои – души влюбленных, путешествующих по разным измерениям и встречающихся в новом перерождении. Он глубоко проникает в сердце. Каждый раз при просмотре этого балета в душе смешиваются различные чувства, а после спектакля еще долгое время думаешь о нем. Публика всегда очень тепло принимает его, аплодисменты долго не смолкают, и зритель восторженно приветствует артистов. Ведь какая поставлена хореография, сколько деталей, как выставлен свет, музыка, костюмы, декорации!

Я всегда стараюсь максимально передать в костюмах образ и характер героя. Так было и здесь. Один из значимых для меня – это костюм птиц Муу-шуббун: важно было донести их сущность, показать, кто они, но при этом отразить их красоту. Муу-шубуун (плохие птицы) – это демонические сущности, оборотни в образе девушек с ярко-красными, цвета крови, клювами. Они заманивают путников, похищают, а потом «съедают» их душу. Создание маски было очень волнительным моментом: каждый шаг я прорабатывала вместе с мастером, на себе отмеряла, где и как нужно отрезать, согнуть, соединить. 

– В декабре вы привозили эту постановку в Москву. Успеваете ли на гастролях что-то увидеть помимо собственных спектаклей? 

– К сожалению, нет, особенно в этот раз, ведь надо было все проконтролировать, проверить костюмы. В перерывах между репетициями и спектаклем иногда есть время посмотреть театр, цеха – конечно, это очень интересно! Но вообще гастрольные поездки идут в быстром темпе. Приехали, на следующий день репетиция, вечером спектакль...

– А как же тогда узнавать что-то новое, чем вдохновляться? 

– На создание костюмов меня вдохновляет музыка. Она дает настрой, помогает сконцентрироваться. Также очень сильно вдохновляет природа, она дает силы и успокаивает, может излечить и наполнить энергией. При прорисовке эскизов мне всегда хочется уединиться, погрузиться в себя. Еще я иногда просматриваю разные спектакли, мюзиклы. 

– В зимние месяцы особенно трудно не то что уединиться, но и просто выдохнуть. А уж в начале года какая суета! 

– Да, этот период обычно всегда загружен: подводим итоги, закупаем материалы к спектаклям, которые будут в следующем году. Театр начинает работать уже со второго января. И мне хватает буквально пары дней, чтобы немного разгрузиться, перестроиться на новый год и приступить к прорисовке эскизов. Искусство не отпускает. 

– Да, и в праздничном репертуаре есть особая прелесть. 

– Конечно, создать для людей праздничную атмосферу в преддверии нового года и его начале очень важно. Каждый год наш театр готовит к показу балет «Щелкунчик» и сказку (в этот раз это музыкальная сказка для детей «Мороз Иванович»). На таких постановках всегда учитывается возраст аудитории, чтобы маленькому зрителю было интересно. В этот раз я делала костюм Яблони, и мне хотелось приблизить его к настоящему дереву: были использованы ветки и бутафорские яблоки. Также создали костюм Печки: идеей было сделать каркасную конструкцию. 

– В театре время измеряется сезонами, а не годами, но все-таки январь – хороший период для пожеланий. 

– Театральный сезон у нас начинается с сентября, но все равно в конце года идет анализ не только его первой половины, но и того, что было выполнено за весь год и за прошедший сезон. В этот раз он был насыщенным: балеты «Ромео и Джульетта» и «Земля веры – Баргуджин Тукум», оперетта «Мистер Икс». Хочется, чтобы и в следующем году были интересные постановки, новые знакомства, хочется решать и выполнять какие-то сложные задачи. Всем желаю счастья! Пусть в наступившем году будет еще больше радостных дней, незабываемых моментов, и пусть вдохновение никогда не покидает вас!

 Фото из личного архива Татьяны Тышкеновой

Ссылки: https://www.artistbook.ru/post/прикосновение-к-прекрасному-татьяна-тышкенова

 

Читайте также