5 октября 2024 года исполнилось бы 105 лет Анне Борхоновне Тогоноевой, возможно, первой профессиональной балерине Республики Бурятия, заслуженной артистке Бурятской АССР и яркой звезде Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Гомбо Цыдынжапова. За свою долгую и насыщенную карьеру она стала символом бурятского балетного искусства, показав, как велика сила таланта, когда за ним стоит труд, упорство и преданность сцене.
Ранние годы и дорога в балет
Анна Борхоновна родилась 5 октября 1919 года на острове Ольхон, в крестьянской семье. В те годы судьба балерины казалась чем-то совершенно недостижимым для девушки из бедной семьи. Однако в Анне с самого детства проявлялись стремление к искусству и природная пластичность, что в дальнейшем определило её путь.
В 1935 году она поступила в Улан-Удэнский техникум искусств на драматическое отделение, где её талант заметили педагоги. Сценическая деятельность захватила её с головой: она полюбила свет рампы, репетиции и яркие костюмы. Именно в этот период началась её любовь к сцене, которая останется с ней на всю жизнь.
Уже в 1937 году Анна начала работать в драматическом театре в качестве вспомогательного состава, а через два года, в 1939 году, её жизнь изменилась благодаря судьбоносной встрече с балетмейстером Михаилом Арсеньевым, который увидел в юной танцовщице огромный потенциал и пригласил её в только что созданную балетную труппу Бурятского театра оперы и балета.
Первые шаги на сцене
Обучение балетному искусству было нелёгким: Тогоноева осваивала классический и характерный танец, проводя долгие часы на репетициях. Арсеньев уделял особое внимание развитию её техники, и в результате уже в 1943 году Анна исполнила свою первую роль — вторую жену хана Гирея в балете «Бахчисарайский фонтан». Хотя эта роль была небольшой, она сразу привлекла внимание зрителей благодаря выразительности и характеру, которые Тогоноева привнесла в образ.
В дальнейшем Тогоноева продолжила развивать свой репертуар и исполнять всё более сложные и значимые партии. Её пластичность, выразительность и умение глубоко вживаться в роль позволили ей воплощать на сцене самые разные образы — от нежных и лиричных до трагичных и комедийных.
Многогранный репертуар
Талант Анны Тогоноевой был по-настоящему многогранным. В её репертуаре были как классические партии, такие как Одиллия в «Лебедином озере» и Лиза в «Тщетной предосторожности», так и более специфические образы, например, коварная фея Карабос в «Спящей красавице» или комическая Бармалеиха в «Докторе Айболите». Каждая роль была уникальной, и Тогоноева умела находить в каждом персонаже что-то особенное, создавая яркие, запоминающиеся образы.
Её Одиллия, например, завораживала зрителей своей демонической силой. В её исполнении это была не просто злодейка, а по-настоящему опасная и магическая сущность, завлекающая и обманывающая принца. Тогоноева умела передать эту сущность не только через танец, но и через взгляд, жесты и мимику, что делало её выступление особенно завораживающим.
Не менее впечатляющей была её комическая роль Бармалеихи в детском спектакле «Доктор Айболит». Острохарактерный персонаж был полон энергии и юмора. Тогоноева мастерски играла злую старуху с длинным носом, вызывая смех у зрителей своим утрированным поведением и забавными танцами.
Роль, определившая карьеру — Тао-Хоа
Однако самой яркой ролью Анны Борхоновны стала партия Тао-Хоа в балете «Красный мак» композитора Рейнгольда Глиэра. Эта роль требовала от актрисы не только блестящей техники, но и глубокого понимания характера героини. Тао-Хоа — китайская танцовщица, которая постепенно осознаёт, что её место — в борьбе за свободу своего народа. Тогоноева вживалась в этот образ с невероятной точностью, показывая духовный рост своей героини.
Её танец с чашей перед советским капитаном стал кульминацией спектакля и одной из самых запоминающихся сцен. По словам рецензентов, Тогоноева сумела передать всю психологическую глубину образа, а её танцевальные движения были наполнены национальным колоритом и тонким стилем.
Эта роль стала для неё настоящим открытием и предметом гордости. Она настолько полюбила свою героиню, что погружалась в её образ с утра до самого вечера, не отпуская из своих мыслей даже в повседневной жизни. Тао-Хоа для Тогоноевой была не просто ролью — это был персонаж, с которым она чувствовала духовную связь.
Военная деятельность
Во время Великой Отечественной войны Анна Тогоноева не осталась в стороне. Она была участницей концертных бригад, выступавших на Дальневосточном фронте. Танцовщица, которая могла покорить зрителей на сцене театра, теперь радовала и поддерживала солдат на передовой. Эти выступления были не менее важны, чем её работа на сцене, и они стали символом её преданности не только искусству, но и своему народу.
Наследие
За свою карьеру, охватывающую более двух десятилетий, Анна Борхоновна Тогоноева сыграла огромное количество ролей, каждая из которых стала незабываемой. Она умела передавать через танец глубину человеческих чувств, будь то трагическая Хасинта из «Лауренсии» или коварная Одиллия из «Лебединого озера». Её комедийные роли, такие как Бармалеиха, заставляли зрителей смеяться, а драматические партии, такие как Тао-Хоа, — глубоко сопереживать её героиням.
За свои заслуги Анна Тогоноева была удостоена звания заслуженной артистки Бурятской АССР в 1948 году. Её вклад в развитие бурятского балета невозможно переоценить: она стала настоящим символом становления этого искусства в республике и вдохновила не одно поколение танцовщиков.
Анна Тогоноева была не просто балериной — она была живой легендой бурятского балета, символом профессионализма, таланта и преданности своему делу. Её многогранный талант и способность вживаться в самые разные образы оставили неизгладимый след в сердцах зрителей. Её искусство продолжает жить через тех, кто помнит её на сцене, через учеников, которых она вдохновляла своим примером, и через бурятский балет, который она помогала строить и развивать.
105 лет со дня её рождения — это повод вспомнить и почтить память выдающейся танцовщицы, чей талант продолжает жить в истории и традициях Бурятского театра оперы и балета.